Закон суров, но он закон...

Ученых юристов


список ученых юристов

IV Международный конкурс научных работ молодых учёных-юристов «Юридический IQ»

В рамках указанной тематики участник Конкурса самостоятельно выбирает тему конкурсной работы. Приветствуются сравнительно-правовые исследования, а также изучение национальных правовых систем Германии, Испании, Италии, Франции, Чешской Республики. Каждый участник вправе направить не более 1 (одной) конкурсной работы. Конкурсные работы, выполненные в соавторстве, в том числе с научным руководителем, а также те работы, которые не содержат информацию о зарубежном опыте правового регулирования общественных отношений, не принимаются.

Жилищный сертификат для молодых ученых

Составленные научной организацией списки молодых ученых, нуждающихся в субсидии, отправляются в академию наук. Утвержденные списки посылаются академией наук в Министерство развития в срок до 20 января соответствующего года .

Данные о размере субсидий отправляются в академии наук, после чего академия составляет списки ученых, которые получат сертификат. В свою очередь Министерство регионального развития, на основании полученных заявок, отправляет в академии наук необходимое количество бланков для оформления жилищных сертификатов.

Информационное письмо

Приглашаем Вас принять участие в работе Шестого Пермского конгресса ученых-юристов, проведение которого планируется 16-17 октября 2015 года в г. Перми.

Конгресс проводится Пермским государственным национальным исследовательским университетом совместно с Ассоциацией юристов России, издательством «Статут», Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Пермского края, Пермским краевым судом при поддержке Губернатора Пермского края.

Как защитить диссертацию

Что такое продуктивность автора? Это его способность систематически производить научные тексты, востребованные другими членами академического сообщества. Этот показатель измеряется с помощью индекса Хирша .

Совокупную научную влиятельность автора характеризует общее число цитирований его работ, но более высокий показатель индекса Хирша исследователя позволяет прогнозировать, что он и в дальнейшем сможет регулярно публиковать востребованные тексты.

Музей права

Федор Никифорович Плевако – величайший российский адвокат, заслуживший множество титулов: «великий оратор», «митрополит адвокатуры», «старшой богатырь».

Отец судебной риторики, Плевако по праву считается одним из первых мастеров своего дела, достигших высот профессионализма в ораторском искусстве и юридическом анализе.

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов — человек удивительной судьбы и поразительных способностей, прославившийся в первую очередь тем, что ему так и не удалось сделать.

Подарочные КОМПЛЕКТЫ

В.М.Баранов, Н.А.Власенко, А.К.Голиченков, Ф.А.Григорьев, В.Д.Зорькин, А.С.Коваленко, В.М.Лебедев, А.Г.Лисицын-Светланов, М.Н.Марченко, В.П.Сальников, В.М.Сырых, Н.Н.Тарасов, В.Ф.Яковлев

Видные ученые-юристы России (Вторая половина XX века). Энциклопедический словарь биографий / Под ред. докт. юрид. наук В.М. Сырых. — М. РАП, 2006. — 548 с.

Энциклопедический словарь содержит биографии ученых-юристов России.

Список криминологов

  Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.

Список видов преступности — Виды преступности это отдельные относительно самостоятельные структурные составляющие преступности, являющиеся предметом изучения криминологов. А. И. Долгова указывает, что криминологами было предложено множество оснований для выделения в общем… … Википедия

Зепалов — Зепалов, Пётр Николаевич В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зепалов.

Список ученых социологов юристов

Сегодня список самых востребованных специалистов возглавляют финансисты, менеджеры по продажам, технический и инженерный персонал, специалисты IT-сферы. Откройте любую газету и посчитайте количество вакансий по этим специальностям.

рабочие специальности компьютерные профессии Самая востребованная: инженер-конструктор) Слесари,электрики,строители,рабочие.а менеджеров хватает и даже избыток.

Список ученых юристов

Как стало известно изданию, с таким предложением религиозные деятели выступили на расширенном заседании думского комитета по делам общественных организаций, где обсуждался президентский законопроект.

Представители мусульман высказались за внесение в законопроект Сунны, представители РПЦ предложили добавить Ветхий и Новый Завет, постановления церковных поместных, вселенских и архиерейских соборов, канонические правила, богослужебные тексты и творения святых.

juristi-online.ru

О профессиональной деформации правосознания ученых-юристов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

О профессиональной деформации правосознания

ученых-юристов

Захарцев С. И.*

В предлагаемой статье рассматривается важнейшая проблема: в рамках изучения профессионального правосознания рассматривается и вопросы его деформации. Деятельность юристов носит государственно-властный характер, и последствия деформации их правосознания бывают особенно тяжелыми. Деформация профессионального правосознания юристов не приобретала бы существенного негативного значения, если бы она не была связана с деформацией ценностных ориентаций. Деформация системы ценностей, как отмечала А.И.Долгова1, прямо ведет к деформации профессионального правосознания юристов и в конечном результате, способствует развитию антиобщественного поведения.

Автором на основе проведенных исследований выявлены типы профессиональной деформации в научно-педагогической юридической среде, предложены пути преодоления деформаций сознания.

Г.И. Макаренко,

шеф-редактор журнала «Мониторинг правоприменения»

Ключевые слова: правосознание, профессиональная деформация правосознания, ценностная ориентация, юристы, научно-педагогическая среда.

Вопросы профессиональной деформации правосознания, ее истоки, причины и последствия давно находятся в сфере наших научных интересов. Возможно это связано с тем, что в практической правоохранительной деятельности нам приходилось неприятно сталкиваться с людьми, имеющими на профессиональной почве деформированное сознание и лично испытать, насколько это опасно. Возможно в интересе к такой теме лежит любовь к психологии, сознанию и правосознанию, чему способствовало личное знакомство с известными психологами [2]. Не исключено, что существуют и какие-то другие, пока совсем не ведомые нам причины. Но, так или иначе, мы достаточно подробно изучали вопросы профессиональной деформации работников оперативных подразделений органов правопорядка. Результаты этих исследований отражены в монографии [1, стр. 99-109]. Затем взяли более широкую тему и изучили вопросы

профессиональной деформации сознания практикующих юристов: следователей, прокуроров, судей, оперативных работников. Это позволило нам выделить новые для науки типы профессиональной деформации правосознания. Результаты наших исследований вызвали интерес у ученых и практиков в России и за рубежом, внедрены в учебный процесс [3, стр. 338-348; 4, стр. 113-126; 5, стр. 154-176].

Однако изучать и писать о профессиональной деформации правосознания ученых-юристов, признаемся, не хотелось до следующего неприятного момента. Зайдя на кафедру, мы невольно стали свидетелем возмущенного монолога одного известного ученого.* Он, костеря чью-то научную статью, возмущался, что в ней нет ссылок на его работы. «Какая же наука может быть в этой писульке, - так он назвал статью, - если в ней обо мне даже не упоминают!». Прочитав статью и вспомнив работы собеседни-

* Захарцев Сергей Иванович, профессор кафедры теории и истории государства и права МГУТУ, доктор юридических наук, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]

1 Долгова А. И. Изучение взаимосвязи социальной среды и преступности // Социальная среда и преступность. М., 1989. С. 147.

