Закон суров, но он закон...

Недра юрист


1. Недра как юридическое понятие. Правовые проблемы пользования недрами

Похожие главы из других работ:

Амнистия и помилование

2.1 Понятие и юридическое содержание амнистии

Амнистия традиционно рассматривается в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Государство, осуществляя уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление...

Вещные права на природные ресурсы в РФ

§3. Вещные права на недра и полезные ископаемые

При рассмотрении вопроса возникновения права на недра следует обратиться к российскому дореволюционному праву Тютрюмов И.М...

Государственный суверенитет и права, свободы человека и гражданина

1. Понятие государственного суверенитета и его юридическое значение

В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Суверенитет (от фр...

Объект преступления

2. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Объект преступления - это уголовно-правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. По мнению Н. Ф. Кузнецовой...

Объект преступления

1. Понятие и юридическое значение объекта преступления

Объект преступления - это уголовно-правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. По мнению Н. Ф. Кузнецовой...

Порядок начисления пенсий за выслугу лет

1 Юридическое понятие пенсии за выслугу лет

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности Льготы...

Права несовершеннолетних

1.1 «Несовершеннолетний» как термин и юридическое понятие»

В современном законодательстве, юридической практике и юридической литературе чаще всего используется термин «несовершеннолетний», реже-«несовершеннолетие»...

Правовое регулирование брачного договора по российскому законодательству

1.1 Понятие и юридическое значение брака

Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу своего внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения...

Правовое регулирование специального трудового стажа

1 Юридическое понятие специального трудового стажа

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г...

Правовой режим недр

1.2 Право собственности на недра

Российская правовая система подразделяется на составляющие ее элементы (нормы, институты, отрасли). Наиболее важным элементом системы представляется правовой институт, в частности, институт права собственности...

Правовой режим пользования недрами

1.2 Право собственности на недра

Институт собственности на недра и ресурсы недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права - государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря...

Правовые акты управления

3. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти...

Правовые проблемы недропользования

Глава III. Недра как объект права

Первоначально недра рассматривались как неотъемлемая часть земельного участка, границы которого простирались, по мнению древних римлян, до бесконечности вверх и вниз. Такой подход влек немаловажные правовые последствия...

Трудовой договор, как центральный институт трудового права

1.1 Понятие и юридическое значение трудового договора

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда...

Трудовой договор: понятие и порядок его заключения

1.1 Понятие и юридическое значение трудового договора

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда...

pravo.bobrodobro.ru

Ограничение, приостановление и прекращение права пользования недрами Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Д. В. Спиридонов*

Ограничение, приостановление и прекращение права пользования недрами

Аннотация. В данной статье обращается внимание на правовые основания ограничения, приостановления и прекращения права пользования недрами, а также указывается на практические проблемы, вытекающие из подобных правоотношений, которые могут иметь как правопрекращающее, так и правообразующее значение для реальных и потенциальных недропользователей. Недропользование характеризуется тем, что добываемые полезные ископаемые относятся, как правило, к категории невозобновляемых ресурсов, а поиск новых запасов в худших природно-климатических условиях или еще не освоенных районах является дорогостоящим мероприятием. Одним из важных элементов пользования недрами выступает механизм прекращения недропользования, который в настоящее время далек от совершенства. Сложности, связанные с прекращением права недропользования, подкрепляются еще и тем, что процесс формирования законодательства о недрах в Российской Федерации до сих пор не завершился. Статья затрагивает также вопросы двух существующих, но фактически не действующих механизмов негативного воздействия на недропользователей, а именно ограничения и приостановления права пользования недрами.

Ключевые слова: законодательство Российской Федерации о недрах; ограничение, прекращение, приостановление права пользования недрами; лицензия на пользование недрами.

001: 10.17803/1994-1471.2016.68.7.186-192

Расположенные на территории Российской Федерации недра, включая подземное пространство, ценные ресурсы и полезные ископаемые, признаны, в соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»1, государственной собственностью. Недра не могут выступать в качестве предмета

по договорам отчуждения права собственности, но ими можно пользоваться в пределах, установленных действующим законодательством. Подобный подход свидетельствует о том, что недра — это особый элемент, нуждающийся в усиленной охране и полноценном контроле над его состоянием. Дополнительно

1 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

© Спиридонов Д. В.. 2016

* Спиридонов Денис Вадимович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА) [email protected]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ситуация сопровождается тем, что ресурсы, содержащиеся в недрах, отнесены к категории невозобновляемых либо их добыча, в связи с природно-климатическими условиями, является достаточно сложной и опасной.

