Закон суров, но он закон...

Юрист рпц


Игумения юридическая. Как обеспечивается «монополия на православие» и множатся объекты недвижимости РПЦ

Образ современной Московской патриархии формируют не только патриарх Кирилл и «попы на мерседесах». У него есть и женское лицо: зовут Ксения (Чернега) — ​игумения, настоятельница московского Алексеевского монастыря и главный юрист патриархии. Именно она все чаще высказывается по ключевым вопросам от имени РПЦ. Она не нуждается в строгом окрике патриарха, 21 сентября пригрозившего духовенству: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — ​оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Кто не согласен — ​на пенсию!» Игумения прочно встроена в вертикаль патриаршей власти.

Фото: Сергей Петров / ТАСС

Свежая сенсация и ее «разъяснение»

С этой скромной матушкой в черной рясе и апостольнике связано множество «информационных поводов», которые выдает в медиапространство патриархия. Один из таких как раз появился на прошлой неделе. Российские СМИ облетела сенсация: на волне борьбы с «православными экстремистами», выступающими против фильма «Матильда», патриархия призывает принять закон, запрещающий организациям, не входящим в структуру РПЦ МП, использовать в своих названиях слова «православие», «православный» и производные от них. Логика инициативы состоит в том, что организации, призывающие поджигать кинотеатры и творить прочий экстремизм, называют себя православными и тем самым бросают тень на патриархию. А ведь патриархия-то их осуждает и готова всячески помогать государству в борьбе с ними!

В воздухе повеяло «монополией на православие», а ведь в России, помимо Московской патриархии, зарегистрировано еще несколько «альтернативных» церквей и старообрядческих согласий, которые исповедуют православие. Подобная монополия существует, например, в Грузии, где подписан конкордат между государством и Грузинской патриархией. «Альтернативные» православные в этой стране существуют полулегально, а то и вовсе подпольно. В России такие церкви тоже не чувствуют себя вольготно: у них отбирают храмы, а их публикации признают «экстремистскими». По словам игумении Ксении, в стране зарегистрирован «целый блок» организаций, в названии которых присутствует «православный», хотя «никакой связи с Церковью у этих организаций нет».

Но «информационные поводы» иногда появляются для того, чтобы их опровергать. Призыв к «монополии на православие» звучит слишком провокационно после двух показательных встреч Владимира Путина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (в марте и в мае нынешнего года). Призыв запретить этой церкви называться православной воспринимается теперь как фронда и нелояльность.

И вот 18 сентября юридическая служба патриархии выпускает «разъяснение» за подписью той же Ксении: «Позиция службы заключается не в том, чтобы запретить использование слова «православный» в наименованиях религиозных организаций, не связанных с Русской Православной Церковью, а в том, чтобы ограничить использование сведений о религиозной принадлежности в наименованиях тех коммерческих и некоммерческих организаций, которые не имеют никакого отношения к религии и религиозным общинам». И на том спасибо.

Хотя повис в воздухе вопрос, а кто же будет определять (и по каким критериям), какая организация «имеет отношение» к религии, а какая — ​нет?

Велика Артемида Московская!

Наша героиня — ​главный юрист патриархии и одновременно игумения женского монастыря в Красном Селе (метро «Красносельская») Ксения (Чернега) — ​родилась в Москве в 1971 году и получила хорошее юридическое образование. В 1998-м в Московской государственной юридической академии защитила диссертацию «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты». К тому времени она уже пять лет работала в религиозной организации с совершенно нерелигиозным названием — ​«Юридическая служба». Эта необычная религиозная структура обслуживала главным образом приход храма Всех Святых в Красном Селе, переданного РПЦ в 1991 году и возглавляемого харизматичным молодым священником Артемием Владимировым. Его духовным чадом будущая игумения стала еще до открытия храма в Красном селе, когда о. Артемий служил в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Там вокруг него начала формироваться весьма специфическая община (преимущественно девичья), которую церковные острословы именуют «Артемида Московская» (по аналогии с языческой Артемидой Ефесской, ярко упомянутой в новозаветной книге Деяний Апостолов (глава 19, стихи 23–40)). Специфика общины — ​прямое продолжение специфики о. Артемия, выпускника филфака МГУ, чрезвычайно артистичного, импозантного и остроумного, но вместе с тем строго аскетичного и явно юродствующего (батюшка любит говорить загадками и прибаутками, что приводит почитателей в полный восторг, убеждая их в пророческом даре своего духовного отца).