ка, мы корректно, как, по крайней мере, нам показалось, заметили, что по заявленной в статье теме он никогда не писал. Присутствовавшие в тот момент на кафедре специалисты услышали буквально такой ответ: «Неважно. Я же светило, главный авторитет в этой дисциплине. Ссылки на меня должны быть везде». Статью этот ученый, конечно, не пропустил, а мы в его лице нажили настоящего врага. Для читателей статьи сразу оговариваемся, что здесь и далее мы по этическим соображениям умышленно не называем фамилии ученых, подверженных профессиональной деформации правосознания.

Вначале исследования мы подчеркиваем, что научно-педагогическая среда, искренне любимая нами, в основном состоит из достойных и порядочных людей. Однако указанные примеры, к сожалению, в ней тоже не единичны. Это означает и где-то обязывает внимательнее посмотреть на поднятую проблему.

По ходу исследования мы установили, что типы профессиональной деформации широко известных ученых-педагогов и малоизвестных специалистов различны. Поэтому первоначально мы условно разделили преподавателей на две большие группы:

> известных ученых-педагогов;

> не состоявшихся и не ставших известными ученых-педагогов.

Проведенные исследования помогли выявить несколько характерных типов профессиональной деформации известных ученых-юристов. По мнению опрошенных, наиболее часто встречается деформация:

> Болезненное самолюбие, самолюбование.

Для таких ученых характерна искренняя вера в то, что они являются самыми талантливыми в юриспруденции, причастны ко всем открытиям в науке. Они требуют того, чтобы их фамилия всегда упоминалась во всех работах, так или иначе затрагивающих сферу их интересов. Неоднократно приходилось видеть, что если такой ученый не видел своей фамилии в автореферате диссертации, то он стремился «завалить» соискателя, препятствовать его защите. Диссертационные советы, как известно, нередко создаются по нескольким специальностям. Так даже в том случае, когда и тема исследования, и специальность, с работами ученого не связана, все равно требовалось указания его фамилии в автореферате.

Специалисты, подверженные такой деформации, в отношении своих работ не стесняются без самоиронии упоминать такие слова как «мои

фундаментальные исследования», «выдающиеся достижения» и т.п.

Перед описанием другой деформации требуется сказать несколько слов. Плодотворный век ученых, когда пишутся наиболее ценные труды, на самом деле не так долог. Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что его активная фаза, как правило, длится не более десяти-пятнадцати лет. Далее специалист, даже сотворивший выдающиеся результаты, в основном уже дорабатывает или доразрабатывает свои открытия. Случаи того, что великие ученые и в сильно преклонном возрасте не теряют остроту ума, продолжают творить, конечно, имеют место. Но это скорее исключения из правил. Нам посчастливилось быть знакомыми с некоторыми из таких выдающихся российских ученых, не потерявших свежесть идей и мыслей. Однако по их откровенному признанию, к старости они все равно объективно потеряли часть трудоспособности, творческого запала, быстроты и оригинальности мышления.

А большинство, как отмечалось, нередко трудятся над доформулированием и развитием своих ранее сформированных идей. Такой труд нередко успешен, но иногда в ходе него появляется профессиональная деформация правосознания. Она условно названа нами крайний субъективизм. У людей, подверженных названной деформации, он проявляется, в вере в непогрешимость собственных идей, их абсолютной истинности навсегда. В результате понятия и выводы, сформулированные такими учеными двадцать, тридцать и более лет назад они по-прежнему считают верными. Причем, единственно верными. И «закрывают глаза» на то, что за последнее двадцатилетие сильно изменилось законодательство, развились подходы к праву, произошли, наконец, глобальные социально-экономические преобразования в стране, да и в мире.

Ученые с описываемой деформации такого откровенно не замечают. А если не заметить перемены невозможно, то специалисты отнюдь не меняют и не уточняют свою позицию, а с упорством пытаются доказать свою правоту, основанную на своих прошлых работах.

Примеров такой деформации, к сожалению, можно привести немало из разных отраслей права. Не так нам попалась на глаза работа одного известного процессуалиста, который доказывал, что результаты оперативно-розыскной деятельности не могут применяться в доказывании по уголовным делам. Такая позиция действительно была в советско-российском уголовном процес-

се в 1980-х годах и ранее. Затем были приняты Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», разрешающий использование названных результатов в доказывании, принят УПК РФ, также установивший возможность их использования, полностью изменилась судебная практика. Указанный выше процессуалист указывает эти нормативно-правовые акты, однако далее, не смущаясь, пишет, что все равно использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании не просто не неправильно, но и ... незаконно.

В гуманитарных науках, в том числе юриспруденции, у известных ученых встречается такая деформация, как недоверие к молодости, молодым ученым. Такая деформация, как правило, выливается в искусственном «торможении» молодого ученого с защитой кандидатской и докторской диссертаций, получением ученых званий, изданием книг, привлечением в авторские коллективы для написания учебной литературы.

Неоднократно приходилось слышать даже такое, что защищать диссертацию по юридическим наукам раньше сорока лет неприлично! Некоторые искренне утверждают о целесообразности введения возрастного ценза, определяющего с какого возраста можно защищать докторскую диссертацию по праву. И ладно если бы подобные высказывания исходили не от ученых. Отнюдь, они периодически исходят именно от ученых, причем объективно внесших заметный вклад в юриспруденцию.

При этом очевидно, что подобные измышления идут полностью вразрез с наукой, принципами и целями научного познания. Науке все равно, во сколько лет специалист проведет исследования, совершит открытия или даже подготовит фундамент для будущих достижений, напишет полезную и содержательную монографию.

Медицине, физике и ряду других наук такая деформация сознания ученых в целом не свойственна. Она, наверное, тоже присутствует, но в гораздо меньшем размере. И защиты докторских диссертаций в возрасте около тридцати лет там не редкость.

Специалисты гуманитарных наук ей подвержены достаточно масштабно. По нашим наблюдениям, среди авторитетных ученых-правоведов людей, готовых во всем поддержать молодых ученых, примерно равно количеству тех, кто, напротив, готов «притормозить» их карьерный рост в науке.

К сожалению, среди профессиональных деформаций встречается неэтичность поведения

по отношению к коллегам и младшим коллегам. И в основном она встречается именно у людей, зарекомендовавших себя в науке. Речь здесь идет не только и не столько о том, что один ученый с явным превосходством общается с другим коллегой. Это, конечно, тоже плохо, но может быть результатом обычного невежества. Речь идет о сведении счетов одного ученого с другим, создании препятствий ученикам своих «неприятелей», пасквильных письмах в диссертационные советы, ВАК и т.д.

Ярким примером является случай, когда конфликт двух авторитетных профессоров практически полностью парализовал работу диссертационного совета одного из очень престижных учебных заведений. Профессора «принципиально» заваливали учеников друг друга. Более того, если один из них был благосклонен к диссертанту (даже не ученику!), другой принципиально не давал ему защититься. Члены диссертационного совета разделились примерно на две равные части: одна часть поддерживала одного профессора, другая - другого.

И происходило это не где-нибудь, а на юридическом факультете одного из престижнейших вузов страны, с хорошими научными традициями.

