Закон суров, но он закон...

Трубецкой юрист


ТРУБЕЦКО́Й ЕВГЕ́НИЙ НИКОЛА́ЕВИЧ | Энциклопедия Всемирная история

Русский религиозный философ, видный представитель философии всеединства, публицист, правовед, общественно-политический деятель, князь. Брат С.Н. Трубецкого. Один из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева (1905). Один из организаторов Партии мирного обновления (1906), издатель журнала «Московский еженедельник», являвшегося органом Партии мирного обновления. Инициатор книгоиздательства «Путь» (1910-1917).

Отец – князь Николай Петрович Трубецкой. Мать – Софья Алексеевна (в девичестве Лопухина), была второй женой князя.

Жена – княжна Вера Александровна Щербатова. Свадьба состоялась в 1887 году. У супругов родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья.

Детство Евгений провел в Ахтырке. В 1874 году вместе с братом Сергеем поступил в частную гимназию И.Ф. Креймана, в 1877 году семья переехала в Калугу, куда Николай Петрович был назначен вице-губернатором, и мальчики перешли в Калужскую мужскую казенную гимназию. В гимназические годы Трубецкой, так же, как и брат, интересовался философией, в частности, увлекался позитивизмом и нигилизмом. Вместе с братом изучил «Историю новой философии» Куно Фишера. Знакомство с идеями А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского способствовали его повороту к религиозной философии.

С 1881-го по 1885 год учился на юридическом факультете Московского университета. Во времена студенчества увлекался изучением истории философии. Вместе с Сергеем открыл тогда для себя философские идеи В.С. Соловьева. После окончания университета работал в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В апреле 1886 года Евгений Николаевич защитил там диссертацию «О рабстве  в древней Греции» и стал приват-доцентом.

В 1887 году на «средах»  Л.М. Лопатина познакомился с Владимиром Соловьевым. В 1892 году при Киевском университете Св. Владимира Трубецкой защитил магистерскую диссертацию на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» и получил там место приват-доцента. После защиты в 1897 году там же докторской диссертации на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Царства Божия у Григория VII и публицистов его времени» стал профессором.

Е.Н. Трубецкой был ярким представителем философии всеединства. В отличие от Соловьева, он придерживался идеи внеположности мира божественного и мира природного. В основе же деятельности человека, по его мнению, лежала свобода. Именно на свободе выбора, которая являлась не только источником добра, но и зла,  основывались отношения Бога и человека. Каждый индивидуум сам выбирает свой путь и несет за него ответственность. Отсюда идея Софии, которая является не посредницей между Богом и миром, а идеальным замыслом о мире, который человек может принять или отвергнуть. Также Трубецкой считал, что мир был создан Господом в результате свободного творческого акта из ничто, и доступ человека к всеединому абсолютному знанию был ограничен. Смысл жизни, по Трубецкому, как раз и состоял в поиске этого знания – в поиске вечных вневременных истин, заключенных в Божественном сознании. Внешний мир ученый трактовал как хаотичный и бессознательный, но постепенно идущий к миру божественных идей. Он упрекал Соловьева в том, что тот не разграничивал естественное и мистическое знание. Философ обосновывал это тем, что хотя наше познание обусловлено сущим,  но не всякое знание есть знание о нем. Истинно лишь мистическое знание, универсальное и пронизывающее все сферы человеческого сознания.

Среди основных философских трудов Е.Н. Трубецкого можно назвать «Философию Ницше» (1904), «Историю философии права» (1907), «Социальную утопию Платона» (1908), «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др.

Евгений Николаевич был также известным общественно-политическим деятелем. На рубеже веков он вступил в земский кружок «Беседа», с образованием либерального «Союза освобождения» в 1904 г. стал его членом. После образования Партии народной свободы в октябре 1905 году сразу примкнул к ней. Будучи либералов и конституционалистом, Трубецкой выступал с критикой теократических идей Владимира Соловьева и поддерживал идею правового государства, которого можно достигнуть путем реформ и культурной работы. Некоторые идейные разногласия с Соловьевым  не помешали ему в 1905 году стать одним из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти великого философа. В том же году Е.Н. Трубецкой отказался принять предложение премьер-министра графа С.Ю. Витте занять должность министра народного просвещения, т.к. не чувствовал в себе таланта политика и администратора.

