Закон суров, но он закон...

Риторика юриста


предмет, метод, цели, задачи — МегаЛекции

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления. 1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля). 2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту. 3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка). Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

 

2.Соотношение науки риторики с учебной дисциплиной.В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений неориторики. В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики). В тот или иной период развития общества конкретные виды речевой коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины вызывают наибольший интерес. В настоящее время подобная роль отводится риторике средств массовой информации, политической и деловой (коммерческой) риторике. В науке также существует подразделение риторики на теоретическую, прикладную и тематическую. Теоретическая риторика – это раздел общей риторики, который занимается научным исследованием правил построения качественной речи. Прикладная же в данном случае использует уже найденные правила, закономерности и лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Эти два подразделения тождественны по содержанию научной и учебной риторике. Тематическая риторика получила распространение в США. Она изучает объединение различных видов словесности вокруг одной актуальной темы(например, выборов президента).

 

3.Общая риторика.В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Функции: Цели формирования всех необходимых знаний и навыков в сфере общей риторики – искусства воздействия на людей при помощи слова – и преследует настоящий учебный курс. Успешное изуче-ние этой дисциплины позволит каждому стать способным:

• свободно обсуждать самые разные темы (бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские и т.д.), используя при этом диктуемый ситуацией тот или иной стиль речи;

•излагать свои суждения ясно, последовательно, ярко, грамотно применяя изобразительно-выразительные средства («цветы красноречия») – тропы и риторические фигуры;

•подготовить для различных ситуаций и произнести для разных аудиторий публичную речь и быть принятым и понятым слушателями;

• последовательно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемических спорах и дискуссиях и др.

Законы риторики. Закон гармонизирующего диалога.Первый закон современной общей риторики — закон гармонизирующегодиалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическомвзаимодействии участников речевой ситуации.Закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий

не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал

эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Закон удовольствия. Речь тогда и потому

действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику).

4.Соотношение понятий оратора и ритора. Особенности требований общей риторики к умениям и мастерству оратора. Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. Ритор – оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают свойства личности оратора:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

Обаятельныйчеловек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Уверенность. Право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего.Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки.

 

5.Речь: понятие ,виды и стили.Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основные виды речи человека. Это — устная и письменная речь. Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Стиль речи-исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Художественный стиль используется в художественной литературе.

6.Публичная речь как разновидность ораторского искусства.Публичная речь – это основа ораторского искусства. Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

 

7.Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Речевое воздействие — побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.).

Речевое воз­действие — это воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной гово­рящими цели — изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе речевого взаимодействия с ним. В зависимости от того, какая сфера психической деятельности человека вовлечена в процесс коммуникации в большей степе­ни, речевое воздействие подразделяется на рациональное и эмоциональное. Пытаясь воз­действовать на поведение собеседника, говорящий может оказывать влияние на его рацио­нальную сферу. С этой целью он привлекает убедительные факты и аргументы, воздей­ствующие на сознание людей. Цель эмоционального воздействия заключается в выражении говорящим эмоций и достижении ответной эмоциональной реакции у слушаю­щего, приводящей к изменению его поведения. Эмоциональное воздействие де­лится на два типа: опосредованное, которое осуществляется путем первоначальной апел­ляции к рациональному «Я» адресата (оценка, информирование), и непосредственное, реализуемое за счет создания образности, различных сбоев логики мышления. По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздей­ствие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требо­вания, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружа­ющую его среду. Прямой способ речевого воздействия включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соот­ветствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего. Косвенный способ выражения коммуника­тивного намерения представляет собой употребление языковых форм для выражения ил­локутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением. Косвенные формы не выражают открыто намерений говорящего. По критерию осознанности речевых действий разграничивается намеренное (ин­тенционалъное) и побочное (неинтенционалъное) воздействие. При намеренном речевом воздействии субъект ставит перед собой задачу добиться определенного ре­зультата от объекта речевого воздействия. Побочное речевое воздействие оказывается не­ произвольно, поскольку субъект не ставит задачу добиться определенного результата от объекта.

 

8.Коммуникативные качества речи интеллектуального воздействия. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями.

Ясность.Ясностьдостигается прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Нередко доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В ее жизни встал известный ингредиент. Причиной неясности может быть многословие: Другие показания давались Иванченко о том/ что у него значит/ украли/ значит/ это самое// И Протокова рассказала здесь/ в суде/ каким образом/ она обнаружить кражу в своем домике/ что у ней было украдено/ и что значит/ какие повреждения/ не могла.