Факты неэтичного поведения можно встретить во всех науках. Буквально недавно мы прочитали интересную весьма книгу под названием «Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд». И вот какой пример приводит там академик РАН А.А. Гусейнов: «Известный наш социолог и философ И.С. Кон в книге воспоминаний пишет: "Я попал на банкет по случаю защиты докторской диссертации Э.В. Ильенкова (это было в конце 1968 г.) и встретил там и в последующие несколько дней буквально всех представителей философской элиты, личного общения с которыми мне недоставало. Все это были достойные и уважаемые люди, на которых я смотрел снизу вверх. И ни один из них не сказал доброго слова ни о ком другом, только плохое!" Кону можно верить» [6, стр. 19-20].

Однако не только именитые специалисты подвержены профессиональной деформации. Ей могут быть подвержены и не ставшие широко известными преподаватели-юристы. Здесь резонно задать вопрос, кого к данной категории относить? Конечно, деление на известных и неизвестных достаточно условно. Вместе с тем, следует признать, что в России в последние два десятилетия значительно прибавилось докторов и кандидатов юридических наук, чьи работы и

изыскания оказались маловостребованными. К данной категории, мы в первую очередь относим этих людей. Они преподают юридические дисциплины, иногда пишут статьи и книги, но авторитетными специалистами для научной общественности они никогда не были.

Одна из распространенных профессиональных деформаций правосознания у данной категории ученых - боязнь собственного мнения. Нам встречалось немало работ, когда такие авторы очень аккуратно подходят к высказыванию собственного мнения. Также осторожно выступают на конференциях, защитах. Приходилось слышать самому, когда такой ученый говорил, что если согласен с мнением другого ученого -то хвалит его не менее двух раз. Но если не согласен - все равно хвалит (только один раз)! Научные работы таких специалистов в основном носят описательный характер. Из них достаточно трудно четко выкристаллизовать позицию авторов по тем или иным вопросам.

Другим типом является конъюнктура. Известные ученые конъюнктуре тоже подвержены, но, думается, значительно меньше. Они своим мнением, пусть даже спорным, как правило, дорожат. В среде менее известных специалистов конъюнктуру можно встретить достаточно часто. Думается, что каждый ученый встречался с таким типом профессиональной деформации правосознания, когда педагоги-юристы в течение научно-педагогической карьеры неоднократно меняли свою точку зрения на один и тот же вопрос. Причем меняли не потому, что действительно стали думать иначе, а потому, что так выгодно с точки зрения современной политики государства, мнения руководства или более авторитетного специалиста. Конъюнктура заставляет ряд специалистов не писать то, что им известно, а подчиниться мнению более авторитетного юриста-педагога.

Плагиат тоже должен рассматриваться не только в контексте этических проблем юридической науки. Плагиат - есть несомненное отклонение от нормального правосознания, повлекшее нарушение авторских прав. Тем более дико, когда ее допускают юристы-преподаватели. В данном случае речь должна идти именно о нарушениях нормального сознания и, соответственно, правосознания ученого.

В ходе исследования мы выделили профессиональные деформации сознания, характерные как для известных ученых-педагогов, так и не состоявшихся и не ставших известными ученых-педагогов.

Особо выделим три из них.

Первый: «желание оставить след в юридической науке любым способом». Для этого обосновываются нелепые, а иногда и не вполне нормальные пути решения проблем в праве и законодательстве. Не состоявшиеся ученые - «изобретатели» подобных идей - в них начинают верить и за счет них стремятся стать знаменитыми. Возьмем для примера другую крайность из уже упоминавшихся наук уголовного процесса и ОРД. Отдельные ученые пытаются научно обосновать точку зрения, что даже незаконно полученные результаты оперативно-розыскных мероприятий можно использовать в доказывании по уголовным делам. Такая точка зрения отражена даже в учебнике.

Для неспециалистов поясним, что к оперативно-розыскным мероприятиям относятся, например, опрос, тайное прослушивание телефонных переговоров, тайное проникновение и обследование жилища. Незаконное проведение этих мероприятий, судя по всему, это: опрос под пытками, прослушивание телефонных переговоров без разрешения суда, подкидывание во время обследования тайного квартиры патронов и наркотиков. Попытки аргументировать возможность использования результатов таких действий в доказывании не выдерживает никакой критики.

Второй тип - совершение преступлений. Писать о таком типе профессиональной деформации правосознания, как о совершении юристами-педагогами преступных действий, не хочется. Однако всем известно, что такие факты есть и они свойственны как известным, так и не известным юристам. В первую очередь, имеется в виду коррупция, связанная с поступлением в вуз, сдачей зачетов и экзаменов. Оговоримся, что эмпирических фактов, то есть случаев, где взяточник был пойман с поличным и в отношении него вынесен обвинительный приговор, немного. Несомненно, что их гораздо меньше, чем случаев совершения этих латентных преступлений.

По нашим наблюдениям, борьба с коррупцией в юридических вузах ведется не так эффективно, как должна бы вестись. Создается впечатление, что в борьбе с такими проявлениями коррупции не заинтересованы ни ректорат вузов, ни студенты. Ректорату, видимо, важно сохранить имидж и престиж вуза, а многие студенты, в свою очередь, рады тому, что могут без усилий (за плату) сдать зачет и экзамен. Активной борьбы со стороны профессорско-преподавательского со-

става с коррупционными проявлениями их коллег тоже не особенно видно. Мы так уверенно пишем об этой проблеме потому, что неоднократно при приеме на работу молодых юристов, приходилось честно слышать их ответы о том, кто из юристов-педагогов сколько берет денег. Огорчает также и то, что проблеме борьбы с коррупцией в юридических вузах и факультетах в науке уделяется явно недостаточно внимания. О подобных явлениях специалисты стараются избегать писать.

В последнее двадцатилетие появилось еще одна профессиональная деформация, которой «заражены» как известные, так и малоизвестные юристы-педагоги. Она связана с преобразованиями, произошедшими в России с 1991 года. Ранее юристы в основном подготавливались для работы в органах правопорядка, других органах государственной власти и государственных организациях. С 1990-х годов студенты юридических вузов нередко готовятся трудоустроиться на работу в частные компании, адвокатуру. И, как мы уже писали, со студенческой скамьи интересуются не столько нормами права, а тем, как избежать ответственности при их несоблюдении. И находятся преподаватели, подробно объясняющие и фактически обучающие тому, как избежать ответственности при несоблюдении закона, какие пробелы имеются в правовом регулировании конкретных отраслей права и как ими можно воспользоваться.

С такой деформацией нам приходилось встречаться неоднократно. В 2000-х годах в Санкт-Петербургском университете МВД России не допустили защиту по криминалистике кандидатской диссертации, посвященной тактике адвоката по противодействию расследования уголовных дел. Процессуалисты и криминалисты объединились во мнении, что задача криминалистики состоит в оказании помощи работникам следствия по объективному расследованию преступлений, правильному применению норм уголовно-процессуального права.

Однако примерно в то же время нам встретился преподаватель, подробно объясняющий студентам, что нужно сделать, чтобы «развалить» уголовное дело по взятке, какую позицию в каких случаях надо занимать на следствии и суде, при каких обстоятельствах взятка не доказывается, в том числе подсказывал рекоменду-

емые места передачи взятки. На наше недоумение, преподаватель ответил, что не считает такое преподавание профессиональной деформацией. Он преподает нормы уголовно-процессуального права, рассказывает, где и как они применяются, а в каких ситуациях фактически не работают. Затем добавил, что он готовит адвокатов, которые должны будут уметь защищать клиентов. Да и в принципе, добавил он, такие знания лишними не бывают.