Выбор монашества не очень типичен для последовательниц о. Артемия. По собственному признанию игумении Ксении, патриарх Кирилл, к которому она еще в 2009 г. обратилась с прошением о постриге, удивился такому намерению, но не потому, что хорошо знал своего главного юрисконсульта, а потому, что считал ее работу трудно совместимой с монашеством — ​слишком суетной. Эту проблему признает и наша героиня в интервью сайту отдела РПЦ по делам монашества в феврале 2016 года: «Не всегда нахожу силы подняться в раннее время. Бывать ежедневно на Литургии мне не удается».

Несмотря на высокую духовность прихода о. Артемия, в прессу иногда попадали отголоски скандалов, связанных с разного рода бизнес-активностью вокруг этого храма. При ангелоподобном о. Артемии состоял весьма практичный староста, который монетизировал символический капитал. Юридическим обслуживанием этих бизнес-проектов в частности занималась религиозная организация «Юридическая служба», опыт которой довольно быстро оказался востребован на самом высоком церковном уровне.

Но к этому мы еще вернемся, а пока несколько слов о светской карьере Ксении Чернеги. В 2003 году, будучи молодым кандидатом наук, она становится профессором (!) кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Академии труда и социальных отношений. Почти одновременно Ксения приглашается на должность юрис­консульта патриархии, а в 2010 году ее приглашают в качестве профессора сразу два вуза — ​Московская академия экономики и права и Православный институт св. Иоанна Богослова. В 2009 году она принимает иноческий (начальный) постриг и возглавляет юридическую службу Московской патриархии. Полный (мантийный) монашеский постриг приняла в 2013-м и тогда же была возведена в сан игумении возрожденного Алексеевского монастыря, созданного на базе прихода о. Артемия.

Чисто формально старец теперь стал подчиненным своей духовной дочери: его статус понизился с настоятеля до духовника обители.

Убеждения и возможности

В одном из своих интервью Ксения призналась в особом почитании Николая II и членов его семьи: «Мне этим и близок Государь, поскольку лично я — ​мягкий по натуре человек, а возложенные на меня послушания требуют твердости и выдержки. Недопустимы свойственные женскому полу эмоциональные всплески, слезы, разговоры «по душам». Матушка признается, что тратит редкие минуты свободного времени на чтение и перечитывание книг о царственных мучениках. Тем удивительнее, что православная общественность до сих пор не услышала от нее каких-либо жестких высказываний о «Матильде».

Игумения скептически оценивает уровень церковно-государственного сотрудничества в современной России: «До «сращивания» с государством нам очень далеко», — ​считает она, но тут же оговаривается, что и равноправия религиозных объединений в России нет: «Равенство» — ​в правовом смысле этого слова — ​вовсе не предполагает равноправия… Поэтому периодически в Государственной думе возобновляются инициативы депутатов дополнить законодательство нормами, классифицирующими религиозные организации на «традиционные» и «нетрадиционные»».

О впечатляющих лоббистских возможностях игумении говорит, например, такой факт. Заранее зная о готовящемся массовом сносе мелких палаток и кафе в Москве, мать Ксения смогла провести через Госдуму (!) поправку в статью 222 Гражданского кодекса РФ, позволяющую без решения суда сносить самовольные постройки. Из-под действия статьи были выведены самовольные постройки религиозного назначения.

Главный юрист патриархии является и идеологом (не самым главным, конечно, поскольку инициатива исходила от патриарха) уголовного преследования за «оскорбление чувств» — ​одной из самых расплывчатых новаций законодательства последних лет, породившей целое профессиональное сословие «оскорбленных верующих».