В начале 1906 году баллотировался в Первую Государственную думу от партии кадетов. Вскоре после этого Евгений Николаевич вышел из партии, а в июле 1906 года стал одним из создателей право-либеральной Партии мирного обновления, куда вошли левые октябристы (П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, М.А. Стахович и др.), а также правые кадеты (сам Трубецкой, Н.Н. Львов и др.). Тогда же при помощи меценатки М.К. Морозовой он начал издавать печатный орган партии – «Московский еженедельник» (1906-1910). В нем были опубликованы более трехсот статей Трубецкого по разным вопросам. Здесь также печатались Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк.

С 1906 года  князь являлся профессором Московского университета. В 1907-1908 годах и в 1915-1917 годах был членом Государственного совета. В 1911 году, протестуя против нарушения правительством принципа автономии университета, он вместе с группой профессоров покинул его стены и затем переехал в свое калужское имение Бегичево. Здесь он занялся хозяйством и написанием статей для издательств «Русская мысль» и «Путь» (последнее было создано по инициативе Трубецкого в 1910 году). Иногда он бывал в Москве, читал лекции, посещал различные общества.

После Февральской революции Евгению Николаевичу пришлось покинуть свое имение, т.к. вокруг было неспокойно. В 1917-1918 годах он принял участие в Поместном соборе РПЦ как товарищ председателя. Октябрьскую революцию ученый не принял. В 1919 году  из-за угрозы ареста оставил Москву и уехал в Добровольную армию Деникина. Во время отступления белых оказался в Новороссийске. Здесь 23 января 1920 года Е.Н. Трубецкой умер от сыпного тифа.

Сочинения:

Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1: Миросозерцание Блаж. Августина. М., 1892.

Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI веке. Ч. 2: Идея Царства Божия в творениях Григория VII и публицистов его времени. Киев, 1897.

Философия Ницше. Критический очерк. М., 1904.

История философии права. М., 1907.

Энциклопедия права. М., 1908.

Социальная утопия Платона. М., 1908.

Миросозерцание Вл. С. Соловьева в 2-х тт. М., 1913.

Смысл войны. М., 1914.

Смысл жизни. М., 1914.

Национальный вопрос. Константинополь и святая София. М., 1915.

Война и мировая задача России. М., 1915.

Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916.

Умозрение в красках. М., 1916.

Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.

Россия в иконе//Русская мысль. Кн. 1-2. 1918.

Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М., 1922.

 

w.histrf.ru

Государство. Энциклопедия права - Е.Н. Трубецкой.

Исследовав вопрос о сущности общества, перейдем к рассмотрению той его формы, кᴏᴛᴏᴩая представляется наиболее интересной для юристов, — к рассмотрению государства. Всякая форма человеческого общества предполагает непременно существование такой общественной щли, кᴏᴛᴏᴩая не может быть осуществлена разрозненными усилиями отдельных лиц; общество всегда преследует такую цель, для достижения кᴏᴛᴏᴩой люди должны соединиться, образовать кооперацию. Далее, для существования общества недостаточно преходящих, мимолетных целей; если люди соединяются для того, ɥᴛᴏбы выполнить сообща какую-нибудь работу, или устроить облаву на медведей, или пирушку, то тут не может быть и речи об обществе: для существования общества необходима це7ь постоянная, длящаяся. Есть такие цели, для достижения кᴏᴛᴏᴩых человек добровольно вступает в ту или другую кооперацию:

167

 

такие цели лежат в основе, например, акционерных компаний, обществ ученых или благотворительных. Но есть и такие цели, кᴏᴛᴏᴩые объединяют людей помимо их воли, кᴏᴛᴏᴩые навязываются людям в силу самого их рождения, В силу самого рождения я принадлежу к тому или другому классу, национальности, государству: хочу я или не хочу, я в силу того положения, в какое поставило меня рождение, заинтересован в целом ряде целей, общих мне с другими лицами.

Разнообразию целей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует и великое разнообразие форм человеческого общества. Так как различные человеческие общества отличаются друг от друга прежде всего ϲʙᴏими целями, то, казалось бы, что для определения отличия государства от других форм человеческого общества надо было бы рассмотреть отличие цели государства от целей других общественных союзов. Попытки данные, однако, должны были окончиться полнейшей неудачей: прийти к какому-нибудь соглашению относительно цели государства представляется невозможным, так как не только само понимание цели государства в различные эпохи различно, но в действительности государство в различные эпохи преследует различные цели: отсюда — разногласия между мыслителями, исходившими при определении государства из изучения его цели.