Заметим, что с названного времени о подобных фактах преподавания нам периодически приходилось слышать. По нашему убеждению, указанные проявления относятся именно к профессиональной деформации правосознания. Преподаватели обязаны обучать юристов в духе соблюдения норм права, законопослушности, а не учить их не соблюдать закон или избегать ответственности.

В заключение отметим: профессиональная деформация правосознания ученых-правоведов - есть тормоз юридической науки. Она не дает развиваться, требует подчинения авторитетам, мешает движению мысли. По сути, страдающие профессиональной деформацией правосознания ученые, водят науку «по кругу», препятствуют ее совершенствованию.

Как бороться с профессиональной деформацией ученых-юристов? Наиболее предпочтителен путь внутреннего исцеления науки. Для этого следует строго осуждать лиц, правосознание которых искажено, держать их поведение под общественным (кафедральным, вузовским и пр.) контролем, не потворствовать ему. Заставлять извиняться в случаях нанесения обид. Требуется строго пресекать заведомо ложные измышления ученых, заставлять публично опровергать «измышления», не соответствующие закону, праву и этики.

Мы уверены, что большинство юристов-педагогов, имеющих определенный стаж научно-преподавательской деятельности, про такие деформации знают. Но молодым специалистам знать о подобных фактах в юридической науке, думается, не лишне. Поэтому написанное выше больше обращено к ним. Думаем, что прочитать данный текст будет полезно и лицам, чье поведение послужило основой для изложенного.

Литература

1. Захарцев С.И. Наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты. СПб., 2011.

2. Захарцев С.И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. № 2. С. 48-53.

3. Захарцев С.И. Профессиональная деформация правосознания сотрудников полиции, судей и прокуроров // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 4 (9). С. 338-348.

4. Захарцев С.И. Некоторые проблемы теории и философии права / Под ред. В.П. Сальникова. М., 2014.

5. Захарцев С.1. Ф1лософ1я 1 теория права / Передмова О.М. Клюева. Харюв, 2015.

6. Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд / под ред. В.А. Лекторского. М., 2014.

On professional deformations of legal consciousness

of academic lawyers

Sergei Zakhartsev, Doctor of Science in Law, Professor at the Department of Theory and History of Law and State of Razumovskiy Moscow State University of Technologies and Management, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]

Editorial note. This paper addresses a most important problem: within the framework of studying professional legal consciousness, issues of its deformation are considered as well. The activities of lawyers is closely related to issues of state and power, and the consequences of deformations of their legal consciousness can be especially serious. Deformations of legal consciousness in lawyers would not have been of significant negative importance, had it not been connected with deformations of value orientation. Deformations of value orientation, according to A. Dolgova, directly leads to deformations of legal consciousness in lawyers and eventually makes for the development of anti-social conduct.

Based on the research carried out, the author identified types of professional deformations of legal consciousness in lawyers' academic and pedagogical community and proposed ways for overcoming deformations of consciousness.

We would like this paper to become the starting point for a public discussion of this topic.

Keywords: legal consciousness, professional deformation of legal consciousness, value orientation, lawyers, academic and pedagogical community.

References

1. Zakhartsev S.I. Nauka operativno-rozysknoi deiatel'nosti: filosofskii, teoretiko-pravovoi i prikladnoi aspekty, SPb., 2011.

2. Zakhartsev S.I. Pravosoznanie: poniatie i urovni, Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2012, No. 2, p. 48-53.

3. Zakhartsev S.I. Professional'naia deformatsiia pravosoznaniia sotrudnikov politsii, sudei i prokurorov, Biblioteka kriminal-ista, nauchnyi zhurnal, 2013, No. 4 (9), p. 338-348.

4. Zakhartsev S.I. Nekotorye problemy teorii i filosofii prava, pod red. V.P. Sal'nikova, M., 2014.

5. Zakhartsev S.I. Filosofiia i teoriia prava, peredmova O.M. Kliuieva, Kharkiv, 2015.

6. Problemy i diskussii v filosofii Rossii vtoroi poloviny XX v.: sovremennyi vzgliad, pod red. V.A. Lektorskogo, M., 2014.

cyberleninka.ru

Переизданные труды ученых-юристов



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

1. Алексеев Н.Н. Идея государства. - СПб., 2001.

2. Алексеев Н. Основы философии права. - СПб., 1998.

3. Антология мировой правовой мысли. Том 1-5. - М., 1999.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993.

5. Ильин И.А. Теория права и государства. - М., 2003.

6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 2004.

7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. - СПб., 2001.

8. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1980.

9. Шершеневич С.Ф. История философии права. - СПб., 2001.

 

Периодические издания

 

1. Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Бюллетень международных договоров.

3. Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.

4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

5. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

7. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

8. Российская газета.

9. Парламентская газета.

10. Журнал «Государство и право».

11. Журнал «Вестник Московского университета». Серия 11: Право.

12. Журнал «Российская юстиция».

13. Журнал «Юрист».

 

ГЛОССАРИЙ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

 

Аналогия права - решение конкретного юридического дела на основе смысла права и общих принципов.

Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.

Автономия - национально-государственное образование, входящее в состав соответствующего государства и не обладающее государственным суверенитетом.

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, при которой государственная власть принадлежит одному монарху.

Авторитаризм - разновидность антидемократического режима, способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, отражающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти.

Акт применения права (правоприменительный акт) - правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа государства в результате рассмотрения конкретного юридического дела.

Акт толкования права - правовой акт, в котором даётся разъяснение смысла юридической нормы специальными компетентными органами.

Аутентическое толкование - разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, который принял данную норму.

Буквальное толкование - разъяснение смысла нормы права, при котором смысл нормы совпадает с её текстуальным выражением.

Вина - психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершённому им противоправному деянию ( см. умысел и неосторожность ).

Всенародное голосование (референдум) - принятое непосредственно гражданами управленческое решение по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни общества и обладающее высшей юридической силой (например, принятие Конституции).

Государство - политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

Глава государства - конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. Глава государства бывает единоличным и коллегиальным.

Государственная власть - это обусловленная материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Государственный аппарат - система органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Гипотеза правовой нормы - элемент нормы права, указывающий на условия, при которых действует данная норма (время, место и т. п.).

Государственный (политический) режим - система средств, приёмов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Грамматический способ толкования - это разъяснение сущности правовой нормы с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Демократия - способ осуществления государственной власти, соответствующий интересам большинства общества.

Дееспособность - закреплённая за субъектами права возможность своими действиями приобретать права и выполнять возложенные на них обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Демократический режим - система приёмов и методов, с помощью которых население участвует в управлении делами общества и осуществлении государственной власти посредством прямой либо представительной демократии, принимая решения большинством голосов с учётом интересов меньшинства.

Диспозиция правовой нормы - основной элемент правовой нормы, в которой содержатся основные права и обязанности субъектов права, модель правомерного поведения, а также устанавливаются возможные должные варианты их поведения.

Закон - нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества.

Законность - точное и неуклонное соблюдение законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законодательная инициатива - право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущие обязанность этих органов обсудить законопроект и принять по нему решение.