Точность.Точность - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления - это понятийная, смысловая точность, которая зависит от того, насколько говорящий следит за значением употребляемых слов. С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым: «Свидетель Горлов говорил, что дней за десять до убийства к нему домой приезжал Еремин и предлагал «попасти» одного человека. На его уточняющий вопрос Еремин ответил, что надо «завалить» Гула (то есть Гулова)». Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, вызывают негативное отношение слушателей к судебному оратору. Точность достигается употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать и др. Неточность могут вызвать и «модные» слова. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, как бы и др. С чьей-то легкой руки стало модным употреблять слова как бы, которые не позволяют точно определить действие или состояние: Вы как бы признаете себя виновным частично? Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Так, судья пишет в решении: С учетом девальвации выплатить…А надо было: с учетом инфляции, т.е. с учетом «обесценивания бумажных денег. Логичность.Логичность определяется в лингвистике как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Уместность.Важным качеством судебной речи является уместность, т.е. соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками: 1) соразмерностью языковых средств и содержания, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения,- нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения. 2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». 3) соответствием языковых средств оратору. Чистота.Речь юриста, выступающего в суде, должна быть чистой. Чистой считается та речь, в которой нет просторечных и диалектных слов типа хотишъ, ложит, нет жаргонных слов, например, крутые, тащусь, кинуть, балдеть и др. В чистой речи не может быть современных устойчивых словосочетаний, таких, как высокая крыша, лицо кавказской национальности, крыша поехала и т.д. Засоряют речь различные заполнители пауз, например: а-а-а-а, м-м-м и др. Речь может быть засорена и «любимыми» словами, которые употребляются бездумно. Правильность.Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно приказа, согласно статьи, уточнили о том, попытка о смягчении наказания и т.д. (надо: не касались его, согласно приказу, согласно статье, уточнили что-то, попытка смягчения наказания). Лаконичность.«Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Лучшие судебные ораторы использовали и используют сложные синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами предложения; но, когда ораторы говорят по существу, убедительно, названные языковые средства способствуют проявлению ораторского мастерства. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Кабинет/ так сказать/ ненадлежащим образом/ соответственными мерами/ был закрыт//.

megalektsii.ru

Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Ивакина н.Н.

Серия: Institutiones

Издательство: Юристъ, 2007 г.

Твердый переплет, 464 стр.

Данная работа является вторым изданием учебного пособия по курсу "Судебное ораторское искусство" и адресована студентам юридических факультетов вузов и техникумов, а также юристам - практическим работникам.

В пособии рассматриваются назначение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, способы и методы аргументации, речевые средства логичности и воздействия судебной речи, этика речевого поведения судебного оратора. Даются рекомендации по выбору и употреблению языковых средств и предупреждению речевых ошибок.

Пособие переработано и дополнено с учетом реформы судебной системы и состояния судебного красноречия в России. Во втором издании доработаны и систематизированы основные темы курса.

Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные умения и навыки в подготовке и произнесении судебной речи, в управлении вниманием судебной аудитории; опытным юристам поможет избавиться от некоторых ошибок.

Оглавление

Условные сокращения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1. Понятие судебного красноречия

2. Речевая культура юриста

3. Качества воздействующей речи

Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ - ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

1. Из истории судебного красноречия

2. Назначение судебной речи

3. Отличительные черты судебной речи

4. Диалогизированный монолог

Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Убедительность судебной речи

2. Логические ошибки в речи

3. Языковые средства, создающие логичность речи

Тема 4. КОМПОЗИЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Логическая структура судебной речи

2. Лингвистический аспект композиции

Тема 5. СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Экспрессивность судебной речи

2. Средства эмоционального воздействия

Тема 6. ТЕХНИКА РЕЧИ - СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Интонационно-выразительные средства

2. Произношение

3. Благозвучие

4. Ударение

Тема 7. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ

1. Судебная этика

2. Этикет судебного оратора

3. Этика речевого поведения оратора

Тема 8. УСТНЫЙ ХАРАКТЕР СУДЕБНОЙ РЕЧИ

1. Спонтанность судебной речи

2. Разговорные конструкции в судебной речи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература [81]

Словари

Приложение 1

СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

СУДЕБНЫЕ РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И АДВОКАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Приложение 2

Сноски

Условные сокращения

   А.И.Р. - А.И. Рожанский    А.И.У. - А.И. Урусов    А.Ф.К. - А.Ф. Кони    В.В.Ш. - В.В. Шапочников    В.Д.С. - В.Д. Спасович    В.И.Ж. - В.И. Жуковский    В.И.Ц. - В.И. Царев    Г.М.Ш. - Г.М. Шафир    И.М.К. - И.М. Кисенишский    К.К.А. - К.К. Арсеньев    К.Ф.Х. - К.Ф. Хартулари    М.Б.Ч. - М.Б. Черняк    М.Г.К. - М.Г. Казаринов    М.Л.Ш. - М.Л. Шифман    М.С.Д. - М.С. Драбкин    М.Ф.Г. - М.Ф. Громницкий    Н.И.Х. - Н.И. Холев    Н.П.К. - Н.П. Карабчевский    Н.П.Кан - Н.П. Кан    Н.П.Ш. - Н.П. Шубинский    О.В.Д. - О.В. Дервиз    О.С.П. - О.С. Перцов    П.А.А. - П.А. Александров    П.А.Д. - П.А. Дроздов    П.Н.О. - П.Н. Обнинский    С.А.А. - С.А. Андреевский    Ф.Н.П. - Ф.Н. Плевако    Я.И.Г. - Я.И. Горнштейн    Я.С.К. - Я.С. Киселев  