Российские исследователи уделяют повышенное внимание проблемам, связанным с рациональным и допустимым пользованием недрами. Уже в трудах таких ученых, как Г. Е. Быстров2, О. Л. Дубовик3, А. А. Конопляник4, А. Ю. Перепелкин5, отражены разработки, посвященные проблемам ограничения, приостановления и прекращения права пользования недрами.

Представляется, что существующий порядок ограничения, приостановления и прекращения недропользования не отвечает в полной мере интересам государства, не обеспечивает достойной охраны окружающей среды и ценных природных ресурсов, содержащихся в недрах, не способствует привлечению инвестиций в разработку и разведывание недр. Кроме того, многие пользователи недр используют несовершенство действующего законодательства в своих личных интересах, избавляясь от нерентабельных или технологически сложных в разработке участков. При этом расходы по консервации и ликвидации скважин после разработок и добычи несет собственник недр — государство. Ввиду этого следует особое внимание обратить на условия ограничения, приостановления и прекращения пользования недрами, ведь нерациональное недропользование приводит к тому, что государство лишается существенных финансовых поступлений в бюджеты на различных уровнях.

По общему правилу пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или досрочно прекращено по решению органа, предоставившего лицензию. Все названные правовые инструменты воздействия на недропользователя в границах недропользования имеют различный правовой режим и несут разные последствия. Общие основания для ограничения, приостановления и прекращения права пользования недрами перечислены в ст. 20 Закона РФ «О недрах», перечень их закрыт. Отметим, что законодатель в названном правовом акте не указывает, что именно следует понимать под ограничением, приостановлением и досрочным прекращением права пользования недрами, но, исходя из смысла ст. 20 и 21 Закона РФ «О недрах», в п. 107 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 29 сентября 2009 г. № 3156 (далее — Регламент № 315), даны исчерпывающие понятия данных правовых инструментов воздействия на недропользователя. Рассмотрим их.

При досрочном прекращении права пользования недрами пользователем недр прекращаются все виды деятельности (за исключением работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием этим участком недр) на участке недр и получение соответствующей продукции. В сроки, определенные органами, принявшими решение о досрочном прекращении права пользования недрами, начинаются работы по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных

2 Быстров Г. Е. Российское горное законодательство. Документы и комментарии // Государство и право. 1997. № 7.

3 Дубовик О. Л., Жалинский А. Э. Причины экологических преступлений. М., 1988.

4 Конопляник А. А. Горное законодательство России: перспективы повышения инвестиционной привлекательности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1998. № 4.

5 Перепелкин А. Ю., Львов Н. В. Основные проблемы реформирования системы лицензирования права пользования недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. № 6.

6 Приказ Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 (в ред. от 19.02.2015) «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 10.

с пользованием этим участком недр. Лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета и передаче на хранение в федеральный или территориальный фонд геологической информации (абз. 2 п. 107 Регламента № 315).

При приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. Лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается (абз. 3 п. 107 Регламента № 315).

При ограничении права пользования недра -ми временно или постоянно запрещается осуществление тех или иных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, если они привели или могут привести к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, негативному влиянию на охрану недр и окружающую природную среду до устранения причин, вызвавших это ограничение. Лицензия на пользование участком недр при ограничении права пользования недрами сохраняет свою силу в части незапрещенных видов деятельности (абз. 4 п. 107 Регламента № 315).

Указанные определения правовых инструментов воздействия на недропользователя в достаточной степени условны и проблематичны с практической точки зрения, но необходимы для полноценного понимания сущности режимов, которые государство как собственник недр в лице своих уполномоченных органов вправе устанавливать в отношении отдельных участков недр. Их условность подтверждается тем фактом, что в рамках ст. 20 Закона РФ «О недрах» прекращение права пользования недрами включает в себя одновременно ограничение, приостановление и непосредственно

само прекращение недропользования. Данная норма, подкрепленная рассуждениями выше, корреспондирует к п. 15 Положения о порядке лицензирования пользования недрами7. Предполагается, что законодатель неслучайно решил ограничиться нормами одной статьи для выявления оснований прекращения права пользования недрами.