Аристотель, например, определяет государство как "соединение многих родов и деревень ради общения наилучшей, совершенной жизни". Древние греки вообще не признавали ничего высшего, чем государство и преследуемая им земная цель. И в самом деле, государство у них было средоточием всех умственных и нравственных интересов граждан: оно олицетворяло собой высшую цель и смысл существования личности, почему Аристотель и называет его "сообществом совершеннейшей жизни", В Риме государство уже перестает быть средоточием всех умственных и нравственных интересов, задача его существенно суживается: ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно с данным римлянин Цицерон47 видит в нем уже не олицетворение "высшего совершенства" человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой.

В Средние века цель государства совершенно иная: оно рассматривается как орудие церкви — задачей его считается насаждение истинной веры; и в самом деле, помимо целей светских, средневековое государство преследует также и цели религиозные, что явствует, например, из истории крестовых походов.

В Новое время цель государства опять-таки меняется: оно становится светским союзом, преследующим чисто светские цели. Но и в данных пределах то, что понимается под целью государства, беспрестанно меняется; в действительности и тут цель государства то расширяется, то сужается. Сообразно с данным, по справедливому замечанию Коркунова, определения государства, даваемые с позиции его целей, в высшей степени субъективны; в данных определениях демонстрируется не только разнообразие целей, в действительности преследуемых государством, но и разнообразие тех целей, кᴏᴛᴏᴩыми государство должно задаваться с позиции идеальных

168

 

представлений о нем различных исследователей. Вот к примеру, по Гегелю,'11'государство есть "высшая действительность нравственной идеи"; по Велькеру, оно — "союз, стремящийся к правовой ϲʙᴏбоде и к счастью ϲʙᴏих подданных"; по Чичерину,49 оно — "союз, управляемый верховной властью для общего блага". Все данные определения несостоятельны потому, что в действительности государство вовсе не всегда представляет собой высшую действительность нравственной идеи, вовсе не всегда стремится к общему благу, к счастью всех ϲʙᴏих подданных: словом, государство в действительности преследует весьма разнообразные цели, а потому при определении государства нельзя исходить из представления единой цели, преследуемой всеми государственными союзами.

Чтобы найти определение государства, надо начать с того признака, кᴏᴛᴏᴩый никогда не возбуждал спора. Таким признаком будет власть; никто никогда не сомневался в том, что государство есть союз, обладающий властью над ϲʙᴏими членами. Стало быть, исходной точкой для определения государства должна послужить власть.

Но тут затруднение состоит по сути в том, что власть есть признак, в кᴏᴛᴏᴩом государство сходится со многими другими союзами: властью обладают, например, различные местные общества, за кᴏᴛᴏᴩыми признается правительством автономия, например городские общества, олицетворяемые думами, уездные общества, олицетворяемые уездными земскими собраниями, и пр. Очевидно, что для определения государства крайне важно выяснить, в чем заключается отличие государственной власти от власти других общественных союзов.

Профессор Коркунов видит отличительную особенность государства в том, что оно одно осуществляет самостоятельно принудительную власть. Коркунов хочет данным сказать, что власть государства, будучи принудительной, есть вместе с тем власть первоначальная, ни от кого не заимствованная, не подчиненная никакой другой власти, и что в ϶ᴛᴏм заключается коренное отличие государства от всяких союзов.

Вряд ли, однако, можно согласиться с тем, что признаки, характеризующие государственную власть в отличие от власти других общественных союзов, верно подмечены профессором Коркуновым. Прежде всего принудительный характер присущ не исключительно одной государственной власти. Власть, кᴏᴛᴏᴩой пользовалась в Средние века католическая церковь, была принудительной; разбойничья шайка или революционный клуб, карающий ϲʙᴏих членов смертью за всякую измену и отступничество, обладают властью в высокой степени принудительной. Мало того, все перечисленные формы общения при всем их различии сходятся в том, что власть их — совершенно самостоятельная, не заим^ ствованная ни от какой другой власти. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что все данные три формы общения обладают теми специальными признаками, в кᴏᴛᴏᴩых Коркунов видит особенность и отличия государства.

В действительности основное отличие государства состоит не в том, что оно имеет власть самостоятельную и принудительную, а в том, что

169

 

оно пользуется властью самостоятельной и исключительной в пределах определенной территории. Власть католической церкви тем и отличается от государственной власти, что она не территориальна. Власти римского Папы подчинены все католики, где бы они ни проживали, стало быть, ϶ᴛᴏ власть над лицами, а не над лицами и территорией. Правда, в былые времена существовала особая папская территория; но тогда эта территория была папским государством, и Папа как верховный глава ϶ᴛᴏй области был светским государем. Власть шайки разбойников и политического клуба есть также власть только над лицами. Но допустим, шайка разбойников завоевывает какую-нибудь территорию (как ϶ᴛᴏ иногда и бывало в Средние века), изгоняет из ее пределов всякую другую власть и подчиняет ϲʙᴏему исключительному господству. В ϶ᴛᴏм случае разбойничья шайка утрачивает ϲʙᴏй первоначальный характер и приобретает характер государственный.