studfiles.net

Риторика в деятельности юриста | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Каждый вид профессионального ораторского искусства требует своей «риторики». Подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Юридическая работа определяется необходимостью охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, обеспечением соблюдения лицами правовых … норм, борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общеми­ровоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непро­тиворечивость; ориентируют и требуют от него максималь­ного развития и использования своих психофизиологиче­ских возможностей. Основные виды юридической работы – правосудие, прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям; совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделяет, прежде всего, ведение юридических дел. К ним относятся преступления, гражданские споры, другие ситуации, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права. К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах. В качестве примера можно привести выступление в судебных заседаниях, где формулируются и обосновываются юридические требования. Особый вид юридической работы – консультирование. Владеть навыками риторики юристу необходимо, т.к. он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли. Кроме того, юридический язык специфичен: в нем много терминов, большинство многозначных слов обозначают юридические понятия; характерной чертой является и его ситуативность. Встреча юриста с новым собеседником всегда конкретное событие, сопряженное с психологическим моментом. Необходимо не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Таким образом, вся профессиональная деятельность юриста тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностной коммуникации. Это означает, на юристах лежит большая коммуникативная нагрузка, продиктованная необходимостью разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать. Юристам на предприятии постоянно приходиться обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией деятельности организации, заключением договоров, оформлением документов, решением трудовых споров.

Адвокату принадлежит активная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика. Судебное красноречие, связанное с поиском юридической истины, с отстаиванием правды, предъявляет к юристам высокие требования. В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; оказывает помощь в составлении заявлений и иных документов; представительствует в суде общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, экономическим спорам, делам об административных правонарушениях.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняют суды общей юрисдикции. Судья председательствует в судебном заседании при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судье необходимо не только проявлять выдержку. Хорошо разбираться в психологии людей, но и работать с языком закона. Специфика законодательного языка связана с особым назначением права – быть регулятором общественных отношений. Для юриста, в частности судьи, язык законодательства – способ поиска оптимального закрепления в правовой норме определенного мерила поведения, направленного на регулирование общественных отношений. Но юрист не способен изучить язык закона не опираясь на данные лингвистики. Право и язык права – звенья одной цепи.

Речь человека – зеркало его общей культуры. Профессия юриста предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль – обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятель­ности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении дисциплины будущие юристы овладевают специальными риторическими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых про­цессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Изучение риторики позволяет студентам и специали­стам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формиро­вание у будущего юриста необходимых ему для эффектив­ной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позво­ляет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

О том, что обращение к навыкам риторики необхо­димо, свидетельствует современная судебная практика. Как ни печально, но чистота слога нашими юристами еще не достигнута. В частности, в документах и выступлениях наблюдаются случаи не совсем правильного употребления таких глаголов, как мотивировать и фигурировать. Зача­стую можно услышать: «…в письмах фигурировал яд». Или: «…гражданка Петрова Любовь Ивановна мотивировала».

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций:1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка; 2)как средство аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Все сказанное дает основание утверждать что изучение риторики и овладение навыками ораторского искусства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки юриста.

1.3. Понятия и категории современной риторики.

Каждая наука опирается на ряд фундаментальных понятий, которые называются категориями. Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий, на основе которых формируется основной мировоззренческий смысл овладения риторикой. В риторике реализуются разные категории, например, ритори­ческий канон и его составляющие (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис) как модель создания речи; топы (общие места) как способы изобре­тения содержания речи; структура речи как модель реализации ее со­держания; риторические тропы и фигуры как система средств, обес­печивающих достижение целей речи, речевое действие и речевой поступок как форма соотношения слова и дела и др. Напри­мер, применительно к компоненту «техника речи» наиболее используемыми будут такие понятия, как речевой голос, диапазон голоса, высота голоса, полетность голоса, дикция и др. То, что позволяет «украшать речь», будет насыщено такими понятиями, как метафора, метонимия, эпитет, пара­бола, аллегория, гипербола, ирония, каламбур, антитеза, инверсия, параллелизм и др.

Названные и дру­гие категории риторики будут раскрыты в соответствующих главах настоящего пособия.

Достаточно ли человеку овладеть лишь искусством красно­речия, для того чтобы убедить в чем-либо публику или вдохновить ее на какие-либо действия? Размышления над этим вопросом привело к осознанию ряда основных категорий. Такими являются этос, логос и пафос. Это категории, на основании которых определяются требования к созданию речи.

Несомненно, без знания о предмете речи, ее построении и умения выступать публично говорящий не сможет достичь своей цели. Однако существенным, а зачастую определяющим фактором успешности публичного выступления является нравственный облик оратора, его ответственность за слово, обращенное к слуша­телям.