Отечественные исследователи считают подобный подход рациональным и обоснованным. Например, А. А. Попов отмечает, что разумно рассматривать право прекращения пользования недрами в нескольких смысловых аспектах. Прежде всего, прекращение права недропользования — проявление волеизъявления государства, сопровождающееся рядом правовых последствий, которые в идеале направлены на защиту публичных и частных интересов, охрану окружающей среды, поддержку субъектов хозяйствования. Прекращение права пользования недрами — это своеобразный процесс, урегулированный нормами действующего законодательства о недрах, который связан с невосполнимыми потерями для месторождения, с невозобновляемостью природного ресурса. Именно поэтому важно, чтобы прекращение недропользования имело под собой санкционированные основания8.

Продолжая поиск содержательных характеристик и сущности прекращения права пользования недрами, следует заметить, что прекращение представляет собой окончание правоотношений, которые не только определены законодательно, но и подкреплены соответствующим разрешением на освоение и разработку недр — лицензией, выданной уполномоченным органом власти.

М. В. Дудиков поддерживает законодательное «объединенное» закрепление ограничения, приостановления и прекращения права пользования недрами. Ученый также отмечает, что такое «утверждение базируется на одной из особенностей пользования недрами, которая не получила своего отражения в законодательстве Российской Федерации о недрах. Ее специфика обусловлена тем, что при прекра-

7 Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1917.

8 Попов А. А. О необходимости совершенствования правового регулирования получения, предоставления и использования геологической информации // Энергетическое право. 2014. № 2. С. 20.

щении технологического процесса недропользования воздействие на недра как на элемент комплексной системы окружающей среды, как правило, многократно увеличивается»9 .

Следуя высказанным мнениям и учтенным подходам к пониманию сущности такого правового инструмента воздействия на недропользователя, как прекращение пользования недрами, целесообразно выделить его основные черты:

— прекращение права пользования недрами неразрывно связано с экологически значимой деятельностью, урегулированной правовыми нормами и заключающейся в разработке и эксплуатации участка недр, которая сопровождается опасностью для людей, окружающей среды, повышенным экологическим риском;

— прекращение недропользования может возникать по инициативе не только государства как собственника недр, но и самого недропользователя;

— прекращение права пользования недрами может иметь правопрекращающее и правоустанавливающее значение;

— использование системы прекращения недропользования п озволяет государству управлять существующим фондом недр на территории всей страны.

В статьях 11—12 Закона РФ «О недрах» законодательно закреплена возможность изменения условий пользования недрами. В контексте прекращения права недропользования важно понимать различия между терминами «изменение» и «прекращение». Еще Н. Б. Мухитдинов обратил внимание на то, что различия между данными понятиями нельзя игнорировать, поскольку в них заключена «обязательная предпосылка правильного понимания задач и особенностей правового регулирования отношений по пользованию недрами»10.

Ввиду этого при разграничении понятий «прекращение права недропользования» и «изменение условий пользования недрами» нужно

учитывать факт государственной регистрации изменений. То есть если государственная регистрация изменений состоялась, то имело место прекращение права пользования недрами, поскольку изменился режим недропользования. Отсутствие регистрации свидетельствует о том, что существует изменение условий пользования недрами.

С практической точки зрения вопросы ограничения, приостановления и прекращения права пользования недрами сопровождаются дополнительными сложностями, на которые следует обратить внимание. Часть 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» называет девять законных оснований, которые могут стать причиной досрочного прекращения, ограничения или приостановления права недропользования. В основной массе основания касаются ситуаций, при которых существует угроза жизни и здоровью граждан, окружающей среде, систематическое нарушение условий лицензии или норм действующего законодательства, возможны чрезвычайные ситуации. Однако законодатель допускает, что досрочное прекращение права недропользования может возникнуть и при других обстоятельствах — по инициативе пользователя недр или владельца лицензии, при невозможности своевременного освоения участка, при ликвидации субъекта хозяйствования. Обычно при возникновении угрозы наступления чрезвычайной ситуации или угрозы для жизни и здоровья граждан орган, выдавший лицензию, временно приостанавливает деятельность недропользователя, пока тот не устранит условия, которые повлекли возникновение такой опасности. Подобный подход подтверждается и материалами судебной практики11 .

