Закон суров, но он закон...

Предмет юриста


Значение юридической науки для работы юриста

Юридическая наука – это система профессиональной деятельности, включающая в себя систему подготовки профессиональных кадров для работы не только в сфере науки, но также и в других отраслях общественной, социальной, практической деятельности.

Профессия юриста, как и любая другая профессия, - это определённый род занятий людей, имеющих специальную подготовку, которые на возмездной основе и в соответствии с профессиональными стандартами и действующими юридическими нормами, осуществляют различные правовые действия, образующие в совокупности отрасль правовых работ. Правовая работа или работа в области права занимает своё место в системе общественного разделения труда.

Профессиональной юридической деятельностью занимаются судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы, юрисконсульты, следователи, другие лица юридической профессии.

Профессии юриста свойственны собственные внутренние правила поведения, устанавливаемые самим сообществом юристов как профессиональной корпорацией. Их освоение студентами – не менее сложный предмет и процесс, чем освоение всего комплекса историкотеоретических и отраслевых юридических дисциплин, предусмотренных государственным и образовательным стандартом. В этом и состоит общеобразовательное и профессиональное значение юридической науки, которое определяется двумя векторами – мировоззренческим и технологическим.

Мировоззренческая – необходимость вовлечения в профессию социально ответственных граждан и необходимости формирования у будущего юриста особого понимания собственной роли и особого отношения к профессии юриста как миссии и исполнению долга одновременно.

Технологическая – понимание юридической деятельности как процесса документооборота, со своими юридико-техническими приемами, процедурами и стандартами профессионального поведения.

Юридическая практика, юридическое образование и юридическая наука диалектически взаимосвязаны и определяют друг друга. Наука (теория) должна не просто осмысливать проблемы различных социальных практик, но и осуществлять прогнозы, открывать законы и закономерности общественного развития, обогащая как практическую юриспруденцию, так и юридическое образование.

Предназначение юридической науки и юридического образования состоит в том, чтобы подготовить будущего юриста к профессиональной юридической деятельности.

  1. Социальное назначение юриспруденции

Социальная значимость юриспруденции имеет разные формы своего выражения.

Общественные отношения в сфере образования регулируются многими нормативно-правовыми актами.

Происходит процесс модернизации, развития новых технологий, однако профессия юриста будет востребована всегда. Юристы занимаются изучением процессов государственно-правового развития, формируют теоретические конструкции, определяют сущность правовых и политических институтов. Юристы занимают руководящие должности в управленческой бюрократии, в сфере государственного управления. Почему? Да потому что управлять государством, не зная права невозможно. Еще пример, государство понимает, насколько государству необходимы квалифицированные специалисты. Поэтому, одним из вопросов, которые стоят в первых рядах – повышение качества юридического образования.

Подготовка осуществляется для разного уровня. Существуют университеты, где готовят юристов широко профиля, вместе с этим существуют учреждения, осуществляющие подготовку юристов ведомственного уровня.

Сферы приложения труда юриста можно классифицировать таким образом:

- правовые услуги: консультирование, правовое сопровождение, представительство, правовой аудит и др.

- правовой надзор и контроль

- правосудие и разрешение споров уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера.

Труд юриста используется в:

1.собственно юридических ведомствах: прокуратуре, судебной системе, Министерстве внутренних дел, Службе безопасности, Министерстве

2.органах центральной представительной власти и органах местного самоуправления

3.центральных и региональных местных органах исполнительной власти, государственных администрациях, различных государственных службах

4.коммерческих организациях

5.союзах коллегиях лиц свободной профессии адвокаты и специализированных юридических фирмах

6.учреждениях информационного и кадрово-ресурсного обеспечения научные и образовательные учреждения, юридическая пресса, информационные фонды и др.

Разумеется, нельзя до бесконечности расширять круг приложения труда юриста, как не следует все отношения в обществе регламентировать юридическими нормами. Услуги юриста должны иметь пределы. Их следует соизмерять с затратами и выгодами экономического и социального характера. Услуги юристов должны быть научно обоснованы в плане оптимального соотношения между позитивными и негативными последствиями. Для общества правовая работа юриста имеет такие позитивные результаты:

- экономия труда;

- повышение качества и эффективности процедур в области реализации осуществления права

- расширение доступа к услугам правового характера и создание конкуренции по предложению этих услуг.