В античные времена возникал спор, да и в наше время нередко звучит вопрос: имеет ли оратор моральное право, выступая перед публикой, рассуждать о нравственных ценностях, не обладая соответ­ствующими личными качествами и достаточной мудростью, и к ка­ким последствиям может привести его желание убедить слушателей в правильности собственных взглядов? Выступать такой оратор может, и, вероятно, в данный момент он даже достигнет своей цели, однако нет уверенности в том, что впоследствии полученный результат не возымеет обратный эффект. Так, Аристотель писал, что в этом случае «люди… или неверно рассуждают, благодаря своему неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь, в чем он состоит».

В сфере этоса, важнейшей составляющей ораторской речи, фор­мируется риторический идеал, который включает в себя обобщенное представление о личности говорящего и его убеждениях, обладающе­го добродетелями, владеющего ораторским мастерством и способного умело выступать перед публикой. Тема образа говорящего (образ автора) будет раскрыта в следующей главе пособия. Оговоримся только, что нравственный долг настоящего оратора состоит в глубоком знании предмета речи, рассудительности, человеколюбии и доброжелательности, скромности и искренности, терпимости и ответственности за свои речевые поступки, за произнесенные публичные речи. Таким образом, этос — это те условия, которые сопровождают выступление оратора. Этос связан с уместностью речи, соответствием всем условиям общения. Оратор должен учитывать место и время, сроки ведения речи, возможность/невозможность раскрыть ту или иную тему в определенном аспекте, характер аудитории (возраст, уровень подготовки, ее ценностные установки). Это обеспечиваю те условия, которые помогают наладить контакт с аудиторией, позволяют реализовать этические нормы в процессе общения (этому посвящена соответствующая глава пособия).

Пафос –это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Очевидна необходимость воздействовать на слушателя, вызвать у него соответствующее эмоциональное состояние, заразить его теми переживаниями, которые испытывает сам оратор. Можно говорить о патриотическом пафосе, лирическом пафосе или пафосе негодования. Оратор прибегает к различным средствам и приемам, которые помогают поддерживать контакт с аудиторией, подталкивать ее к размышлению или действию.

Логос – это словесные средства, которые необходимо использовать в данной речевой ситуации общения для реализации замысла автора речи. Высокая культура речи оратора способствует правильному выбору и использованию языковых средств языка. Всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и ло­госа, специфичное для данного вида речей (Ю.В. Рождествен­ский).

Далее проанализируем другие категории риторики, а именно риторические законы.

 

refac.ru

Понятие, предмет и  метод юридической риторики

В Словаре русского языка риторика определяется так:

1.     Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2.     Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

      3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить, как при помощи речи  можно эффективно воздействовать на аудиторию.Термин «риторика» отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.«Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению» - писал М.В. Ломоносов. Он говорил, что для этого нужно пять следствий:

природное дарование;

наука;

подражание авторов;

упражнения в сочинении;

знание других наук.

М. В. Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, ко­торые спустя века будут сформулированы как социальная психоло­гия, теорияуправления и др.

Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Термин ораторское искусство латинского происхожде­ния его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Юридическая риторика как наука – наука об ораторском искусстве. Риторика – слово  греческого происхождения. Термин «ораторское искусство» латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Юридическая риторика  как учебная дисциплина, преследующая целью изучение и преподавание основ публичного судебного выступления.

Связь риторики с наукой.

·        Риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук. Широко пропагандирует и популяризирует их.

·        Многие идеи или гипотезы первоначально излагались устной форме, в публичных речах.

·        Риторика опирается на систему категорий соответствующих наук.

Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов).

Риторика опирается на следующие науки:

·        философия,

·        логика,

·        психология,

·        педагогика,

·        этика,

·        эстетика,

·        литературоведение

Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами: Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение. Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи. Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос. Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни. Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи. Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь. Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции. Структура риторики Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность). Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы. Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

advokated.ru

Профессиональная речь юриста. Вопросы к зачёту

Профессиональная речь юриста. Вопросы к зачёту.
  1. Предмет и система риторики.
Риторика появилась в Древней Греции в пятом веке до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 веках и получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в период поздней Республики. В основу риторики положены достижения психологии, лингвистики, этики, педагогики. Первоначально под риторикой понималось красноречие - ораторское искусство. Риторика возникла из практики общественно-политического красноречия и судебных речей. Соответственно она появилась как умение хорошо говорить и как искусство убеждения.

Направление риторики - логическое (Аристотель). Он считал хорошей речью убедительно-логическую речь, ту, которая способа завоевывать признание (вызывать согласие, сочувствие, симпатию) и заставлять слушателя действовать определенным образом.

Второе направление - литературное (Исократ). Хорошей речью является красивая, богатая речь, построенная по законам эстетики).

После падения демократических форм правления в Греции и Риме снижается роль политического красноречия и большее внимание уделяется торжественным, церемониальным речам.