Особенность государства, как сказано, состоит по сути в том, что оно властвует самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Не подлежит сомнению, что, кроме государства, существуют другие общественные союзы, власть кᴏᴛᴏᴩых также территориальна (местные автономные общества). Власть данных союзов, будучи территориальной, отличается от'власти государства тем, что она не самостоятельна, а, напротив того, заимствована и подчинена высшей власти. Власть земства или города не самостоятельна — потому что она существует исключительно постольку, поскольку государство дает местным обществам эту власть, допускает в ϲʙᴏих пределах местное самоуправление; она не исключительна, так как наряду с ней в той же местности существуют другие власти — власть центрального правительства в лице губернатора и пр. Напротив того, государство в пределах подчиненной ему территории господствует вполне исключительно, т. е. не допускает в данных пределах существования власти, не подчиненной ему. Никакое государство, как бы сильно оно ни было, не может воспрепятствовать образованию в ϲʙᴏих пределах враждебных ему анархических партий или разбойничьих обществ; но оно остается государством исключительно до тех пор, пока оно в состоянии отстаивать ϲʙᴏю самостоятельную власть над территорией против внутренних н внешних врагов.

Определив отличительные особенности государственной власти, мы можем следующим образом резюмировать результат нашего анализа: государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. Соответственно с данным определением в понятие государства входят следующие три элемента: 1) власть, обладающая указанными признаками самостоятельности и исключительности; 2) совокупность лиц, подчиненных ϶ᴛᴏй власти, — народ и 3) территория. Подробная характеристика каждого из данных признаков в отдельности входит в область государственного права, а потому может быть опущена в курсе юридической энциклопедии.

[70

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Энциклопедия права - Е.Н. Трубецкой. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Государство") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Энциклопедия права - Е.Н. Трубецкой. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Энциклопедия права - Е.Н. Трубецкой., 2015. Государство.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Трубецкой, Евгений Николаевич - это... Что такое Трубецкой, Евгений Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трубецкой.

Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й (23 сентября (5 октября) 1863(18631005), Москва — 23 января 1920, Новороссийск) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель.

Биография

В семье Е. Н. Трубецкого было 12[1] детей (трое — от первого брака Н. П. Трубецкого, остальные — от второго)[2]. Жизнь Е. Н. Трубецкого была тесно связана с жизнью его брата Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Ф. И. Креймана, в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной:

…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…

— [3]

Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких — Ахтырки. В тринадцати верстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти верстах — Хотьковский женский монастырь.

Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.

— [4]

В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Дарвина, Спенсера, Бокля, Бюхнера, Белинского, Добролюбова и Писарева, пережили острый религиозный кризис[5]. Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии[6]. Теперь предметом их изучения стали произведения Платона, Канта, Фихте, Шеллинга[3]. Затем последовали А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв, роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Неожиданное откровение было дано Е. Н. Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна[6]. Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости[7].

В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета весной 1885 года Е. Н. Трубецкой поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадёрский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и уже в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию «О рабстве в древней Греции»[6].

В 1887 году Е. Н. Трубецкой во время одной из «сред» в доме Л. М. Лопатина познакомился с В. С. Соловьёвым[8]. Будучи учеником и продолжателем В. С. Соловьёва, Е. Н. Трубецкой не соглашался со многими аспектами его учения, особенно — с его экуменическими идеями.Он был

даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник.

— Лосев А. Ф., «Владимир Соловьёв».

В этом же, 1887 году,[2] он женился на княжне Вере Александровне Щербатовой[9], дочери московского городского головы. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении А. А. Щербатова.

В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Е. Н. Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году, после защиты работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников» — профессора в Киевском университете Св. Владимира[10].

В конце 1905 года, граф С. Ю. Витте, формировавший новый кабинет министров, хотел предложить Е. Н. Трубецкому пост министра народного просвещения, но при встрече понял, что Трубецкой — чистый человек, полный философских воззрений, с большими познаниями, прекрасный профессор, настоящий русский человек, но наивный администратор и политик[11].

В ноябре 1905 года было зарегистрировано Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева. Среди учредителей был и Е. Н. Трубецкой.