Для общества правовая работа юриста может иметь такие негативные последствия:

- отвлечение кадров из иных областей социальной деятельности напр., много людей работает в так называемых силовых правоохранительных органах, которые могут быть использованы в создании таких социальных услуг, как строительство жилья, дорог и др.

- концентрация власти в руках специализированного аппарата, что может привести к злоупотреблениям служебным положением

- давление на государственный бюджет и др.

К сожалению, правительство и другие заинтересованные организации не производят необходимых подсчётов о количестве юристов, в которых нуждается юридическая практика. Тенденции и перспективы развития юридической профессии, роста ее престижа в обществе определяются: подготовкой кадров созданием необходимых специальных условий для правового обслуживания населения, осуществлением правовых процедур правоприменительной деятельности утверждением престижа права.

studfiles.net

Билет 6. Понятие и основные черты юриспруденции.

Термин «юриспруденция» имеет множество значений.

Итак, юриспруденция-наука о государстве и праве, изучающая процесс и результаты правового регулирования и выдвигающая правовые идеи о возможности внесения идей в механизм и способы юридической организации общественных отношений.

Простейшее определение юриспруденции - практическая деятельность юристов.

Основными признаками юриспруденции является:

Профессии юриста присуще сл.черты:

1.Гуманизм и справедливость.

2.Гос.характер (любой юрист является гос.служащим).

3.Психолого-педагогическая направленность.

4.Творческий исследовательский характер.

5.Самостоятельность принятия решения.

6.Организаторский характер.

7.Формализованность.

Так же есть специфические черты:

1.Полит.природа юр.деятельности.

2.Богатстово и широта эрудиции.

3.Обострённое чувство справедливости:

1)критическая оценка действий др.людей.

2)-\- своих действий по отношению к другим.

4.Функция добропорядочности.

Билет 7. Юриспруденция как совокупность специальных знаний и как сфера профессиональной деятельности.

I.

Юриспруденция – не только юридические знания, но и юридическое образование и юридическая профессия, это определенное профессиональное сообщество. В юридической науке, как в системе знаний, выделяют 2 уровня.

Первый – рациональный. Включает в себя научные проблемы, гипотезы, научные теории. (Теория правового государства)

Второй – эмпирический. Он охватывает юридический факты, события.

Также, в юридической науке выделяют 2 аспекта.

Первый – теоретический. В этом аспекте научные изыскания направлены на получение новой, достоверной информации.

Второй – прикладной. Этот аспект связан с юридической деятельностью, использованием научной информации в конкретной работе.

В итоге, в юридической науке выделяют несколько профилей дисциплин:

  1. теоретико-методологический(теория государства и права, философия права)

  2. исторический (ИОГП, ИГП зар. Стран )

  3. отраслевой (наука конституционного права, наука уголовного права)

  4. специальный ( юридическая психология, психиатрия)

  5. прикладной (криминология, судебная медицина)

II.

Профессия юриста - определенный род занятия людей, имеющий специальную подготовку. Существует общая профессия юриста, в которой всегда существовала специализация.

В наше время профессиональная юридическая деятельность становится доминирующей. Она требует специальных знаний, которые можно получить в соответствующих учебных заведениях.

Существуют различные категории права(банковское, семейное, уголовное и др.). Соответственно, поле деятельности юриста огромно. Профессиональная юридическая деятельность проявляет себя на индивидуальном (судьи, прокуроры и др.), групповом и общественном уровнях. На индивидуальном уровне большую роль играют личные качества. Эти же качества послужат залогом успеха и на групповом уровне.

Каждый же хочет, чтобы в случае нарушения его прав, справедливость была восстановлена. Именно этим и занимаются юристы. К числу их полномочий относятся правотворчество, правоохрана. Сейчас грамотный юрист ценится очень высоко.

Билет 8. Дефиниции юриспруденции. Понятие и их виды.

Начнем с определения термина «дефиниция». Дефиниция - краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств.

Итак, во-первых, юриспруденция предполагает наличие права. Право это совокупность установленных и санкционированных государством общеобязательных юридических норм, призванных регулировать отношения между субъектами права. Юриспруденция понимает право как систему норм.