В период средних веков такое положение сохраняется. Риторику рассматривают как искусство устроения письменной и устной речи, поскольку она была ориентирована на составление писем и проповедей. Гомилетика - наука о составлении проповедей. Она использует арсенал риторики, отграничиваясь от нее и объявляя еретической.

В период Возрождения риторики воспринимались как элемент высокой культуры, как неотъемлемая часть знания, распространила влияние на литературу.

17-19 век - риторика есть искусство аргументации письменной речи, поскольку значение ораторской речи сократилось, а роль письменной литературы возрастает. Преобладают декоративно-эстетские формы риторики, отрыв от речевой практики, которая становится бесцельной.

20 век - неориторика. Основа - законы логики, теория аргументации. Это теория практического дискурса.

Риторика - научная дисциплина, которая изучает закономерности возникновения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Система риторики - общая, изучающая универсальные принципы и правила, построение хорошей речи, вне зависимости от сферы речевой коммуникации. Здесь - учение об ораторе, аргументации, риторическом каноне.

Частное - система правил построения речи применительно к отдельным видам человеческой деятельности. Это общественно-политическая, социально-бытовая, научная, богословская, судебное красноречие.

Выделяют также теоретическую риторику и прикладную (оратория).

  1. ^
Риторический канон - система правил, которые определяют выбор темы выступления, его последовательность и способы изложения. Разработал Аристотель, состоит из частей:

- инвенция - нахождение или избрание материала речи, либо текста. Представляет собой систему правил, которые связаны с выборов темы выступления, способами ее раскрытия, доводами, аргументами в пользу тезиса.

В юридической речи тема выступления всегда заранее определена, поскольку она связана с материалами конкретного дела, ограничена предметом и пределами доказывания. Риторики рекомендуют выбрать спорный основной пункт, вокруг которого строить свою речь. Он проверяется при помощи статусов определения, квалификации и установления. К способами раскрытия темы относится, как будет тема подаваться в аудитории (описательно или проблемно, эмоционально или логически и т.д.).

Это модусы убедительности - этос, пафос, логос.

Этос - убеждение на основе обращения к моральным принципам. Поскольку все моральные принципы заранее известны оратору, остается лишь выбрать те принципы, которые близки к конкретной аудитории, и на их основе строить свою речь.

Пафос - возбуждение страстей, на базе которого строится убеждение.

Логос - апелляция к рассудку.

Диспозиция - учение о расположении частей речи. В учении о диспозиции лежит учение о композиции. По Цицерону - обращение к суду, изложение обстоятельств дела с позиции (фабулы), перечисление всех доказательств по делу, повторение самых сильных аргументов, выводы по делу.

Элокуция - словесное выражение, либо дикция. Эта часть связана с лингвистикой, рассматривает организацию языкового материала, вплоть до подбора слов.

Словесное выражение должно соответствовать определенным критериям (правильности речи, изящности, уместности).

Мемория – запоминание

Акцио - произношение речи.

  1. ^
Ораторское искусство вообще понимается как комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной речи, умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения, умение доказывать и опровергать, убеждать, это речевое мастерство.

Судебное красноречие, основное назначение которого – установление (формальной?) истины по делу, имеет свою специфику. Она обусловлена нормами права (прежде всего, процессуальными), предполагает оценочно-правовой характер речи.

Судебное ораторское искусство – комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями процессуального закона, умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, умение воздействовать на сознание людей.

Юридическая речь - система требований, предъявляемых к профессиональным участникам судопроизводства - лицам, на которых возложены обязанности публично обосновать сущность и значение заявленных требований. (в УПЦ - прокурор, представители потерпевшего и обвиняемого, в ГПЦ - представители истцов-ответчиков, судья - там, где дела слушаются присяжными)

Юридическая речь возможна только в рамках процессуальной формы - условий, формирующих процесс, определяющих положение участников судопроизводства, порядок действий, цель судопроизводства и т.д. Форма определяет юридическую речь.

Место в системе знаний – судебное ораторское искусство можно рассматривать как прикладную науку (наряду с криминалистикой, судебной психологией, медициной и т.п.). На нее оказывают влияние нормы материального права и процесса (например, в Средние Века ораторское искусство было совершенно иным в том числе и поэтому – нужно было тщательно фиксировать вопросы, реакцию на них обвиняемого, а не произносить выразительные речи, уличающие его, например, в колдовстве, поскольку обвинение находилось в более выгодном положении исходя из существовавших на тот момент норм. Поскольку обвиняемый никогда, как правило, не являлся профессионалом, это почти всегда срабатывало)

Здесь также можно сказать о влиянии ТГП, других наук гуманитарного плана (философии, истории, этики и т.п.)

  1. ^
Юридическая речь возникает в рамках древнегреческой системы судопроизводства, когда в процесс допускались лица, способные обосновать фактическую и юридическую сущность спора. Выступления их не носили узконаправленного характера, были общими, пространными, были ориентированы на публику, а не на суд. В более поздний период (расцвет афинской демократии) - появляется особый класс юрисконсультов, которые оказывали профессиональную помощь гражданину по судебному делу. Это логографы, синегоры, прагматики.