Законодательная техника— система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

Законодательная власть - деятельность представительных органов государства избранных народом, призванных разрабатывать стратегию развития общества путём принятия законов.

Законодательство - система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов.

Законотворческий процесс - определённый вид правотворчества, регулирующий порядок деятельности органов законодательной власти по разработке, принятию и изданию законов.

Инкорпорация - разновидность систематизации нормативных правовых актов, т.е. объединение в сборники или собрания законодательства действующих нормативных правовых актов в определённом порядке без изменения их содержания.

Институт права - совокупность правовых норм, регулирующих определённый вид или группу общественных отношений.

Исполнительная власть – деятельность исполнительно-распорядительного органа государственной власти, который осуществляет управление страной.

Источник права - способы выражения и закрепления правовых норм, содержащихся в официальных государственных документах (собрание законодательства, свод законов, сборники нормативных правовых актов и др.)

Казуальное толкование - разъяснение содержания нормы права, которое даётся в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Кодекс - систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

Кодификация - форма систематизации законодательства, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства, внесения в него новых существенных изменений, в целях создания нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта.

Консолидация - форма систематизации, при которой несколько нормативных правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений объединяются в единый сводный нормативный правовой акт без изменения содержания.

Конституция - Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства.

Конфедерация - временный союз суверенных государств, созданный для достижения экономических, политических, военных и других целей.

Материальное право- юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения.

Метод теории государства и права - совокупность приёмов, способов и принципов с помощью которых исследуются основные общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Механизм правового регулирования - система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Монархия - форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости.

Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм организациями или отдельными гражданами, по своей инициативе и не влекущее за собой юридических последствий.

Норма права - общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе.

Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Объект правоотношения - это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.

Объективная сторона правонарушения - внешнее проявление действий или бездействия правонарушителя данной нормы.

Отрасль права - система юридических норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений.

Орган государства - структурный элемент государственного аппарата, наделённый властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Подзаконный нормативный акт - изданный на основе и во исполнение закона акт, содержащий элементы правовой нормы.

Политическая система общества - это совокупная связь волевых общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

Право - система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений.

Правовой акт индивидуального характера - акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Правовое воспитание- особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.

Правовое государство- демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним.

Правовой идеализм- форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Правовой нигилизм- это элемент общественного сознания, проявляющийся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном отрицании их социальной ценности.

Правовой обычай- правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила.

Правоспособность - способность гражданина иметь права и выполнять возложенные на него обязанности.

Правотворчество - деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению либо отмене юридических норм.

Президентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой президент одновременно является главой государства и главой правительства.

Предмет правового регулирования - определённая форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.

Преступление - виновно совершённое общественно-опасное деяние, запрещённое уголовным законодательством под угрозой наказания.

Правоотношение - волевое общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Принципы права - основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Реализация права - осуществление, процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Санкция правовой нормы - элемент нормы права, предусматривающий применение к нарушителю диспозиции данной нормы мер государственного принуждения, содержащегося в данной норме.

Система права - внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, отраслей, подотраслей, институтов права.

Систематизация законодательства - деятельность правотворческих органов государства, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Способы толкования - система средств, приёмов, направленных на уяснение смысла нормы права.

Судебный прецедент- решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из отдельных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

Федеративное государство - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Форма государства - способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы её осуществления.

Форма правления - структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенций между ними.

Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

Функции права - основные направления его воздействия на поведение людей и возникающие общественные отношения.

Функции государства - главные направления его деятельности.

Эффективность права - совпадение цели, содержащейся в правовом акте с результатом его действия.

Юридический состав правонарушения - комплекс его взаимосвязанных юридических элементов (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Юридическая коллизия- это обусловленное объективными и субъективными факторами общественного развития расхождение или противоречие между нормами права (комплексами правовых норм), между нормами права и актами толкования, направленными на регулирование одних и тех же общественных отношений и порождающими трудности в процессе правореализации, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, влекущее за собой юридические последствия в соответствии с нормами права.

 

Приложение № 2

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНАПО ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

megapredmet.ru

Узнай, какой ты юрист? // Семь психотипов ученых-юристов

Последнее время лента Фэйсбука пестрит всякой ерундой типа "узнай, какой ты овощ" или "какая песня Тимати написана про тебя". Меня от этих бездарных квизов уже тошнит, честно говоря, но народ это дело, видимо, сильно полюбил. 

Но мне тут попалась (за что огромное спасибо Александру Кузнецову) в руки любопытная статья о психотипах ученых-юристов, написанная венгерским коллегой András'ом Jakab'ом для German Law Journal, которая называется Seven Role Models For Legal Scholars.

Мне показалось интересным сделать обзор этой статьи для аудитории Закон.ру, благо практически все типажи, описанный в ней, представлены, в том числе, и на этом портале.

Итак, поехали...

 

1. Оракул: Тот, кто учит праву тех, кто учит праву других

Главная аудитория Оракула - это те, кто учит других праву. Иногда он обращается и к судьям (те, случается, полагаются на взгляды Оракула при разрешении дел), но это скорее не самое интересное для него. 

Если складывается так, что Оракул попадает на государственную службу, ему сразу предлагают высокие должности, хотя до этого он практической юриспруденцией не занимался ни дня. Правда, потом иногда случается, что законодатель настолько остается недовольным деятельностью Оракула, что ее плоды сознательно им же впоследствии уничтожаются.

Оракул - не просто эксперт в области права, он - носитель эзотерических знаний, он видит в праве Знаки. Однако Оракул не отталкивает тех, кто стремится к нему, чтобы овладеть этими знаниями, он охотно делится с ними своей методой.

У Оракула свой язык - догматика. С ним бесполезно говорить с точки зрения экономической эффективности или справедливости, эти понятия надо перевести сначала на язык права, а потом уже обращаться к Оракулу.

В голове Оракула живет Система, набор упорядоченных и внутренне непротиворечивых взглядов на право, на каждый правовой вопрос у него есть всегда только один ответ, который и является в его системе взглядов верным.

Если упрекнуть Оракула в том, что он живет в выдуманном им же мире правовых понятий, далеких от реальной жизни, то он ответит, что в этом и заключается смысл его работы. Хотя Оракул любит позиционировать себя как нейтрального эксперта, на самом деле он таковым не является. Его работа креативна и он вовлечен в нее всем своим существом, неизбежно проецируя свои взгляды в результаты своих трудов. 

Если вдруг окажется, что практикующие юристы не интересуются работами Оракула, то это не проблемы Оракула, это проблемы практикующих юристов. 

Влияние Оракула на судей скорее опосредованное - через тех, кто учил судей, когда они еще были студентами. Если Оракул является общепризнанным лидером в области права, то судьи выходят из университетов, имея в голове те взгляды, которые проводил Оракул, правда, переданные им не им самим, а через преподавателей. Поэтому наибольший успех ждет Оракула в тех правопорядках, в которых судьями назначаются довольно молодые люди, в недавнем прошлом только что окончившие юридические факультеты.

 

2. Пророк: Тот, кто учит судей, что такое право

Аудитория Пророка - судьи. Впрочем, он не отказывает себе в удовольствии обращаться и к другим ученым-юристам. Пророк не относится к своему учению как к Мирозданию, он скорее - глава тайной секты, членами которой являются судьи: ведь именно в их руках разрешение споров, то есть, что и является на самом деле правом.