Немаловажное значение придается источникам права. Они представляют собой раличные способы закрепления правил общественного характера, т.е. юридических норм. В качестве источником выступают правовые обычаи, правовые прецеденты, нормативно-правовые акты, принципы права, юридические доктрины, религиозные нормы.

Правообразование - процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их официального закрепления в законе.

Правотворчество - основанная на законе деятельность компетентных органов т организаций по созданию нормативных правовых актов. Включает в себя несколько стадий и осуществляется на основе определенных принципов.

Правоохрана-вся совокупность правовых мероприятий, направленных на реализацию прав и свобод. Необходимость правоохраны вызвана наличием правонарушений.

Юридическая ответственность – обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера на основании санкции нарушенной нормы.

Юрисдикция - полномочие давать правовую оценку фактам, назначать санкции, разрешать споры о праве.

И наконец, юристы - сообщество людей, занятых профессиональной юридической деятельностью в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны.

studfiles.net

Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность

1.1. Предмет юридической науки.

В переводе с латинского языка «юриспруденция» означает «пра­воведение». Правоведение можно представить как изучение обще­обязательных правил поведения; установленных или санкциониро­ванных государством, т.е. закрепленный порядок общественных отно­шений. В целом юридическая наука - это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм и различ­ные аспекты правоприменительной деятельности. Теоретический подход к изучению и осмыслению юридических наук заключается в рассмотрении, исследовании системы основных идей в той или иной отрасли права как формы научного познания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях в форми­ровании, принятии и применении права.

Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например таких, как наука гражданского права, наука, уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т.д. Прикладными юридическими науками счи­таются такие, как судебная медицина; судебная психиатрия, крими­налистика, криминология, юридическая психология и ряд других наук, составляющих отдельные отрасли.

Для желающих посвятить себя познанию, изучению и иссле­дованию юридических наук необходимо иметь хотя бы общее пред­ставление о самых элементарных основах, составляющих юриспру­денцию, которые являются базисом профессиональной подготовки юриста.

1.2. Юридическая наука: история развития и современность.

Наука как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. Прежде всего, она делится на естественные и общественные науки по характеру изуча­емых ею явлений и процессов. Так, описание, объяснение и предска­зание явлений и процессов, относящихся к человеческому обществу и протекающих в нем, составляет сферу интересов, выражаясь точ­нее. предмет общественных наук.

В свою очередь, общественные науки также по предмету изучения делятся на более дробные сферы научного знания: социологию, политическую экономию, этику, психологию, эстетику, политологию, социальную, синергетику и т.д.

К общественным наукам относятся и юридическая наука ­область человеческой деятельности, излучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Как и любая другая, юридическая наука также имеет своей за­дачей получение новых, объективных знаний о своем предмете, т.е. о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяс­нение и предсказание на основе, открываемых ею законов различных государственно-правовых явлений и процессов. Она пользуется свои­м собственными понятиями и категориями, в которых, закрепляются добытые ею знания о различных сторонах государственно-правовой жизни общества, о возникновении, развитии и функционировании таких социальных институтов, как государство и право.

Но наука не может быть сведена только к знаниям, она, представ­ляет собой еще и социальный институт, аккумулирующий потребно­сти общества в определенного рода знаниях, систему научных учреж­дений, научное сообщество, систему трансляций знаний и примене­ния их на практике. Тем не мeнеe знаний, о юридической действи­тельности были в принципе всегда (по крайней мере, с той поры, как это действительность сформировалась), а, вот юридическая наука ­образование достаточно позднее. Поэтому наиболее убедительным эмпирическим показателем возникновения научной дисциплины выступает ее социальное признание и институционализация, выражающиеся, в частности,. в ее преподавании.

Юриспруденция как относительно самостоятельное знание воз­никает в древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Однако, несмотря на высокий социальный статус римских юристов, учебных заведений, где изучалось бы право, в то время не было. Обучение проходило в доме у видного юриста, который передавал свои знания, носившие практический xapaктер, весьма ограниченной группе учеников. Римс­кие юристы, консультировавшие преторов, судей и адвокатов, кото­рые не являлись профессионалами в право ведении, не занимались изучением со своими учениками таких базовых понятий, как право­судие, право и правоведение. Студента сразу привлекали к практи­ческой деятельности, где перед ним раз за разом вставал все тот же вопрос: «Что следует сделать исходя из представленных фактов?» Римское право, как это ни покажется странным, не знало такого необходимого для науки компонента, как общие, абстрактные понятия, так как его многочисленные нормы были привязаны к определенным правовым ситуациям.