С 1906 года он — профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Ещё в конце мая 1905 года он познакомился с меценаткой М. К. Морозовой, когда тридцатидвухлетняя вдова с четырьмя детьми предоставила свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, где выступали и братья Сергей и Евгений Трубецкие[12]. На её средства Е. Н. Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник» (1906—1910). Самым выдающимся итогом этой «беззаконной любви» было московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где кроме работ Е. Н. Трубецкого были напечатаны труды С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского[13].

Их роман разворачивался в культурной парадигме века минувшего: переживаемое ими чувство было для своего времени слишком искренно, глубоко, цельно, а главное, оно было слишком подлинно:

Дорогой мой друг! Как я рад, что всего этого Вам не надо пояснять, что во всём этом Вы мне помощница и что Вы с полуслова меня понимаете. Что за ангельская душа моя жена! Вот уже два дня как она по нескольку раз напоминает мне, чтобы я отправил письмо сегодня, чтобы оно непременно поспело к Вашему приезду, точно этого я сам не знаю; и сколько раз она повторяет, что хочет Вас видеть! Боже мой, за что я так избалован любовью!… но всему Бог помог. Опять послал свою бесконечно ясную бездонную голубую лазурь над нами. Опять светло и ярко на душе…

А должны мы с Вами вместе подумать, как бы волос не упал с её головы; без этого ни Вам, ни мне нет благословения… Помните, что для неё я — всё. Самоотречение у неё безграничное; но столь же безгранично она меня чувствует — всякое мое слово, даже не сказанное, всякое чувство, только зарождающееся. Всякое письмо, мною полученное и ей не показанное, чувством слышит. Всякое изменение моё ко мне [себе?] ощущает как муку и болезнь… и тогда поймёте, почему были здесь минуты столь ужасающе трудные, когда я никакого выхода не видел и погружался в мрачное отчаяние. Чтобы Вы и я были радостны, нужно, чтобы она была радостна.

— [12]. Письма Е. Н. Трубецкого — М. К. Морозовой от 7 и 9 апреля 1909.

Первоначально он был одним из видных членов и основателей кадет­ской партии Народной свободы, затем вышел из неё и стал одним из создателей, на основе фракции «мирного обновления» в 1-й Государственной думе, партии мирного обновления, неофициальным органом которой стал «Московский еженедельник». Более трехсот передовых статей Е. Н. Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 году в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи:

При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет про­тив класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснется с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад

— По публикации в [3]

В 1907—1908 года (а затем — в 1915—1917) он — член Государственного совета.

В 1911 году Евгений Николаевич Трубецкой вместе сбольшой группой профессоров покинул Московский университет, несогласный с нарушением принципов университетской автономии правительством. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию — в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени А. Л. Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ.

В 1914 году, в связи с начавшейся мировой войной, он, испытав патриотическое воодушевление, задумался о смысле жизни, что проявилось в статьях и книгах этого периода. в это же время, под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции И. С. Остроухова он пишет три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в её иконе» (1917).

В 1917—1918 годах Е. Н. Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора в качестве Товарища Председателя. В это время, 19 мая 1918 года Е. Н. Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ильина И. А. на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»[14]. Непосредственная угроза ареста вынудила его покинуть Москву: он прибыл в Добровольческую армию Деникина, где его брат, Г. Н. Трубецкой, в правительстве Деникина занимал должность начальника Управления по делам исповеданий.

Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, заболел здесь сыпным тифом и умер 23 января 1920 года.

Миросозерцание

Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду.

Трубецкой — один из основных представителей метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьёвым. Он критически пересматривает философию Соловьева, определяет некоторое ядро и ставит задачу развития из этого ядра цельной и систематической философии Богочеловечества. Вне ядра оказываются прежде всего такие «утопии» Соловьева: резкое преувеличение роли в Богочеловеческом процессе отдельных частных сфер и явлений: католицизма, теократии. Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Возникает она в ходе гносеологического анализа. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного (а значит, транссубъективного, сверхпсихологического) содержания — смысла или же истины — и, следовательно, предполагает существование такового; в любом сущем должна существовать истина. Истина же, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, притом характеризующееся безусловностью и сверхпсихологичностью.