Конечно, и такая знаковая вещь, как «опэкизация» школьного образования (введение в курс предмета «Основы православной культуры»), не прошла мимо главного юриста патриархии. В одном из интервью 2012 года м. Ксения категорически отрицала действие «ленинского декрета»: «Некоторые депутаты всерьез утверждали, что в России государственная школа «якобы отделена от церкви», и поэтому изучение в российских школах основ религиозной культуры недопустимо. Однако принцип отделения школы от церкви давно и безвозвратно ушел в прошлое».

Отчитываясь о своих законотворческих успехах 2015 года, игумения выделила поправки к закону «О некоммерческих организациях», освобождающие религиозные организации от сдачи слишком сложной отчетности. Принятые тогда же поправки к закону о свободе совести существенно сократили полномочия органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности церкви. А законом города Москвы религиозные организации освободили от торгового сбора, если торговля ведется в храмах или на прихрамовых территориях.

Приоритет в работе главного юриста при патриархе Кирилле — ​это, конечно, борьба за передачу в собственность РПЦ ценных объектов недвижимости (типа Исаакиевского собора), но с тем, чтобы обязательств по содержанию этих объектов у РПЦ было как можно меньше. В первую очередь для этого надо сократить влияние музеев и прочих учреждений культуры на соответствующих объектах. «Мы считаем, — ​заявила м. Ксения в феврале 2015 года, — ​что если архитектурный ансамбль признан религиозно-историческим местом, то приоритетной должна стать именно богослужебная деятельность. А все остальные виды деятельности на территории ансамбля — ​музейная или туристическая — ​должны быть вспомогательными и осуществляться в той степени, в какой они не препятствуют богослужебной деятельности религиозных организаций…»

Об одном из наиболее вопиющих сюжетов с «церковной недвижимостью», в которых задействована м. Ксения, «Новая» дважды писала в текущем году. Не повезло Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО) в Москве, на Верхней Красносельской улице. Комплекс его зданий общей площадью более 8000 квадратных метров оказался на исторической территории Алексеевского монастыря, где как раз игуменствует м. Ксения. Вернуть этот объект, построенный при советской власти, — ​дело профессиональной чести игумении как юриста.

Ситуация действительно неординарная. Мало того, что весь комплекс института построен после революции, так он еще и удален от актуальной территории монастыря метров на 200–300; между ВНИИРО и монастырем проходит трасса Третьего транспортного кольца. Действительно, до революции у монастыря была очень большая территория — ​ведь он располагался в пригороде Москвы. Но после 1917 года эту территорию застроили, и при любом уровне клерикализации страны власти не смогут очистить ее, например, от того же Третьего кольца.

Претензии на здание ВНИИРО впервые высказал в 2004 году все тот же о. Артемий Владимиров. Но тогда это сочли шуткой, юродством. Годы шли, и вот в 2016-м претензии стали предметом судебного разбирательства. После публикации «Новой» участники разбирательства решили заключить мировое соглашение: передать здание РПЦ в течение не двух, а шести лет. Патриархия проявила гуманизм! А для признания институтского комплекса «церковным» оказалось достаточно маленького фрагмента стены Крестовоздвиженского храма Алексеевского монастыря в цокольном этаже, со всех сторон застроенного новыми помещениями института. В церкви утверждают, что вокруг этого маленького фрагмента на протяжении всей советской и постсоветской власти продолжалась невидимая мистическая жизнь.

Другой пример такого рода: позиция Ксении (Чернеги) по вопросу передачи РПЦ поликлиники детской инфекционной больницы № 12 г. Москвы, располагавшейся по адресу: Ленинградский проспект, 16. Разумеется, с закрытием поликлиники. В отличие от ВНИИРО это здание действительно дореволюционной постройки, но и оно церковным никогда не было. Это бывшая богадельня княгини Черкасовой для бедняков, находившаяся в распоряжении Императорского человеколюбивого общества.