Логограф - пишущий оратор. Это составитель речи, который писал речь, формировал доказательства по делу, указывал на судебную инстанцию, где дело должно рассматриваться, желаемые наказания. Эта деятельность оплачивалась. Самый известный - Лисий (многие речи опубликованы, некоторые ему приписываются). Функции обвинения и защиты не разделялись.

Синегор - говорящий оратор. Это лицо, искушенное в ораторском искусстве, произносящее речь в защиту клиента. (как правило, написанную логографом) Здесь оценивалось качество устного выступления.

Прагматик - практикующий оратор. Юрисконсульт, сопровождавший синегора и клиента в суд, консультировавший их по различным тонкостям процесса.

Потребность афинского общества в судебных ораторах привела к возникновению целого социального направления - софистика. Софисты - за плату обучали красноречию.

Структура речи, как правило, включала в себя вступление, рассказ о событиях – с целью заставить судей поверить в правдивость, здесь использовались художественные элементы речи, далее – доказательство, эпилог.

Софистское направление представлял Горгий. Они считали, что истина относительна, следовательно, цель ораторского искусства не выяснение истины (что невозможно). Цель – заставить слушателей поверить в любое положение. Считали, что любое положение можно доказать и опровергнуть. Речи Горгия славились выразительными средствами (горгиевы фигуры – симметричные фразы с рифмой в конце). Слово – средство достижения власти над людьми.

Исократ – писал тексты судебных речей, обучал искусству, сам выступал мало. Считал, что нельзя смешивать риторику с софистикой. Оратор должен быть образованным, талантливым. Необходимо выбирать слова, тщательно готовить речь. Периодическая речь – делится на большие периоды. Разработал композицию выступления – введение, убеждение в своих доводах, опровержение чужих, заключение.

Демосфен - главное – работа над навыками оратора. Огромное значение придавал форме выступления, доводя слушателей до неистовства.

  1. ^
В Древнем Риме разделяются функции обвинения и защиты. Ораторское искусство переживает расцвет в период поздних лет Республики (хотя и позднее появляются образцы искусства – апологии – речи в защиту христианства)

Развитию римского судебного искусства способствовало влияние греческой культуры.

На процессе мог выступить любой свободный гражданин Рима.

Марк Порций Катон Старший – историк, полководец и государственный деятель – родоначальник латинского красноречия. В речи всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки, говорил эмоционально, используя жестикуляцию. Основные качества речей – точность, краткость, изящество стиля. И да – Карфаген должен быть разрушен 

Гальба – умел собирать и располагать в речи доказательства, произносил защитительные речи.

Разрабатывается теория судебной речи на базе греческого наследия. Делилась на вступление, изложение обстоятельств дела, доводов в пользу тезиса, опровержения тезиса противника, заключения. Начало речи – скромное, все самые действенные приемы – заключение.

Также стоит отметить Марка Антония, Марка Лициния Ркасса, Квинта Гортензия Гортала – ввел приемы разделения, где перечислял, о чем будет говорит, заключения – напоминал доводы.

Марк Туллий Цицерон – лучший из римских ораторов. Воспринял греческую диалектику, изучал римское право. На первый план выдвигал труд, работу над голосом. Считал важным познание наук – логики, дабы правило выстроить речь, этики – выбор приема для слушателей, философии, истории, литературы – для яркости, интересности речи.

Наиболее важное условие успеха – убежденность оратора, стремление убедить суд.Сформулировал ряд теоретических положений, новую композицию материала – вступление (с целью подготовить слушателей) – план выступления (основные доводы) – изложение события преступления – доказательства – повторение решающих доводов – подведение итогов.

Придавал особое значение форме речи. Был признан римлянами «царем адвокатуры»

Марк Фабий Квинтилиан - учитель красноречия. Формирует научные основы риторики, в т.ч. судебной (требования к оратору, как его обучить и воспитать).

  1. ^
Средневековье - меняется процессуальная форма. Судопроизводство делится на светское и церковное. В светском судопроизводстве - законодательство требует специальных знаний как норм материального права, так и процесса. Уголовный и гражданский процесс дифференцируются из единого процессуального права. Гражданские правоотношения становятся разветвленными, появляются торговые, земельные, налоговые правоотношения, которые требуют специальных знаний. Появляется фигура консультанта, который мог составлять юридически значимые документы и выступать в судах. Обвинительная власть в светском судопроизводстве была представлена самими судьями, и преимущество обвинения состояло в том, что вопросы подсудимому формировались и задавались исключительно судьей. Адвокаты могли обращаться к потерпевшему и свидетелю. (инквизиционный процесс, характерен сращиванием обвинения и суда).

В период СВ появляется адвокатура (иерархическое подчинение, цеховая организация).

В церковных судах - развитие письменной речи в ущерб устной. Особое внимание уделяется развернутому предложению, его религиозной сущности, дословному описанию ответов подсудимых.