Taким образом, в Древнем Риме возникает самостоятельный вид юридической деятельности (чего нельзя найти, например, на Востоке или в Древней Греции). Но юриспруденция еще не стала наукой: он носила слишком практичный; конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора -варианта поведения в той или иной ситуации и т.п. Наука же предполагает выработку понятий; не совпадающих с чувственными знаниями, пред­ставлениях о единичных предметах окружающего мира.

Новый импульс своего развития юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Х1 века с полным правом можно, назвать «юридическим веком». В конце ХI века в Болонье и других городах Италии, возникают первые университеты, причем именно юридичес­кие. Это свидетельствует о том, что знание права становится социаль­но значимым в глазах общества. Именно в это время были заложены на основы современной западной юриспруденции. В Новое, время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происхо­дит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно са­мостоятельные отрасли теория гражданского и уголовного права несколько позднее - теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления. Общеправовые вопросы до начала XIX века, были предметом фило­софии права.

В XIX веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в целом в науке) становится позитивизм. «Позитивная юридическая наука должна изучать факты, а всякие метафизические рассуждения должны быть отброшены», - таково господствовавшее мировоззрение той эпохи. Поэтому философия права, изучавшая, основные начала юриспруденции, заменяется теорией права.

Последняя представлялась, наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Однако фактическое становление теории права происходило несколько сложнее, чем просто замена одной дисциплины на другую. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права, под которой следует понимать соединение всех научных юридических знаний в единую систему.

В начале XIX века энциклопедия права преподается практически во всех вузах и претендует на статус самостоятельном науки. В России преподавание энциклопедии права относится еще к концу XVIII века. Несмотря на свое достаточно активное развитие, энциклопедия права в конце XIX века утрачивает, свои позиции и превращается в своеобразное «введение в специальность юриста».

С конца XIX века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. Серьезные, даже трагические испытания ожидали теорию права в нашей стране в 20 веке. После революции 1917г. было попытка создать марксистскую теорию права.

С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует по­нимать как результат правотворческой деятельности государства (точ­нее - коммунистической партии). В результате теория права становится теорией государства и права.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету своего изучения. Ее можно представить следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические науки. К ним относятся: теория история государства и права, история политических и пра­вовых учений, политология.

2. Отраслевые юридические науки, в числе которых: конститу­ционное право, гражданское право, уголовное право, административ­ное право, налоговое право, трудовое право, семейное право, граж­данско-процессуальное право, уrоловно-процессуальное право и др.

3.Науки, изучающие структуру, организацию, порядок, деятель­ности государственных органов: организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др.

4. Науки, изучающие международное право: международное пуб­личное право, международное частное право, космическое право и др.

5. Прикладные юридические науки. К ним относятся: кримина­листика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психи­атрия и др.

Следует обратить внимание, что к теоретическим наукам относит­ся не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические 'знания о государстве и праве.

Так, например, гражданское право - это совокупность правовых норм, их системы (например, правовых институтов), которые регули­руют имущественные отношения и связанные с ними личные неиму­щественные отношения. Изучение этих норм и их совокупности составляет предмет науки гражданского права. Это касается и других отраслевых юридических наук.

Наука - это всегда систематизированные знания о какой-то об­ласти жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом. В данном примере с гражданским правом это знания об имущественных и связанных с ними личных неимущественных отноше­ниях, о нормах (правилах), которые регулируют эти отношения. Это принципиальное положение следует усвоить с тем, чтобы не допус­кать смешения науки и ее предмета.

Студенты учебных заведений и факультетов юридического профиля изучают след. Дисциплины:

Теория государство и права

История политических и правовых учений

История отечественного государства и права

История государства и права зарубежных стран

Конституционное право России

Конституционное право Зарубежных стран

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Административное право Трудовое право

Уголовное право

Уголовный процесс Международное право

Экологическое право Римское право

Международное частное право и т.д.

topuch.ru

Оглавление

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации (зачета) по учебной дисциплине

  1. Место и роль курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин, в профессиональной подготовке юриста.