Загвоздка в том, что при богадельне до 1917 года существовал домовый храм, и этого, по мнению игумении, достаточно, чтобы все остальные помещения «образовывали с ним единый комплекс». На доводы об отсутствии правопреемства игумения отвечала жестко: «Не важно, на какие деньги они строились, не важно, кому до революции они принадлежали: церкви, государству или частным собственникам… Здание храма однозначно должно быть передано православной церкви, однозначно она [поликлиника] должна быть выселена». Поликлинику из бывшей богадельни выселили, храм восстановили, а свободные помещения новые хозяева сдали под офисы.

www.novayagazeta.ru

Главный юрист РПЦ: новая норма закона нас вполне устроит

Предложения РПЦ о праве бесплатного пользования землей учтены в новой версии Гражданского кодекса. Об этом в интервью порталу «Православие и мир» рассказала руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения.

По ее словам, патриарх Кирилл направил письмо Владимиру Путину еще 6 мая, оно касалось новой редакции Гражданского Кодекса, которая в то время была внесена в Госдуму. Согласно первоначальной версии закона, у собственников зданий на государственной или муниципальной земле будет лишь право ее выкупа, а безвозмездное пользование превращается в платное постоянное землевладение. Такая норма означала для церкви фактически потерю бесплатного права на землю, в связи с чем патриарх и решил обратиться к президенту.

Как пояснила инокиня, в нынешней версии законопроекта пожелание РПЦ учтено, и для религиозных организаций предусмотрена возможность постоянного землевладения на бесплатной основе. «Конечно, проект еще не принят во втором чтении – оно будет решающим. И если эта норма будет сохранена, то она нас вполне устроит», - пояснила главный юрист РПЦ.

 

Как написала 11 сентября газета «Ведомости», патриарх Кирилл направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил его не лишать церковь бесплатных земель. В своем письме Кирилл указал на то, что поправки в ГК «затрагивают законные интересы религиозных организаций» разных конфессий, в том числе права на землю под храмами, мечетями, синагогами.

 

В большинстве случаев эти земли принадлежат государству или муниципалитетам, а с 2010 года они могут безвозмездно передаваться религиозным учреждениям в собственность или долгосрочное пользование (т. е. без арендного платежа). Патриарх отметил, что поправки в Гражданский кодекс приведут к «переделу» земель, ведь большинство религиозных организаций не смогут платить за землю и откажутся от прав на нее. 

Эксперт «Полит.ру» Алексей Муравьев отмечает, что религиозные организации в Европе и США не владеют землями, и требование патриарха Кирилла о «бесплатной земле» свидетельствует об экономической деградации, в условиях которой земля - главная валюта. «РПЦ требует землю под храмами в порядке растущей своей экономической экспансии и в связи с желанием конвертировать символический капитал в землю», - поясняет Муравьев. По словам эксперта, требование отдать земли под храмами говорит о недоверии церкви к государству — религиозные организации будто опасаются, что земли могут отобрать. Муравьев отмечает, что функционирование церквей не обязательно связано с землевладением, тем не менее, РПЦ стремится получить максимальное количество земель в собственность.

Церковные угодья. Фото: pravmir.ru

Как стало известно «Полит.ру», в патриархии существует специальная служба, занимающаяся отчуждением бывших церковных объектов и земли под ними в церковную казну. Например, РПЦ отобрала у государства ряд музеев с землей (в Костроме, Рязани) и инициировала запросы в государственные органы с целью получить в собственность земли в исключительном порядке.

 

Справка

Если обратиться к истории вопроса, то церковные земли были как в Византии, так и на Руси - церкви принадлежало до 20 процентов всех земель. Тогда церковное землевладение выполняло двойную функцию: обеспечивало монастыри и приходы и мистически освящало землю церковным авторитетом. Однако среди религиозных деятелей были и противники церковного землевладения, среди которых — митрополит Киприан и известный церковный деятель Нил Сорский. Они, в частности, отмечали, что владение отвлекает иноков от молитвы.

Впрочем, тех, кто стоял во главе государства, также не устраивало состредоточение земель в руках церкви — некоторые Рюриковичи и императорская династия Романовых стремились ограничить церковное землевладение. После революции 1917 года все церковные земли и вовсе перешли под контроль государства. До настоящего момента государство владело всеми землями, на которых располагаются церковные строения, и передавало их в пользование религиозным организациям на условиях аренды. Поскольку закона о реституции в России нет, такое положение вещей устраивало и государство, и церковь.

maxpark.com

Ксения Александровна Чернега — Циклопедия

Ксения Александровна Чернега

 
Место рождения Москва
Гражданство Россия

Ксения (Оксана) Александровна Чернега (род. 1 мая 1971 года в Москве) — юрист РПЦ. Участвовала в разработке законов «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», «Основы религиозных культур и светской этики» и «О защите чувств верующих»[1].