Нельзя игнорировать факт того, что ограничение права пользования недрами допустимо только по решению органа, выдавшего лицензию. Так, в Свердловский областной суд обратился Н. с заявлением об оспаривании решений законодательного органа городского

9 Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Экологическое право. 2006. № 2. С. 45.

10 Мухитдинов Н. Б. Правовые проблемы пользования недрами. Алма-Ата, 1972. С. 308.

11 См., напр.: постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 № 09АП-13694/2015 по делу № А40-186169/2014; от 16.10.2014 № 09АП-39310/2014 по делу № А40-39551/14; от 22.09.2014 № 09АП-33273/2014 по делу № А40-13508/14 // Документы опубликованы не были. СПС «Консультант-Плюс».

округа. Из материалов дела установлено, что инициативной группой на референдум были вынесены вопросы о технологии разработки недр и добычи драгоценных металлов, касающиеся непосредственно и пересмотра условий пользования недрами организацией, которая получила соответствующую лицензию. Сославшись на нормы ст. 11 и 22 Закона РФ «О недрах», суд отметил, что подобного рода вопросы не относятся к вопросам местного значения, соответственно, не могут разрешаться органами местного самоуправления либо гражданами по результатам референдума12.

Действительно, п. 2 и 4 ст. 10.1 предусматривают, что основаниями для получения лицензии на право пользования недрами являются решение Правительства РФ или совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр, его территориального подразделения, уполномоченного органа власти субъекта федерации. Органы местного самоуправления, несмотря на весь объем своих полномочий, не наделены правом определения оснований для ограничения или прекращения права пользования недрами.

По нашему мнению, основания прекращения права пользования недрами не ограничиваются нормами ст. 20 Закона РФ «О недрах». Например, в ст.17.1 названного Закона говорится о переходе права пользования недрами от одного субъекта хозяйствования к другому. Подобную ситуацию следует рассматривать как правовое основание для прекращения права недропользования, ведь весь объем прав и обязанностей в полной мере и неизменном виде переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности. Стоит оговориться, что происходит это с предоставлением новой лицензии, под новым номером, то есть формально это совсем новое правоотношение. В то же время законодатель «забывает» о прекращении этого права, если речь идет о необходимости поддержания участка недр в стабильном состоянии. При рекультивации участка недр весь выявленный экологический вред, причиненный результатами деятельно-

сти предыдущего владельца лицензии, будет устраняться новым пользователем за свой счет и своими силами. Исходя из п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователь принимает на себя обязательства по обеспечению сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях, а также ликвидации горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию. Согласно ч. 1 ст. 26 Закона РФ «О недрах» подлежат ликвидации предприятия по добыче ископаемых или подземные сооружения по истечении срока действия лицензии. Но вся проблема заключается в том, что хозяйствующий субъект обязан проводить такие мероприятия, не являясь при этом пользователем участка недр и находясь фактически за пределами правоотношений, которые удостоверены лицензией. Безусловно, с технологической точки зрения оставлять участок недр, где проводятся разработка и освоение, осуществляется поиск полезных ископаемых, нельзя. М. В. Дудиков отмечает, что указанная проблема обостряется еще и дополнительными сложностями, которые возникают при необходимости консервации горных выработок. «При консервации необходимо проводить не только наблюдение, но и мероприятия, связанные с непосредственным воздействием на участок недр. Возникают вопросы, кем, за чей счет и на основании чего должны быть проведены указанные мероприятия. На сегодняшний день проведение указанных мероприятий ложится на собственника недр — государство»13. То есть законодатель допускает, но в обязательном порядке не предусматривает возможность передачи имущественного комплекса, который поддерживает и обеспечивает технологический процесс на участке недр, другому лицу. Статья 21.1 Закона РФ «О недрах» содержит диспозитивную норму, согласно которой можно передать указанный комплекс временному оператору на возмездных основаниях. Однако вопрос о прекращении права пользования недрами в такой ситуации и о дополнительных

12 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33-9287/2015 // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

13 Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами по обстоятельствам, не связанным с пользованием недрами // Юрист. 2008. № 2. С. 25.