Учебный курс «Введение в юридическую профессию» призван содействовать прежде всего продвижению современных идей и технологий как в процессе обучения студентов-юристов, так и в их будущей практической работе по избранной юридической специальности.

Изучение и понимание сущности профессии юриста, социальных и технологических-стандартов, предъявляемых обществом к данной профессиональной группе, - составная часть процесса профессиональной подготовки юридических кадров.

Изучая дисциплину Введение в юридическую профессию каждый может найти ответы на такие положения как:

Каким должен быть настоящий юрист.

Что представляет собой юридическая профессия.

Где и как осваивают, и приобретают разнообразные навыки и принципы профессионального поведения в этой жизненно важной сфере социальной практики.

Смысл, содержание и общественная ценность профессии юриста.

Сама дисциплина носит подготовительный характер и призвана ознакомить с социальными, культурными и профессиональными основаниями юридической деятельности; облегчить им изучение других юридических дисциплин, открывая тем самым дорогу в сложную область юридических знаний и юридических практик, вооружая элементарными сведениями о профессии юриста, указывая исходные ориентации включения в профессиональное сообщество юристов.

Введение в юридическую специальность преследует цель помочь студенту в его первых шагах к вершинам правовых знаний. Учебная дисциплина «Введение в специальность» дает первые юридические понятия, представление об основных видах юридических профессий, учит работать с нормативным материалом и научными источниками, знакомит с требованиями, предъявляемыми к студенту — юристу. Это место курса.

Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста.

К целям курса относятся:

Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии

Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности

Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.

Таким образом, курс имеет огромное значение. Он помогает студентам сориентироваться в выборе последующего направления юридической деятельности, дает ответы на вопросы, что такое юриспруденция, вводит в понимание смысла и назначения профессии юриста.

  1. Предмет и методология учебного курса «Введение в профессию»

Общим предметом учебного курса является профессиональная юридическая деятельность в различных сферах социальной практики, как публичной так и частной.

Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования.

Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Таким образом методология учебной дисциплины представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функционирования юридической деятельности, профессии юриста.

Основные методы:

- всеобщий, философский метод – диалектический метод. Даёт возможность раскрыть генезис, эволюцию, признаки, содержание и виды юридической профессии, другие её сущностные характеристики в динамике.

- системный метод (метод системного анализа) – рассмотрение профессиональной юридической деятельности как единой системы (юридическая практика), которая, в свою очередь, является составным звеном (подсистемой) более широкой системой (правовой системы общества).

- структурный метод, предусматривающий рассмотрение профессии юриста в структурном плане, подразделяя её на основные сферы и направления юридической деятельности, а также виды профессии юриста.

- функциональный метод – изучение функций профессии юриста.

- сравнительно-правовой метод – составление однородных по своей природе правовых институтов, с целью заимствования положительного опыта, приобретенного в правовой сфере

- конкретно-социологический метод – позволяет путем применения соответствующих социологических методик, выявить уровень эффективности тех или иных правовых институтов.

- психологические методы – тестирование, наблюдение.

studfiles.net

Ведение в профессию. Билет 1. Место и роль курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин, в профессиональной подготовке юриста.

  • Учебная дисциплина «Введение в профессию», по сравнению с другими юридическими учебными дисциплинами, носит вводный, ознакомительный характер, является дополнительной к существующим учебным дисциплинам. Входит она в систему юридических дисциплин, объединенных общим названием – юриспруденция, и взаимосвязана с ними.

  • Введение в профессию – необходимое условие последовательного изучения и понимания сущностных характеристик профессии юриста как социально-правовой категории во всех формах ее проявления – и публичной, и частной.

  • Учебная дисциплина «Введение в специальность» дает первые юридические понятия, представление об основных видах юридических профессий, учит работать с нормативным материалом и научными источниками, знакомит с требованиями, предъявляемыми к студенту - юристу.

  • Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:

1) Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии

2) Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности

3) Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.