Реституция — восстановление в собственности. Передача с участием игумении Ксении (Чернега), 2012 год

Родилась 1 мая 1971 года в Москве. Ксения — церковное имя, взятое после пострига. Имя при рождении точно неизвестно, в большинстве источников указано имя Оксана, но данным издания «Коммерсантъ» Чернега носила имя Ксения с рождения[1].

В 1993 году Ксения Чернега окончила Московский государственный юридический университет по специальности «правоведение». В 1998 году окончила аспирантуру там же и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты»[2].

В 1993—1997 годах работала юристом религиозной организации «Юридическая служба». В 1997—1998 годах преподавала в Институте защиты предпринимателя. В 1998—2003 годах преподавала в Московском государственном юридическом университете. В 2003—2010 годах преподавала в Академии труда и социальных отношений. В 2004—2010 годах занимала должность юрисконсульта Московской патриархии. С 2010 года преподаёт в Московской академии экономики и права и Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Также с 2010 года возглавляет юридическую службу Московской патриархии[2].

[править] Внутрицерковная карьера

26 августа 2009 года пострижена в инокини и получила церковное имя Ксения. 16 июля 2013 года назначена игуменией расположенного в Москве Алексеевского женского монастыря. 23 декабря 2013 года Патриархом Кириллом пострижена в монахини. 30 марта 2014 года Патриарх Кирилл возвёл Чернегу в сан игумении[2].

[править] Взгляды и влияние

Религией Чернега заинтересовалась во время учёбы в университете, до этого, по её собственным словам, «была равнодушна к религии»[3].

Отличается крайней непримиримостью и жёсткостью позиции[1][4]. Принимала участие в разработке законов «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», «Основы религиозных культур и светской этики» и «О защите чувств верующих», отстаивая наиболее жёсткие формулировки[1]. Как глава юридической службы представляет интересы РПЦ при рассмотрении дел в суде, но принимает участие только в наиболее сложных случаях[4].

В ряде случаев Чернега требовала передать церкви не только здания, ранее принадлежавшие церкви, но и те, которые по мнению Чернеги, «образовывали с ними единый комплекс», даже если они церкви никогда не принадлежали и в религиозных целях не использовались. Например, в 2012 году Чернега требовала передать в собственность РПЦ поликлинику при детской инфекционной больнице № 12. Ранее на месте этой поликлиники были расположены храм и богадельня для бедняков, построенные княгиней Черкасской. Во времена СССР здания объединили, построив поликлинику. Ни храм ни богадельня церкви не принадлежали (они находились в распоряжении Императорского Человеколюбивого общества) и ею не финансировались (княгиня строила их на свои деньги и на своих землях). Чернега тогда заявила следующее: «Неважно, на какие деньги они строились, неважно, кому до революции они принадлежали: церкви, государству или частным собственникам… Здание храма однозначно должно быть передано православной церкви, однозначно она [поликлиника] должна быть выселена»[4][5]. В итоге поликлиника была передана в собственность РПЦ, после этого там была открыта клиника пластической хирургии[6].

В ноябре 2015 года, накануне дня сноса нелегально возведённых построек в Москве («ночь длинных ковшей»), Чернега сумела добиться внесения в 222 статью Гражданского Кодекса РФ («Самовольная постройка») поправки, которая исключала религиозные здания из перечня самовольных построек, которые могут быть снесены властями. Благодаря этому не были снесены ряд часовен, построенных без необходимого оформления документов[4].

В 2016 году была награждена медалью ордена святой равноапостольной княгини Ольги[2].