обязанностях для хозяйствующего субъекта с учетом истекшего срока действия лицензии продолжает оставаться открытым. Кроме того, возникает противоречие между нормами ч. 3 ст. 11 и ст. 26 Закона РФ «О недрах». Ведь согласно ст. 11 право владельца на пользование участком недр удостоверяется лицензией, в которой определен срок и оговорены условия, а статья 26 говорит об обязанности по ликвидации консерваций, выходящей за пределы правоотношений, предопределенных лицензией.

Существует и ряд иных проблем при прекращении права пользования недрами. Так, на законодательном уровне не разрешен вопрос об условиях дальнейшей разработки участков недр, которые для субъектов хозяйствования — пользователей лицензии, стали нерентабельными. Действительно, законодательство Российской Федерации о недрах не содержит оснований, позволяющих такому пользователю перейти на более льготный режим или воспользоваться упрощенным порядком передачи права пользования другому заинтересованному субъекту предпринимательской деятельности. Главная особенность прекращения права пользования недрами заключается в том, что даже при переходе такого права к другому хозяйствующему субъекту существует необходимость в продолжении технологического процесса эксплуатации месторождения, о чем говорит ч. 2 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах».

В качестве выводов необходимо еще раз подчеркнуть наиболее важные аспекты, касающиеся ограничения, приостановления и прекращения права недропользования. Прежде всего, основания, перечисленные в ст. 20 Закона РФ

«О недрах», хотя и представлены в виде закрытого перечня условий, таковыми однозначно не являются. Некоторые иные основания, касающиеся прекращения права пользования, упоминаются в ст. 17.1 Закона РФ «О недрах», где речь идет о переходе прав к другому субъекту предпринимательской деятельности в порядке переоформления лицензии на пользование недрами. При этом законодателю следует проработать процессуальный порядок прекращения прав пользователя и обозначить особенности передачи имущества, дабы снять с пользователя, утратившего лицензию, дополнительные обязательства, не связанные уже с порядком пользования недрами. Кроме того, необходимо перечень оснований ограничения, приостановления и прекращения права недропользования сделать открытым, ужесточив лишь отдельные аспекты при изменении условий лицензии.

Нельзя игнорировать отсутствие полноценных терминов, раскрывающих понятия ограничения, прекращения и приостановления права пользования недрами, поскольку данные правовые режимы порождают различные правовые последствия для пользователей недр.

Кроме того, следует еще раз подчеркнуть, что ограничение и приостановление пользования недрами в настоящее время являются неэффективными правовыми инструментами воздействия, что подтверждается практикой. Ввиду этого данные инструменты почти не используются, а следовательно, бездействуют.

Требуется участие законодателя в разграничении понятий и терминов, касающихся недропользования, а также выработке действенного механизма их применения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Быстров Г. Е. Российское горное законодательство. Документы и комментарии // Государство и пра-

во. — 1997. — № 7.

2 . Дубовик О. Л., Жалинский А. Э. Причины экологических преступлений. — М., 1988.

3 . Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Эко-

логическое право. — 2006. — № 2.

4 . Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами по об-

стоятельствам, не связанным с пользованием недрами // Юрист. — 2008. — № 2.

5 . Конопляник А. А. Горное законодательство России: перспективы повышения инвестиционной при-

влекательности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 1998. — № 4.

6 . Мухитдинов Н. Б. Правовые проблемы пользования недрами. — Алма-Ата, 1972.

7. Перепелкин А. Ю, Львов Н. В. Основные проблемы реформирования системы лицензирования права пользования недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2001. — № 6.

8 . Попов А. А. О необходимости совершенствования правового регулирования получения, предоставления и использования геологической информации // Энергетическое право. — 2014. — № 2.

Материал поступил в редакцию 7 января 2016 г.

RESTRICTION, SUSPENSION AND TERMINATION OF SUBSOIL USE RIGHTS

SPIRIDONOV Denis Vladimirovich — Ph.D., Lecturer of the Department of Environmental and Natural

Resources Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Review. This article draws attention to the legal basis of restricting, suspending and terminating subsoil use rights, as well as to the the practical problems arising from such relations that can be both of rights discharging and rights initiating character for beneficial and perspective subsoil users. The subsoil use of resources is characterized by the fact that the mined minerals and natural resources are usually not classified as renewable resources and the search for new reserves in the worst climatic conditions or in the areas that have not been developed yet is still expensive. One of important elements of the subsoil use is the mechanism of termination of subsoil use that is currently far from being perfect. Difficulties associated with the termination of subsoil use rights are reinforced by the fact that the process of developing legislation on mineral resources in the Russian Federation has not been finished yet. The article considers the issues of two existing but in fact inactive mechanisms that have adverse effects on subsurface users, namely limitation and suspension of the right of subsoil use.