Пророк понимает моральные основания общества, он видит корень проблем и поэтому он и берет на себя роль того, кто объясняет судьям, как разрешать споры. Именно он знает правильный путь, у него есть решения, он - сверхчеловек. Он - Геракл, и он учит, что если другие пойдут за ним - они тоже станут гераклами.

И если Оракул полагает, что истина - это то, что думают большинство членов его Мироздания, то Пророку мнение большинства совершенно безразлично. Ведь истину видит и знает только он, а Оракул - это просто бесчестный манипулятор, который подстраивается под мнение большинства и не имеет силы воли проводить в праве свою собственную систему взглядов.

Пророк может быть особенно успешным в правопорядке, в котором профессия судьи настолько престижна, что те могут разрешать споры на основе только лишь собственной моральной оценки ситуации, возникшей между спорящими. В правопорядках же, в которых судьи в большей степени связаны текстами законом, последнии иногда боятся проводить в решениях учение Пророка и скорее обратятся к Оракулу.

Пророк страстно желает влиять на право через судебные решения, хотя он сам не судья (зачем? он же выше этого!). Но если за Пророком судьи не идут, то для него это - полнейший провал. Ведь без последователей Пророк - просто высокомерный лунатик.

 

3. Реформатор: Тот, кто объясняет законодателю, что надо изменить

Реформатор не очень хочет разговаривать с судьями, он ищет способ убедить законодателя. Потому что он не доверяет интеллектуальным или моральным качествам судей, потому что он считает, что более честно и демократично - изменять право законами, а не через судебные акты. Он вообще является противником судебного правотворчества.

У Реформатора есть план, что и как надо улучшить в обществе, и он стремится убедить законодателя принять этот план, используя как аргументы из области эффективности, так и морально-нравственные ориентиры.

Если вдруг суды и нашли какое-то удачное решение правовой проблемы, Реформатор всегда будет стремиться кодифицировать его и имплементировать в закон - ведь право создается только законодателем.

Успех Реформатора тесно связан с тем, насколько его идеи восприняты законодателем, а если воспринял - то как они работают на практике.

Наиболее комфортная среда для Реформатора - постсоциалистические страны, в которых господствует идея о всемогуществе законодателя и отрицается правотворческая роль судей.

 

4. Скромный Клерк: Тот, кто объясняет студентам, что такое право

Скромный Клерк просто воспроизводит студентам то, что уже сказали законодатель или судьи. Чем более точно он это делает, тем больше успеха он имеет. Но сказать что Скромный Клерк уважаем в юридическом сообществе нельзя.

Скромный Клерк (в отличие от Оракула) действительно нейтрален по отношению к тому, чему он учит. Любая попытка Скромного Клерка творчески подходить к процессу обучения заводит в тупик, ведь он просто этому не обучен. 

Скромный Клерк никогда не осмелится критиковать судебные решения и решения законодателя, даже если внутри не согласен с ними. Ведь его функция - просто передать эти знания другим, тем, кто этого еще не знает. Если законы или практика поменялась, то все, что писал или чему учил Скромный Клерк можно смело выкидывать в урну - эти знания становятся бесполезными.

Скромный Клерк обитает в университете, он был не успешен на практике, поэтому больше он не рискует выходить в реальную жизнь. Его удел - должности на кафедрах той или иной степени значимости. Либо Скромный Клерк ленив и ему просто не хочется заниматься своим собственным развитием.

 

5. Мудрый Прагматик: Подсказывающий социально-оптимальные решения

Мудрый Прагматик работает для судей - ведь он подсказывает им лучшие решения. Но его аргументация не только основана на праве. Это смесь здравого смысла, социологии, экономики, политики.

К нормативности права Мудрый Прагматик относится довольно легко. Собственно, его сомнения в нормативности права и отличают его от Оракула, Скромного клерка и Пророка.

В отличие от Реформатора Мудрый Прагматик доверяет судьям. Но Мудрому Прагматику конфортно только в юрисдикциях, в которых судьи не сильно связаны законодательными текстами и при разрешении споров могут пользоваться аргументами иного порядка - теми самыми, к которым апеллирует Мудрый Прагматик (эффективность, социология, экономика и проч.). В иной среде Мудрый прагматик Получит контраргумент - "это не относится к праву" - парировать который он просто не сможет.

Еще один важный канал влияния Мудрого Прагматика - это аппарат судей, молодые люди, которые как правило в университете были любознательны и активны и попали под влияние аргументов Мудрого Прагматика. Их междисциплинарная любознательность так или иначе оказывает влияние и на судей, и, в итоге, на их судебные акты.

 

6. Самодостаточный: Тот, кто теоретизирует над правом ради права

Самодостаточный обращается к другим ученым. Его не интересует то, как его идеи будут (и  будут ли вообще!) применяться на практике. Его не впечатляет практическая юридическая деятельность, и он не стремится впечатлять практиков. Ему нравится обитать в башне из словой кости и он не собирается выглядывать наружу, чтобы посмотреть, что же там происходит. Его это просто не интересует.

Его успех - это когда плодами его труда интересуются Пророк, Оракул, Реформатор или Мудрый Прагматик, а измеряется он ссылками на работы Самодостаточного.

Он не рассматривает себя как часть правового дискурса, он работает на Вечность. Его рассуждения слишком общи, они оторваны от действительной жизни, их практически невозможно без адаптации применять на практике.

Среда обитания Самодостаточного - это университеты, причем чем более забюрокрачена академическая среда, чем менее с нее спрос в смысле реальной пользы для общества, тем она комфортнее для него.  

Работы Самодостаточного, снабженные броскими заголовками, наполненные остроумными размышлениями, парадоксами, провокационными цитатами и интуитивными тезисами в действительности редко кто читает и они мало кому интересны, ведь применить их на практике нельзя. Вообще-то, это провал для Самодостаточного, но среда в которой он обитает, защитит его от изгнания - ведь она так устроена, что реальный успех не имеет значения.

[Тут наверняка читатели подумают о том, что речь идет о наших юридических факультатах и многократно высмеянных рефлексиях большинства российских ученых-правоведов над тем, "входит ли поведение в содержание правоотношения или все-таки не входит", но нет! Автор имеет в виду университеты ... (внимание, барабанная дробь) в США! - Р.Б.]

Главная задача Самодостаточного - писать так, чтобы это было похоже на что-то новое и оригинальное; на деле же его труды такими вполне могут и не являться. Публике же все равно, она их просто не читает.

 

7. Медиазвезда: Тот, кто рассказывает публике, что такое право

Практически в каждой стране есть юристы, которые появляются на телевидении или в газетах, объясняя обществу, что же такое право. Некоторые из них - действительно признанные мастера, а некоторые - обычные пустышки, различить же их неискушенная публика никогда не сможет.

Миссия Медиазвезды - разъяснять публике то, чем занимаются юристы.  Поэтому Медиазвезда умеет объяснять простым языком сложные вещи, он даже умеет говорить о праве с умором, вызывая смех и улыбки аудитории. За это его и любят.  

Медиазвезду коллеги по цеху не очень-то и уважают, но не потому, что он - звезда, а потому что очень часто его "звездность" не подкреплена какими-то серьезными академическими успехами.