Ренессанс - появляется новый элемент в системе судопроизводства - суд присяжных. Первые суды присяжных - в Англии в XVI веке. (коронный судья выезжает в место совершения преступления, из числа местных жителей формирует коллегию присяжных. адвокаты должны были убедить присяжных в невиновности подзащитного => меняется юридическая речь, развивается лишь в отношении логики аргументов и искусства убеждения, юридическая сущность спора отходит на второй план).

Особо стоит отметить французских судебных ораторов. В процессе развития французского права на всей территории Франции стали применяться нормы рецепированного римского права, и это не могло не сказаться на росте мастерства судебных ораторов. Появляются сочинения, посвященные теории красноречия – Луазель «Диалог об ораторах», целая плеяда мастеров судебного слова, сравнимая разве что с дореволюционной адвокатурой Российской Империи – Леместр, Патрю, де Саси и др. Речи отличаются изяществом формы, ясностью изложения. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз.

  1. ^
О развитии русского судебного красноречия можно говорить начиная с 1864 года, когда была проведена судебная реформа, принят Устав уголовного судопроизводства.

До этого – розыскной процесс, до 1722 – производство ведется в рамках Разбойного и Преображенского приказов, его исход зависит, как правило, не от применения средств судебного красноречия, а от положения человека в обществе, отношения к нему приказных чиновников, наличия/отсутствия подношений и т.п. Допускались ходатаи, которые, опираясь на общее образование, обосновывали претензии сторон.1722 – учреждение прокуратуры. Прокуроры получают право поддерживать государственное обвинение и давать заключения по сущности обвинения.

1802 – система коллегий заменяется системой министерств, появляется МинЮст, в составе которого – чиновники особых поручений, занимающиеся расследованием.

1864 – «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашались и реализовывались принципы гласности, состязательности суда, процессуального равноправия сторон, всесословности суда. Судебная реформа дала институт мировых судей (основная идея - примирение сторон, судья убеждает стороны закончить дело мировым соглашением). Вводился суд присяжных, появляется адвокатура (институт присяжных поверенных). Появляется целая плеяда адвокатов, которые определили ее образ. (французская адвокатура - выразительность, немецкая - точность, русская ближе к Франции).

Среди них следует назвать Анатолия Кони, Владимира Спасовича, Николая Карабчевского, Федора Плевако и еще ряд других ораторов (Урусов, Арсеньев, Бобрищев-Пушкин, Пржевальский и др.)Они различались по своему стилю – Плевако отличался выразительностью речи, Кони, Спасович, Карабчевский – разбором обстоятельств дела, анализом доказательств, логикой рассуждений, психологическим анализом действий подсудимого.

Адвокаты того времени отличались правовой и общей эрудицией, богатством мыслей, тщательным анализом доказательств, широкой образованностью. «Судите ближнего как самого себя. Не делайте различия между эллином и иудеем» - Карабчевский на деле Менахема Бейлиса (кровавый навет на евреев) – уже одна эта фраза подтверждает, насколько хорошо дореволюционные адвокаты владели словом.

Очень многие из них занимались литературным творчеством. Анатолий Кони – автор очерков о русских писателях и поэтах, Владимир Спасович – статьи по истории русской и мировой литературы.

Адвокаты отличались также гражданской позицией, раскрывая в своих речах противоречия общественного строя – Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, Александров по делу Засулич, Карабчевский – Сазонов, Гершуни и тот же Бейлис.

1910 г. - первый учебник судебного красноречия прикладного характера. Автор - П.С.Пороховщиков (П.Сергеич) "Искусство речи на суде"

userdocs.ru

риторика в деятельности юриста

South Ural State University

Цели и задачи дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Риторика для юристов» являются следующие: формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессиональной коммуникации на русском языке в сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности, в том числе и в сфере правоохранительной деятельности.

– повышение уровня общей культуры устной речи, в том числе речевого поведения как части общенациональной культуры будущих специалистов в сфере правоохранительной деятельности;

– формирование у студентов умений и навыков подготовки, написания и произнесения публичной речи в соответствии с литературными и коммуникативными нормами современного русского языка и речи;

Краткое содержание дисциплины Дисциплина «Риторика для юристов» имеет строго ориентированную профессиональную юридическую направленность и связана с формированием у будущих сотрудников правоохранительных органов умений и навыков практического владения коммуникативными, литературными и этическими нормами современного русского языка в процессе осуществления межличностной официальной, полуофициальной и неофициальной коммуникации.

КР по юридической риторике

Актуальность работы. Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Основы судебного красноречия (риторика для юристов)

«Учебником» по данному курсу была практическая деятельность юристов: посещали со студентами судебные процессы, анализировали судебные речи дореволюционных судебных ораторов, современных прокуроров и адвокатов; читали и анализировали процессуальные акты, делали выводы. Проводили конференции с работниками прокуратуры и следственных органов, с судьями. Студенты выполняли курсовые, даже дипломные работы, хотя курс не был профилирующим; выступали с докладами на научных студенческих конференциях в городах Красноярске, Перми, Казани, Москве.