Список произведений

  • О рабстве в древней Греции — Ярославль, 1886.
  • Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаженного Августина. Москва, 1892 (магистерская диссертация).
  • История философии права (древней, новой, новейшей): Лекции — Киев, 1893—1899[15].
  • Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников. Киев, 1897 (докторская диссертация)
  • Философия Ницше: Критический очерк. М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1904, на сайте «Руниверс».
  • статьи в газете «Право»: № 15 — «Церковь и освободительное движение», № 39 — «Война и бюрократия», «Ответ губернских предводителей», «Крах».
  • статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»: «Политические идеалы Платона и Аристотеля», «Философия христианской теократии», «Философия права профессора Л. И. Петражицкого», «Свобода и бессмертие».
  • История философии права (древней). — 1-е изд. — Киев: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1899. — 179 с.
  • Энциклопедия права. — 1-е изд. — М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1908. — 223 с. (5 изданий)[15][16].
  • Социальная утопия Платона — М., 1908[15][16].
  • Миросозерцание В. С. Соловьева. Издательство «ПУТЬ», М., 1913.
  • Смысл войны, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914, на сайте «Руниверс»
  • Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914, на сайте «Руниверс» (Djvu, Gif) (Смысл жизни. Москва, 1918)
  • Война и мировая задача России, М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1915, на сайте «Руниверс»
  • Национальный вопрос, Константинополь и святая София: Публичная лекция — М., 1915[16].
  • Два мира в древнерусской иконописи. 1916 г.
  • Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1916, на сайте «Руниверс»(Djvu, Gif) Умозрение в красках. 1916 г.)
  • Анархия и контрреволюция — М., 1917[16].
  • Революция и национальный подъем — М.,1917[16].
  • Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства, М.: Типография «Русская печатня», 1917, на сайте «Руниверс»
  • Из прошлого — М., 1917; (2-е изд. Вена, 1920)[16].
  • Смысл жизни. Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1918; (2 — е изд. Берлин, 1922[16]).
  • Великая революция и кризис патриотизма — Омск, 1919[16]).
  • Звериное царство и грядущее возрождение России — Ростов на Дону, 1919[16]).
  • Этюды по русской иконописи — М., 1921[16]).
  • Иное царство и его искатели в русской народной сказке — М., 1922[16]).
  • Воспоминания — София, 1922.
  • Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе — М.: ИнфорАрт, 1991. — 112 с.
  • Смысл жизни — М., 1994.
  • Миросозерцание В. С. Соловьева. В 2 т. — М., 1994—1995.

Примечания

  1. ↑ Ряд источников приводит цифру — 13.
  2. ↑ 1 2 Генеалогия Трубецких (англ.)
  3. ↑ 1 2 3 Елисеев С., 1999
  4. ↑ Из прошлого, 2000
  5. ↑ Сапов В. В., 1995, с. 435
  6. ↑ 1 2 3 см. Е. Н. Трубецкой, Воспоминания. София, 1922.
  7. ↑ Левицкий С. А., 1981, с. 10
  8. ↑ Сапов В. В., 1995, с. 437
  9. ↑ Портрет жены её брата, С. А. Щербатова, стал последней работой художника Валентина Александровича Серова
  10. ↑ Трубецкой, Евгений Николаевич. Биография. Философские воззрения.
  11. ↑ Витте С. Ю., 1922
  12. ↑ 1 2 Носов А. А., 1993
  13. ↑ Сапов В. В., 1995, с. 441
  14. ↑ Лисица Ю.
  15. ↑ 1 2 3 Скачать труд можно — здесь
  16. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Основные научные труды

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Трубецкой Евгений Николаевич

Евгений Николаевич Трубецкой

Биографические материалы:

Миненков Г.Я., Комиссарова Т.В. Философ, правовед, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998):

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920), князь - русский философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с 1906). Инициатор и участник книгоиздательства "Путь" (1910-1917). Основные сочинения: "Философия Ницше" (1904), "История философии права" (1907), "Социальная утопия Платона" (1908), "Миросозерцание Вл. С. Соловьёва" (тт. 1-2, 1913), "Умозрение в красках" (1915), "Два мира в древнерусской иконописи" (1916), "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства" (1917), "Смысл жизни" (1918) и др. Трубецкой активно участвовал с либеральных и антимаксималистских позиций в политической жизни страны, рассматривая свою деятельность в качестве нравственного долга. Преодолев юношеское увлечение позитивизмом и атеизмом, Трубецкой (под влиянием идей Шопенгауэра) приходит к религиозной теме и, в конечном счете, становится сторонником философии всеединства В.С. Соловьёва, с которым его связывали отношения близкой дружбы и миросозерцанию которого он посвятил фундаментальное исследование. Идеи Соловьёва уточнялись Трубецким в контексте особенностей новой исторической эпохи. Не принимая ни панлогизма (Гегель), ни субъективистского алогизма (Бердяев, частично Флоренский), Трубецкой стремился строить свою философию (называя ее логизмом) как доказательство сугубой разумности безусловного бытия. Центральной для Трубецкова была тема неизменного и вечного смысла жизни... ПОДРОБНЕЕ.