  • Таким образом, курс имеет огромное значение. Он помогает студентам сориентироваться в выборе последующего направления юридической деятельности, дает ответы на вопросы, что такое юриспруденция, вводит в понимание смысла и назначения профессии юриста.

Билет 2.Предмет и методология учебного курса «Введение в профессию».

Предмет изучения введения в профессию – юриспруденция, как совокупность знаний о праве, юр деятельность, юр технологиии.

Методы изучения курса «Введение в профессию»:

1). Всеобщий – диалектический

2). Общенаучный:

-логический(анализ, синтез)

-исторический(становление юриспруденции)

-сравнительно правовой

-системно структурный

3). Частнонаучный:

-моделирование

-социологический

-математический

-кибернетический

Билет 3. Основные задачи и цели курса.

Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:

  1. Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии

  2. Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности

  3. Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.

  4. Представлеине о деятельности юриста

  5. Раскрытие возможностей карьеры юриста и его профессионального роста

  6. Подготовка к более успешному изучению юр дисциплин

  7. Выработка волевых, нравственных, интеллектуальных качеств

Таким образом, курс имеет огромное значение. Он помогает студентам сориентироваться в выборе последующего направления юридической деятельности, дает ответы на вопросы, что такое юриспруденция, вводит в понимание смысла и назначения профессии юриста.

Задачи курса:

  • С самого начала проф подготовки будущих специалистов в различных отраслях юридической деятельности постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста.

  • Последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих проф обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной практике.

  • дать фундаментальное представление о социальном назначении профессии юриста;

  • раскрыть содержание основных определений и понятий юридической специальности;

  • познакомить с научными подходами, используемыми в юриспруденции, с основными техническими и этическими стандартами проф юридической деятельности.

Основная цель учебной дисциплины (В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего проф образования):

Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:

  • Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии

  • Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности

  • Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.

studfiles.net

Основные задачи и цели учебной дисциплины «Введение в профессию».

Основные цели и задачи учебного курса.

Отсюда проистекает и главная целевая функция курса, а именно:

-постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста;

-последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих профессиональных обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной юридической практике.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является подготовка компетентных специалистов в рамках избранной юридической специальности.

.В результате освоения учебного курса студент должен,

во-первых, знать место учебного курса в системе юридических дисциплин; иметь представление об основных сферах приложения юридического труда, в том числе юридической практике, юридическом образовании, юридической науке и содержании своей будущей профессии; знать историю ее возникновения и развития; понимать профессиональные требования, основные права и обязанности юриста;

во-вторых, уметь работать с юридическими конструкциями и определениями; правильно ставить, формулировать юридические проблемы, квалифицировать юридические ситуации; анализировать юридические тексты; готовить резюме или обобщения собственного представления о предмете своей профессиональной деятельности;

в-третьих, владеть практическими навыками работы с юридическими документами, их оценки и анализа; активно использовать приемы юридической техники в процессе подготовки рабочих материалов по отдельным вопросам реализации и применения права.

Все это и многое другое – культура профессиональной речи, открытый стиль общения с коллегами и клиентами, умение соблюдать этикет и хранить профессиональную тайну – в конечном итоге дадут необходимый результат как в профессиональной среде, так и в общественном мнении.

Вопрос 4: Структура и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию».

Структура учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» определяется ее основной целевой функцией – формированием общего представления о содержании профессии юриста, основных сферах профессиональной юридической деятельности, требованиях, характеризующих особое место и статус профессии юриста в обществе.

.

Общая часть включает вопросы, касающиеся предмета и методологии учебного курса, понятия юридической науки, исторического экскурса в развитии профессии юриста.

Особенная часть посвящена отдельным аспектам профессиональной юридической деятельности. Ее содержание затрагивает вопросы, связанные с определением общих оснований и условий юридической профессии; системным изложением специфики работы юристов на государственной службе и в частной сфере; юридической логистикой, представленной системой необходимых технологий профессиональной работы в различных сферах юридической деятельности; со стандартами профессионального поведения.

Завершающая часть учебного курса дает общее представление о конкретных юридико-технических приемах работы с юридическими текстами и правилах работы с юридическими документами.

Полученные при изучении дисциплины знания должны способствовать выработке у студентов.