  1. ↑ 1,01,11,21,3 Ксения Чернега, юрист РПЦ, игуменья Алексеевского женского монастыря
  2. ↑ 2,02,12,22,3 Ксения, игумения (Чернега Оксана Александровна)
  3. ↑ Адвокат церкви
  4. ↑ 4,04,14,24,3 Что известно об игуменье Ксении Чернеге, претендующей на здание ВНИРО
  5. ↑ Старинное здание детской поликлиники перейдет РПЦ?
  6. ↑ Как РПЦ восстанавливает «историческую справедливость»

cyclowiki.org

Полит.ру: Главный юрист РПЦ: новая норма закона нас вполне устроит

Предложения РПЦ о праве бесплатного пользования землей учтены в новой версии Гражданского кодекса. Об этом в интервью порталу «Православие и мир» рассказала руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения.

По ее словам, патриарх Кирилл направил письмо Владимиру Путину еще 6 мая, оно касалось новой редакции Гражданского Кодекса, которая в то время была внесена в Госдуму. Согласно первоначальной версии закона, у собственников зданий на государственной или муниципальной земле будет лишь право ее выкупа, а безвозмездное пользование превращается в платное постоянное землевладение. Такая норма означала для церкви фактически потерю бесплатного права на землю, в связи с чем патриарх и решил обратиться к президенту.

Как пояснила инокиня, в нынешней версии законопроекта пожелание РПЦ учтено, и для религиозных организаций предусмотрена возможность постоянного землевладения на бесплатной основе. «Конечно, проект еще не принят во втором чтении – оно будет решающим. И если эта норма будет сохранена, то она нас вполне устроит», - пояснила главный юрист РПЦ.

Патриарх Кирилл. Фото: pravmir.ru

Как написала 11 сентября газета «Ведомости», патриарх Кирилл направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил его не лишать церковь бесплатных земель. В своем письме Кирилл указал на то, что поправки в ГК «затрагивают законные интересы религиозных организаций» разных конфессий, в том числе права на землю под храмами, мечетями, синагогами.

 

В большинстве случаев эти земли принадлежат государству или муниципалитетам, а с 2010 года они могут безвозмездно передаваться религиозным учреждениям в собственность или долгосрочное пользование (т. е. без арендного платежа). Патриарх отметил, что поправки в Гражданский кодекс приведут к «переделу» земель, ведь большинство религиозных организаций не смогут платить за землю и откажутся от прав на нее. 

Эксперт «Полит.ру» Алексей Муравьев отмечает, что религиозные организации в Европе и США не владеют землями, и требование патриарха Кирилла о «бесплатной земле» свидетельствует об экономической деградации, в условиях которой земля - главная валюта. «РПЦ требует землю под храмами в порядке растущей своей экономической экспансии и в связи с желанием конвертировать символический капитал в землю», - поясняет Муравьев. По словам эксперта, требование отдать земли под храмами говорит о недоверии церкви к государству — религиозные организации будто опасаются, что земли могут отобрать. Муравьев отмечает, что функционирование церквей не обязательно связано с землевладением, тем не менее, РПЦ стремится получить максимальное количество земель в собственность.

Церковные угодья. Фото: pravmir.ru

Как стало известно «Полит.ру», в патриархии существует специальная служба, занимающаяся отчуждением бывших церковных объектов и земли под ними в церковную казну. Например, РПЦ отобрала у государства ряд музеев с землей (в Костроме, Рязани) и инициировала запросы в государственные органы с целью получить в собственность земли в исключительном порядке.

 

Справка

Если обратиться к истории вопроса, то церковные земли были как в Византии, так и на Руси - церкви принадлежало до 20 процентов всех земель. Тогда церковное землевладение выполняло двойную функцию: обеспечивало монастыри и приходы и мистически освящало землю церковным авторитетом. Однако среди религиозных деятелей были и противники церковного землевладения, среди которых — митрополит Киприан и известный церковный деятель Нил Сорский. Они, в частности, отмечали, что владение отвлекает иноков от молитвы.