Фирсова Л. В. Один из организаторов Психологического общества (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010):

Трубецкой Евгений Николаевич [23 сентября (5 октября) 1863, Москва — 23 января 1920, Новороссийск] — философ, правовед, публицист, общественный деятель. Инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—17), один из организаторов Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Становление философских взглядов Трубецкого происходило в семейной среде в полемике с братом С. Н. Трубецким. Оба они в ранней юности пережили увлечение нигилистическими и материалистическими идеями. Впоследствии, под влиянием идей В. С. Соловьева и славянофилов, а также немецкой классической философии, Трубецкой перешел на позиции религиозной философии. Обучаясь на юридическом факультете Московского университета (1881—85), Трубецкой одновременно увлекался изучением истории философии. После окончания университета работал в Ярославском юридическом лицее. В 1892 получил степень магистра, после защиты докторской был профессором Киевского, а с 1906 Московского университета... ПОДРОБНЕЕ.

Зеньковский В. Князь и философ (Большая энциклопедия русского народа):

Трубецкой Евгений Николаевич (23.09[5.10].1863—23.01.1920), князь, философ, правовед. Родился в Москве в старинной дворянской семье. По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии. Обе его диссертации были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая — блж. Августину, вторая — религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI в.). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, а оттуда через некоторое время перешел в Московский университет (1905). Член Государственного совета (1907—08). Трубецкой участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического при Московском университете, Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева и др.; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910—17). После 1917 Трубецкой покинул Москву. Находился в рядах Добровольческой армии; скончался в Новороссийске... ПОДРОБНЕЕ.

Врачев В. Религиозный философ:

Трубецкой Евгений Николаевич - (род. 23 сент. 1863, Москва - ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) – князь, из старинного княжеского рода, русский религиозный философ, правовед и общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Учился в классической гимназии в Москве и воспитывался в окружении высококультурных людей. Будучи еще в гимназии, Трубецкой, подобно русским молодым людям своего времени, преодолел духовный кризис, выразившийся в отрицании всех традиций прошлого. Он утратили веру в Бога и страстно увлеклись позитивизмом Спенсера и Дж. С. Милля. Господствовавшее в России критическое отношение к общественному и политическому режиму привело не только к осуждению самодержавия, но и к чисто нигилистическому по своему духу отрицанию всех других ценностей... ПОДРОБНЕЕ.

Крашенинников П. Отверг софиологию Соловьева как недопустимое смешение Бога и мира (Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017,).

"...Основное философское произведение Е.Н. Трубецкого «Миросозерцание Вл.С. Соловьева» (1913) было посвящено изучению философских воззрений наставника. Он не согласился со многими аспектами учения Соловьева, особенно с его экуменическими идеями. Трубецкой отверг софиологию Соловьева как недопустимое смешение Бога и мира. В отличие от Соловьева он интерпретирует Софию не как сущность мира, а как норму, идеальный первообраз, который находится вне мира и который человек волен принять или отвергнуть..."

София, у Трубецкого — идеальный замысел о мире (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни (Статья С.М. Половинкина о сочинении Е.Н. Трубецкого).

Ирина УШАКОВА. О смысле мировой бессмыслицы. Какие события провидел в начале прошлого века философ-богослов Е.Н. Трубецкой.

Проблемы идеализма (Статья А.И. Резниченко о сборнике статей ряда авторов, в т. ч. Трубецкого Е.Н.).

Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905), князь, "религиозный философ", брат Евгения Николаевича.

Философы, любители мудрости (биографический указатель). 

Сочинения:

"Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.", ч. I. М., 1892;

"Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.", т. 1-2, 1897;

"Философия Ницше", 1904;

"Социальная утопия Платона", 1908;

"Миросозерцание В. С. Соловьева", т. 1-2, 1913;

"Умозрение в красках", 1916;

"Метафизические предположения познания", 1917;

"Смысл жизни", 1918:

«Миросозерцание бл. Августина», 1892;

«Миросозерцание папы Григория VII и публицистов — его современников», 1897;

«Метафизические предположения познания», 1917;

«Смысл жизни», 1918.

«Два мира в древнерусской иконописи»

«Умозрение в красках».

 

 

www.hrono.ru

Трубецкой, Евгений Николаевич — WiKi

В семье Н. П. Трубецкого было 12[1] детей (трое — от первого брака, остальные — от второго, с Софьей Алексеевной Лопухиной)[2]. Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) — Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана, в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной[3]:

…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…

Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких — Ахтырки. В тринадцати вёрстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти вёрстах — Хотьковский женский монастырь[4]:

Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.