Содержание учебного курса отвечает компетентностному подходу в профессиональном образовании и ориентирует обучающихся на активное и самостоятельное овладение различными методами и формами профессиональной юридической деятельности.

В целом структура учебного курса «Введение в юридическую профессию» систематизирует накопленные в этой сфере научные знания и практическую информацию. Она создает логическую последовательность в изучении тематики данного курса.

studfiles.net

3.5. Объект и предмет юриспруденции

Объектом юридической науки, как и других гуманитарных наук является общество, поэтому для обоснования научного статуса юриспруденции необходимо различать объект и предмет науки.

Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования разнообразных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). При определении предмета конкретной науки в объекте познания выделяется та или другая его часть (экономика, политика, страна, государство, познание, культура т.д.), причем она входит в предмет конкретной науки не целиком, а только той ее стороной, что определяется особенностями данной науки, тогда как все другие стороны рассматриваются как второстепенные. Так, предпринимательство исследуется экономической, социологической, психологической, юридической и другими науками. Каждая из них исследует в предпринимательстве как социальном явлении только те его свойства, входящих в предмет данной науки, например, экономическая наука - микроэкономические вопросы предпринимательства, психологическая - психологию предпринимателя, юридическая - правовое регулирование предпринимательства.

Науки отличаются, прежде всего, за предметом исследования. Каждая из них изучает:

свою особую сторону или часть объективной реальности;

специфичные только для данной науки законы и закономерности " этой реальности;

особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.

Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, что позволяет выявить те закономерности возникновения, развития и функционирования исследуемого объекта в, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой.

Специфика юриспруденции как науки состоит в том, что предметом ее изучения являются правовые формы государственной организации общества и взаимодействий социальных субъектов, причем правовые формы рассматриваются в социальном контексте, то есть во взаимосвязи с обществом в целом.

Каждая наука имеет один или единственный предмет исследований, однако складывается впечатление, что юриспруденция имеет два предмета-право и государство, то есть два социальных явления достаточно разных по своим свойствам. Такая неоднозначность предмета юриспруденции снимается, если уточнить, что государство входит в предмет юридической науки не как целостное явление, а только теми своими сторонами, связанные с правом и является по сути правовыми формами организации и функционирования государства. Кроме того, государство является одной из организаций общества, социальным явлением, компонентом общества и в этом плане может рассматриваться как особая форма организации обществом самого себя, то есть как особая форма самоорганизации общества.

Исходя из этого, предмет юриспруденции - это правовые формы самоорганизации общества или правовой системы общества, или, если выйти за пределы отдельного общества, - мировой правопорядок, правовые формы самоорганизации человечества (цивилизации) или право (правовая система) как особая форма их самоорганизации. Предмет юридической науки составляют:

закономерности возникновения и развития правовых форм самоорганизации общества, цивилизации, человечества - объективные, необходимы существенные, устойчивые, и общие связи (соотношение зависимости), заключаемых как между главными правовыми явлениями и институтами, так и в их взаимодействии с другими социальными явлениями и процессами;

содержание правовых форм или права (правовой системы) как особой формы самоорганизации - правовые нормы, правовые акты, правоотношения, правопорядок, правовое сознание, юридическая наука, правовые процессы, правовая практика и т.п.

юридическая техника - правила, средства и приемы, которые используются при разработке и систематизации законов и других нормативных актов, для ведения юридических дел, составление юридических документов; техника расследования преступлений и другие.

юридическая практика - специфическая сфера практической деятельности юристов: судебная, следственная, прокурорская, арбитражная, нотариальная, оперативно-поисковая и т.д.

Каждая юридическая научная дисциплина изучает предмет юриспруденции не вообще, а только его отдельные стороны или сферы, в частности определенные виды общественных отношений и правовые формы ее регуляции. Например, общественные отношения в сфере осуществления государственного управления, административное право и административное законодательство, административно-правовую практику исследует наука административного права; общественные отношения в сфере труда, трудовое право и законодательство, практику их реализации - наука трудового права и т.д. Предметом отдельных юридических научных дисциплин могут быть тенденции, закономерности возникновения и функционирования правовых форм самоорганизации общества (теория права и государства), а также собственно история развития теоретических знаний о государстве и праве (история учений о государстве и праве).

banauka.ru


Смотрите также