Медиазвезда иногда выражает запрос публики на изменение права. Но в отличие от Реформатора он не говорит об этом с законодателем, он просто призывает публично сделать это. Если же дело доходит до участия Медиазвезды в правотворчестве, то его аргументы - неправовые, они идут из глубины общественных воззрений.  

Медиазвезда существует в сообществах, где есть свободная пресса, а публика живо интересуется правом. Но он может прижиться и в условиях авторитарных, когда правитель желает, чтобы кто-то нес в обществе правовое просвещение.

* * *

Ну так что, какой ты юрист? :) Всем успехов и удачи!

 

 

 

 

 

 

zakon.ru

Iу. О позициях ученых юристов.

Современные известные ученые юристы – цивилисты и экологи в своих научных и учебных публикациях строго придерживаются гражданско-правового примат регулирования общественных отношений и в области использования и охраны окружающей среды. Подтвердим это отдельными примерами.

Так, профессор М.М. Брагинский утверждает, что «все договоры, регулируемые земельным, водным, лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК РФ (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых». Далее, там же, он продолжает «В результате оказывается, что ко всем договорам, возникающим по поводу природных ресурсов должны применяться общие нормы гражданского права, если иное не содержится в посвященных таким договорам законодательных актах (имеется ввиду, в частности, статьи Водного, Лесного и других таких же кодексов). При этом такие нормы пользуются несомненным приоритетом. И этот приоритет объясняется не иноотраслевым характером указанных норм, а тем, что они являются хотя и гражданско-правовыми, но специальными». [1]

Такой же гражданско-правовой позиции придерживается и известный ученый цивилист профессор Е.А. Суханов. Он пишет: «В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другие природные ресурсы тоже относятся к категории вещей, имущества». А о соотношении земельного и гражданского права Е.А.Суханов говорит следующее: «Этот спор связан с тем, что я условно называю пережитками социализма в сознании. В советские времена, когда земля была национализирована, у нас сложилось представление, что все, что связано с землей, это земельное право. А теперь времена поменялись. Земля, земельные ресурсы – это, конечно, предмет земельного права. Земля – как территория – предмет конституционного, международного, административного права. А вот земельный участок, имеющий кадастровый номер – это индивидуально-определенная вещь. С ней совершаются гражданско-правовые сделки – от купли – продажи до наследования. И это чистой воды гражданское право. Здесь ничего земельно-правового нет (выделено мной В.Я.)» [12] В этой связи уместно подчеркнуть, что «социалистические пережитки» - это прогрессивные пережитки. Что касается позиции Суханова Е.А., то она зиждется на пережитках рабовладельческого строя в сознании Е.А. Суханова.

Можно только сожалеть, что профессор Е.А.Суханов так примитивно из-за кадастрового номера, присвоенного земельному участку, прировнял его к обычной вещи, обычному товару, с которым можно совершать любые рыночные сделки. Увы, уважаемый Е.А. Суханов – земельный участок – это не товар, и не цивильная вещь, а компонент окружающей среды. Почва этого участка выполняет три основные не коммерческие, а естественно-природные функции. Первая функция. Почва земельного участка содержит питательные вещества, необходимые для поддержания жизни и составляет естественную среду для существования человека, флоры и фауны. Вторая функция – это объективно необходимая среда обитания микроорганизмов, включая и обычного дождевого червячка – почвообразователей, творящие питательное содержимое, необходимое для жизни флоры и фауны, но и для выращивания необходимых продуктов для существования самого человека. Наконец, третья функция почвы земельного участка – является естественным фильтром, препятствующим попаданию загрязнителей в подземные источники или в продукты питания, а также поглощает значительное количество воды от дождей, таяния снега и тем самым помогает человеку избегать наводнений. В этом суть земельного участка в качестве объекта природы, а не «вещи» для рыночного оборота.

На единых позициях с цивилистами находится и известный ученый эколог-юрист профессор Ю.Г. Жариков. Он пишет, что «в области охраны окружающей среды признается гражданско-правовая и имущественная ответственность, урегулированная в основном гражданским законодательством, но имеющая свою специфику в связи с особенностями экологических отношений». Далее он пишет, что «гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за нарушение имущественного внедоговорного вреда». [4] При этом профессор Ю.Г. Жариков свою позицию обосновывает прямой ссылкой на соответствующие статьи ГК РФ: 15, 1064 и др. статьи главы 25 «Ответственность за нарушение обязательств» и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда».

С глубоко укоренившихся цивилистических позиций, ученая Ю.И. Щуплецова. «зачислила» природные ресурсы к вещам и имуществу. Она и свое научное исследование назвала «Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы». Содержание исследования включает самостоятельные главы о вещных правах на землю, лес и многолетние насаждения, на водные объекты, на объекты животного мира, на недра. В заключении работы Ю.И. Щуплецова сформулировала такой вывод: «В рамках гражданского законодательства регулируются общие вопросы владения, пользования и распоряжения природными объектами, основания приобретения и прекращения права собственности на них и их государственной регистрации».

Единственный известный ученый эколог профессор М.М.Бринчук обоснованно встал на мою позицию, заявив, что «неприемлемо сравнивать земельный участок с выращенными на нем помидорами». [2]

Изложенное выше подтверждает, что действующие нормы гражданского права и отдельные нормы природоресурсных отраслей права, а также ученые цивилисты и экологи относят компоненты окружающей среды (земельные участки, лесные участки, водохозяйственные участки и участки недр с содержащимися в них полезными ископаемыми) к вещам, к имуществу.

Явный отход законодательства и теоретических исследований от естественно-природной действительности стал объективным обоснованием новой невостребованной научной концепции. Ее суть: компоненты окружающей среды не «вещи» и не «имущество». Они не являются также «недвижимым» и (или) «движимым» имуществом. Отношения по их использованию и охране регулируются не гражданским, а эколого-природоресурсными отраслями права. [8]

Данная научная концепция была обстоятельной обоснована мною в ряде опубликованных работ, что освобождает меня от повторения их содержания [9].

Здесь мы выделим только некоторые аспекты этой концепции, которые выражаются в следующем.

Во-первых, считаем необходимым содержание ст. 130 ГК РФ сформулировать так: «К недвижимым вещам, недвижимому имуществу относятся произведения человеческого труда, включающие здания, сооружения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

Во-вторых, считаю необходимым исключить из ГК РФ и главу 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». И иные частно -собственнические статьи о природных ресурсах.

В-третьих, изменению подлежат статья 128 ГК РФ «Объекты гражданских прав» и статья 129 «Оборотоспособность объектов гражданских прав» путем исключения из их содержания положения о том, что земля и другие природные ресурсы составляют «вещи» и что они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о других природных ресурсах».

studfiles.net

Юридический IQ - Ломоносов

III Международный Конкурс научных работ молодых учёных-юристов «Юридический IQ»

В 2014 году определена следующая тематика конкурсных работ: «Нестандартность как тренд современного российского права».

В рамках указанной тематики, ориентируясь на перечень примерных тем конкурсных работ (приложение 1), участник Конкурса самостоятельно выбирает тему конкурсной работы. Каждый участник вправе направить

не более 1 (одной) конкурсной работы. Конкурсные работы, выполненные

в соавторстве, не принимаются.