В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Томаса Бокля, Людвига Бюхнера, Виссариона Белинского, Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева, пережили острый религиозный кризис[5]. Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии[6]. Теперь предметом их изучения стали произведения Платона, Канта, Фихте, Шеллинга[7]. Затем последовали Алексей Хомяков, Владимир Соловьёв, роман «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Неожиданное откровение было дано Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна[6]. Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости[8].

В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета весной 1885 года Евгений Трубецкой поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и уже в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию «О рабстве в древней Греции»[6].

В 1886 году Трубецкой во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым[9]. Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, Трубецкой не соглашался со многими аспектами его учения, особенно — с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник»[10].

В 1888 году[2] Трубецкой женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.

В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Евгений Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году, после защиты работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников» — профессора в Киевском университете Святого Владимира[11].

На рубеже веков стал членом земского кружка «Беседа», протопартийного объединения. Затем вступил в Союз освобождения. Во время «банкетной кампании» союза — собраний для распространения решений первого легального Земского съезда за конституцию — держал речь на самом большом банкете, который состоялся в Киеве и собрал более тысячи участников. После образования в октябре 1905 года Конституционно-демократической партии он в её рядах. В конце 1905 года граф Сергей Витте, формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения[12], но при встрече последний тотчас же отказался от портфеля, так как его согласие было бы нарушением принятой руководством его партии политической линии.

  Евгений Трубецкой. 1910 год

В ноябре 1905 года было зарегистрировано Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва. Среди учредителей был и Трубецкой.

В начале 1906 года баллотировался в Первую Государственную думу от Партии народной свободы, то есть кадетов. С 1906 года Трубецкой — профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. В конце мая 1905 года он познакомился с меценаткой Маргаритой Морозовой, когда тридцатидвухлетняя вдова с четырьмя детьми предоставила свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, где выступали и братья Сергей и Евгений Трубецкие[13]. На её средства Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник». Выдающимся итогом этой «беззаконной любви» было московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где, кроме работ Трубецкого, были напечатаны труды Сергея Булгакова, Владимира Эрна, Павла Флоренского[14].

Первоначально Трубецкой был одним из видных членов и основателей кадет­ской партии, затем вышел из-за её нежелания сотрудничать с правительством. Он стал одним из создателей, на основе фракции «мирного обновления» в 1-й Государственной думе, Партии мирного обновления, неофициальным органом которой стал «Московский еженедельник». Более трёхсот передовых статей Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 году в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет про­тив класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснётся с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад»[7].

В 1907—1908 годах (а затем — в 1915—1917-м) он — член Государственного совета.

В 1911 году Евгений Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию — в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ.

В 1914 году в связи с начавшейся мировой войной он, испытав патриотическое воодушевление, задумался о смысле жизни, что проявилось в статьях и книгах этого периода. В это же время под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции Ильи Остроухова он написал три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в её иконе» (1917).

Во время власти Временного правительства из-за неспокойной обстановки в деревне был вынужден покинуть своё имение Бегичево. В 1917—1918 годах Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного собора в качестве товарища (помощника) Председателя.

  Заседание поместного собора. Шестой справа — Евгений Трубецкой

19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»[15]. В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр[16]. Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев. Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии. Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре[17].

В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Участвовал в созванном «Юго-восточном русском церковном соборе», который работал с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе. На соборе было принято положение о высшем церковном управлении в регионе, которому было дано название «Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России»[18].

Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 23 января 1920 года. Протоиерей Сергий Булгаков в некрологе написал: «Среди интеллигенции, духовно-тёмной и мёртвой, князь Евгений Николаевич Трубецкой являлся нелицемерным и верным исповедником христианской веры».

Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду.

Трубецкой — один из основных представителей метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьёвым. Он критически пересматривает философию Соловьёва, определяет некоторое ядро и ставит задачу развития из этого ядра цельной и систематической философии Богочеловечества. Вне ядра оказываются прежде всего такие «утопии» Соловьёва: резкое преувеличение роли в Богочеловеческом процессе отдельных частных сфер и явлений: католицизма, теократии. Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Возникает она в ходе гносеологического анализа. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного (а значит, транссубъективного, сверхпсихологического) содержания — смысла или же истины — и, следовательно, предполагает существование такового; в любом сущем должна существовать истина. Истина же, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, притом характеризующееся безусловностью и сверхпсихологичностью.

ru-wiki.org


Смотрите также