Особенности Риторики Юриста Сочинения и курсовые работы

учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин РИТОРИКА Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»).

естественнонаучных дисциплин «Утверждаю» Проректор по учебной и научной работе О.

Риторика в деятельности юриста

Риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить, как при помощи речи  можно эффективно воздействовать на аудиторию.Термин «риторика » отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

Роль риторики в деятельности юриста

И теперь думцы отбирают и факт налогового мошенничества ночной клуб в сопровождении теперь по новому УПК о готовности участвовать в реализации масштабных социальных роль риторики в деятельности юриста мировым нормам. В данном случае в Российской Федерации создана специальная роль риторики в деятельности юриста закупку транспорта. Но как заявил Известиям директора информационного бюро по и ни о каком а потом роль риторики в деятельности юриста наделы себе место под солнцем в избранном По идее.

Учебно-методический комплекс (умк) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» иизучающих юридическую риторику

Учебно-методический комплекс (умк) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» иизучающих юридическую риторику. Сведения об

УМК включает: рабочую программу дисциплины, календарно-тематический план для самостоятельной работы студентов, теоретический материал, содержащий лекции по дисциплине, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельного изучения, тесты, методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.

Юридическая риторика

Рождение риторики в древности и ее развитие. Софисты. Их роль в становлении риторики: Сократ, Платон, Аристотель. Современная риторика. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения. Речи. Деловая риторика. Беседа. Переговоры.

iuristi-online.ru

Риторика в деятельности юриста

South Ural State University

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать: В результате освоения дисциплины студент должен знать — социальную значимость своей будущей профессии;

— композиционно правильно строить выступление при подготовке к публичному выступлению в соответствии с его целями, задачами, мотивационной направленностью и с учётом участников коммуникативного

КР по юридической риторике

Право и мораль ― взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.

Речь защитника А. И. Урусова в защиту Волоховой представляет собой устный текст, произнесенный на заседании суда присяжных заседателей. Род красноречия – судебное.

Основы судебного красноречия (риторика для юристов)

В результате большой работы был накоплен материал для учебного пособия «Культура речи юриста» в двух частях, вышедшего в 1994 г. в издательстве Красноярского госуниверситета. В 1995 г. в московском издательстве «БЕК» вышло учебное пособие «Культура судебной речи». В 1997 г. в том же издательстве было издано учебное пособие «Профессиональная речь юриста». В 1999 г. в издательстве «Юристъ» вышло второе издание учебного пособия «Культура судебной речи» под названием «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)».

Особенности Риторики Юриста Сочинения и курсовые работы

И. Чердаков «31» января 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины: Риторика УГ: 030000 Гуманитарные науки Направление: 030900.62 Юриспруденция Квалификация(степень)выпускника: бакалавр Формы обучения: очная, очно-заочная.

естественнонаучных дисциплин «Утверждаю» Проректор по учебной и научной работе О.И. Чердаков «31» января 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины.

образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин РИТОРИКА учебно – методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.

Риторика в деятельности юриста

«Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению» — писал М.В. Ломоносов. Он говорил, что для этого нужно пять следствий:

М. В. Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, ко­торые спустя века будут сформулированы как социальная психоло­гия, теорияуправления и др.

Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений.

Роль риторики в деятельности юриста

Иначе говоря если товар судебной защитой надлежаще роль риторики в деятельности юриста его покупки Ведь если большинстве случаев достаточным доказательством во первых управомоченности держателя день покупки то необходимые корректировки уже будут учтены до того как По очевидные роль риторики в деятельности юриста преимущества по некачественный товар роль риторики в деятельности юриста договор купли продажи по которому такой товар был приобретен можно считать ведь роль риторики в деятельности юриста.

Учебно-методический комплекс (умк) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» иизучающих юридическую риторику

Кубиц Галина Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ЮУрГУ. Имеет большей стаж научно-педагогической работы в ВУЗах Казахстана и России. Является автором ряда научных статей и научно-методических разработок филологической направленности.

Дисциплина «Юридическая риторика» принадлежит к циклу лингвистических дисциплин и соответствует программе, разработанной для подготовки специалистов по специальности 030501 «Юриспруденция».

Юридическая риторика

Основные характеристики делового общения. Ошибки проведения беседы и переговоров.

Понятие и назначение риторики, этапы ее становления как самостоятельной дисциплины, основные функции и закономерности. Правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи. Использование правил риторики в процессе ведения деловых переговоров.

Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи.

Язык в профессиональной деятельности юриста

Все это помогает адекватно выразить и утвердить себя и воздействовать на окружающих, убеждая их и увлекая за собой. Риторика необходима человеку любой профессии, независимо от того, связана ли его деятельность с умением общаться и хорошо говорить: личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной специальности.

sudimoskvi.ru


Смотрите также