Впрочем, тех, кто стоял во главе государства, также не устраивало состредоточение земель в руках церкви — некоторые Рюриковичи и императорская династия Романовых стремились ограничить церковное землевладение. После революции 1917 года все церковные земли и вовсе перешли под контроль государства. До настоящего момента государство владело всеми землями, на которых располагаются церковные строения, и передавало их в пользование религиозным организациям на условиях аренды. Поскольку закона о реституции в России нет, такое положение вещей устраивало и государство, и церковь.

polit.ru

Главный юрист РПЦ: новая норма закона нас вполне устроит

Предложения РПЦ о праве бесплатного пользования землей учтены в новой версии Гражданского кодекса. Об этом в интервью порталу «Православие и мир» рассказала руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения.

По ее словам, патриарх Кирилл направил письмо Владимиру Путину еще 6 мая, оно касалось новой редакции Гражданского Кодекса, которая в то время была внесена в Госдуму. Согласно первоначальной версии закона, у собственников зданий на государственной или муниципальной земле будет лишь право ее выкупа, а безвозмездное пользование превращается в платное постоянное землевладение. Такая норма означала для церкви фактически потерю бесплатного права на землю, в связи с чем патриарх и решил обратиться к президенту.

Как пояснила инокиня, в нынешней версии законопроекта пожелание РПЦ учтено, и для религиозных организаций предусмотрена возможность постоянного землевладения на бесплатной основе. «Конечно, проект еще не принят во втором чтении – оно будет решающим. И если эта норма будет сохранена, то она нас вполне устроит», - пояснила главный юрист РПЦ.

Патриарх Кирилл. Фото: pravmir.ru

Как написала 11 сентября газета «Ведомости», патриарх Кирилл направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил его не лишать церковь бесплатных земель. В своем письме Кирилл указал на то, что поправки в ГК «затрагивают законные интересы религиозных организаций» разных конфессий, в том числе права на землю под храмами, мечетями, синагогами.

 

В большинстве случаев эти земли принадлежат государству или муниципалитетам, а с 2010 года они могут безвозмездно передаваться религиозным учреждениям в собственность или долгосрочное пользование (т. е. без арендного платежа). Патриарх отметил, что поправки в Гражданский кодекс приведут к «переделу» земель, ведь большинство религиозных организаций не смогут платить за землю и откажутся от прав на нее. 

Эксперт «Полит.ру» Алексей Муравьев отмечает, что религиозные организации в Европе и США не владеют землями, и требование патриарха Кирилла о «бесплатной земле» свидетельствует об экономической деградации, в условиях которой земля - главная валюта. «РПЦ требует землю под храмами в порядке растущей своей экономической экспансии и в связи с желанием конвертировать символический капитал в землю», - поясняет Муравьев. По словам эксперта, требование отдать земли под храмами говорит о недоверии церкви к государству — религиозные организации будто опасаются, что земли могут отобрать. Муравьев отмечает, что функционирование церквей не обязательно связано с землевладением, тем не менее, РПЦ стремится получить максимальное количество земель в собственность.

Церковные угодья. Фото: pravmir.ru

Как стало известно «Полит.ру», в патриархии существует специальная служба, занимающаяся отчуждением бывших церковных объектов и земли под ними в церковную казну. Например, РПЦ отобрала у государства ряд музеев с землей (в Костроме, Рязани) и инициировала запросы в государственные органы с целью получить в собственность земли в исключительном порядке.

 

Справка

Если обратиться к истории вопроса, то церковные земли были как в Византии, так и на Руси - церкви принадлежало до 20 процентов всех земель. Тогда церковное землевладение выполняло двойную функцию: обеспечивало монастыри и приходы и мистически освящало землю церковным авторитетом. Однако среди религиозных деятелей были и противники церковного землевладения, среди которых — митрополит Киприан и известный церковный деятель Нил Сорский. Они, в частности, отмечали, что владение отвлекает иноков от молитвы.

Впрочем, тех, кто стоял во главе государства, также не устраивало состредоточение земель в руках церкви — некоторые Рюриковичи и императорская династия Романовых стремились ограничить церковное землевладение. После революции 1917 года все церковные земли и вовсе перешли под контроль государства. До настоящего момента государство владело всеми землями, на которых располагаются церковные строения, и передавало их в пользование религиозным организациям на условиях аренды. Поскольку закона о реституции в России нет, такое положение вещей устраивало и государство, и церковь.

ragionk.com


Смотрите также