Участниками Конкурса могут стать дееспособные студенты, аспиранты российских или зарубежных образовательных организаций высшего образования, научных организаций, а также молодые учёные, практикующие юристы (не имеющие учёной степени или учёного звания),

в возрасте до 35 лет.

Конкурсная работа должна быть написана преимущественно

в научном стиле (научные статьи), допускается жанр эссе с элементами научного стиля. Работа должны быть написана на русском языке. Технические требования к оформлению работы и её объёму, последовательности изложения текста и его структуры - не предъявляются, за исключение формата файла конкурсной работы (допускаются только форматы doc., docx., rtf.). Однако не рекомендуется оформлять работу слишком мелким или слишком крупным шрифтом, а также представлять излишне объёмные работы (рекомендуемый объем – от 1 до 15-20 л.). Работа, представленная с нарушением авторских прав, снимается с Конкурса. Возможна проверка конкурсной работы на предмет плагиата. Количество ссылок на используемые источники не должно быть сверхмерным.

Конкурсная работа вместе с подписанной заявкой (в одном письме в разных файлах) направляются по электронному адресу: [email protected] Заявка оформляется только в формате doc., docx. или rtf. (приложение 2). Заявка и работа в формате pdf. или в формате рисунка не принимаются. Конкурсная работа без заявки, равно как и заявка без конкурсной работы,

не рассматриваются. Фактом принятия конкурсной работы с заявкой

на Конкурс считается ответное электронное письмо с указанием на то,

что работа с заявкой приняты на Конкурс (в течение недели).

Срок представления работы с заявкой – с 3 января 2014 года

по 3 октября 2014 года (включительно до 24-00 по московскому времени).

Результаты Конкурса будут объявлены 3 декабря 2014 года -

в российский День юриста.

Критерии при оценивании работ: научная новизна, актуальность, оригинальность, самостоятельность, наличие авторских позиций, аргументация, использование научной литературы, стиль изложения, стройность мысли, грамотность, наличие примеров из судебной практики

и зарубежных источников.

Члены жюри Конкурса оценивают работы на основании принципов законности, справедливости, объективности, научности, профессионализма, гуманности.

Победителями Конкурса признаются 2 (два) участника, представившие научные работы, получившие наивысшие оценки членов жюри Конкурса.

Победители Конкурса получают дипломы и памятные подарки.

Один из двух победителей, представивший работу ранее своего конкурента, помимо диплома и памятного подарка, получает главные призы Конкурса – уникальный памятный знак «Юридический IQ» (фрачный значок (для молодых людей) или подвеска (для девушек), а также статуэтку «Фемида».

Дипломы и памятные подарки однократно направляются победителям Конкурса по адресу, указанному в заявке участника, по почте за счёт средств организаторов Конкурса.

Участники Конкурса, не признанные победителями, сертификаты участника Конкурса, а также иные подтверждения участия в Конкурсе, памятные подарки не получают.

Руководству образовательных организаций высшего образования

(их филиалам), научным организациям, иным организациям, наибольшее количество представителей которых примет участие в Конкурсе, по почте за счёт средств организаторов Конкурса будет направлена Благодарность.

Претензии относительно определения победителей Конкурса

не принимаются, конкурсные работы не рецензируются и не используются организаторами Конкурса в нарушение авторских прав участников. Публикация конкурсных работ в сборнике не планируется.

В случаях незначительного количества участников Конкурс считается несостоявшимся, победители Конкурса не определяются, претензии

не принимаются.

III Международный Конкурс научных работ молодых учёных-юристов «Юридический IQ» не является публичным конкурсом по смыслу главы 57 ГК РФ, правила данной главы, а также аналогичные ей нормы законодательства иностранных государств, на него не распространяются.

Организаторы Конкурса не выполняют функций налоговых агентов

по отношению к лауреатам Конкурса (в части любых налогов).

По вопросам Конкурса (участие, сотрудничество, помощь, спонсорство, реклама) обращайтесь к организаторам на [email protected]

Будем рады видеть Вас среди участников Конкурса!

Будем признательны за распространение информации о Конкурсе!

lomonosov-msu.ru

XII Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Композиция правового пространства: динамика обновления»

24-25 мая 2017 г. сотрудники, аспиранты и студенты Юридического института ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, в составе: ассистента кафедры МПВЭД – Манукяна Гор Араратовича, аспиранта – Дубровина Михаила Андреевича, студентов – Авдеева Данила Алексеевича и Котова Ивана Андреевича приняли участие XII Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Композиция правового пространства: динамика обновления». Мероприятие проходило в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

С приветственным словом на пленарном заседании открыла директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, вице-президента РАН, академика РАН, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, член-корреспондента Международной академии сравнительного права, члена Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) Талии Ярулловны Хабриевой.

В своем вступительном слове Таллия Ярулловна отметила историческую традицию проведения школы-практикума в стенах ИЗиСП РФ, отметила актуальность выбранной тематики мероприятия, её онтологическую и гносеологическую ценность, раскрыла тенденции и наблюдения о развитии правового пространства и его составных элементов. В заключение своего выступления Талия Ярулловна сформулировала несколько концептуальных выводов о механизмах развития системы законодательства, среди которых: становление правового регулирование новых разновидностей общественных отношений складывается посредством воздействия законодательных актов на базе уже сложившихся отраслей, системный подход к праву требует сочетания процедур правотворчества и практики правоприменения, влияния внешней среды, то есть норм международного права и зарубежного законодательства на правовую систему, а также использования новых подходов (риск-ориентированность, эксперимент, моделирование и др.) в анализе законотворчества.

После приветственного слова и выступлений директора ИЗиСП при Правительстве РФ - Хабриевой Т.Я.; советника Президента РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке, члена-корреспондента Российской академии наук, д.ю.н., проф., заслуженного юриста РФ, члена координационного совета Международного союза юристов - Яковлева В.Ф.; полномочного Представителя Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде Российской Федерации, д.ю.н., проф. - Барщевского М.Ю. ; зам. заведующего центром публично-правовых исследований ИЗиСП при Правительстве РФ, д.ю.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента Международной академии сравнительного права – Тихомирова Ю.А.; президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, д.ю.н. - Пилипенко Ю.С.; президента Федеральной нотариальной палаты - Корсика К.А.; директора Федеральной службы судебных приставов - Аристова Д.В. и др., делегация ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых продолжила работу в секциях, где выступили с докладами:

На секции «Правовые основы информационного и экономического пространства» выступил с докладом «Опыт интеграции субъектов Российской Федерации в международное пространство» Манукян Г.А. 

На секции «Правовые границы: барьеры или просторы» выступил с докладом «Интегративная функция федеративного государства» Дубровин М.А.

На секции «Юридические сюжеты в изобразительном искусстве» выступил с докладом «Правовые стереотипы и произведения изобразительного искусства» Авдеев Д.А.

В кулуарах конференции проходили обсуждения сделанных докладов, в том числе с корефееями отечественной юриспруденции (с Тихомировым Ю.А., Яковлевым В.Ф., Чиркиным В.Е., Лазаревым В.В. и др.)

Все участники школы-практикум молодых ученых-юристов получили сертификаты участников.

 

 

 

 

 

ui.vlsu.ru


Смотрите также