Keywords: legislation of the Russian Federation on mineral resources, restriction, termination, suspension of the right of subsoil use, license for subsoil use.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . BystrovG. E. Rossijskoe gornoe zakonodatel'stvo. Dokumenty i kommentarii // Gosudarstvo i pravo. — 1997.

— № 7.

2 . Dubovik O. L., Zhalinskij A. Je. Prichiny jekologicheskih prestuplenij. — M., 1988.

3 . Dudikov M. V. Problemy pravovogo regulirovanija prekrashhenija prava pol'zovanija nedrami //

Jekologicheskoe pravo. — 2006. — № 2. 4. Dudikov M. V. Problemy pravovogo regulirovanija prekrashhenija prava pol'zovanija nedrami po obstojatel'stvam, ne svjazannym s pol'zovaniem nedrami // Jurist. — 2008. — № 2.

5 . Konopljanik A. A. Gornoe zakonodatel'stvo Rossii: perspektivy povyshenija investicionnoj privlekatel'nosti //

Mineral'nye resursy Rossii. Jekonomika i upravlenie. — 1998. — № 4.

6 . MuhitdinovN. B. Pravovye problemy pol'zovanija nedrami. — Alma-Ata, 1972.

7. Perepelkin A. Ju., L'vov N. V. Osnovnye problemy reformirovanija sistemy licenzirovanija prava pol'zovanija

nedrami // Mineral'nye resursy Rossii. Jekonomika i upravlenie. — 2001. — № 6. 8 . Popov A. A. O neobhodimosti sovershenstvovanija pravovogo regulirovanija poluchenija, predostavlenija i ispol'zovanija geologicheskoj informacii // Jenergeticheskoe pravo. — 2014. — № 2.

cyberleninka.ru

1.2. Недра как юридическое понятие

Недра могут рассматриваться и как геологическое, и как юриди­ческое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископа­емыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости, энергетические и другие ресурсы.

Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра зем­ные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном Российской Империи [3], где полезные ископаемые рассматривались как составная часть недр. Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодатель­ных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь называ­лись «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, ко­торые могут добываться с промышленной целью путем извлечения или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или выходят на поверхность» [16].

Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия Закона РФ «О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано опреде­ление термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать, если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном слу­чае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них содержащихся там ископаемых?» [181].

Интерес к определению правового содержания понятия «недра» возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—на­чале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства Союза ССР о недрах [20]. В работах Л.А. Заславской, М.Е. Когана, Б.А. Лис-ковец, Н.Б. Мухитдинова, В.Г. Плахуты, Н.А. Сыродоева и др. иссле­довались самые различные аспекты проблемы. Так, Б.А. Лисковец [151] утверждал, что давать определение понятию «недра» вообще не имеет смысла, поскольку перечень видов полезных ископаемых по­стоянно меняется. Он ссылался на академика В.И. Вернадского, который подсчитал, что в древние времена человек использовал всего около 20 видов полезных ископаемых, а в XX веке — уже около 100, и эта цифра постоянно увеличивается. Безусловно, наибольший хозяй­ственный интерес недра представляют именно как источник добычи полезных ископаемых, но это не может поколебать того положения, что объектом права государственной собственности на недра являются не какие-то вещества, залегающие в недрах, а все недра в целом как часть природной среды, находящейся ниже поверхности земли. Даже пустую породу нельзя считать ничейной, т.е. рассматривать ее как res nullius. В этом случае право собственности государства на недра было бы непол­ным, а материальный объект этого права неопределенным.

Недра — в принципе понятие объемное. Однако определение верх­ней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии [135]. Верх­няя граница, очевидно, поверхность земли. Но термин «поверхность» также весьма неопределенный. Необходимо определить, есть ли тол­щина у поверхности и если есть, то какова она.

Оригинальное решение, а главное, подходящее для разграничения недр и поверхности по вертикали, было предложено еще в 1897 г. А.Л. Боровиковским [129]. Он считал, что с правовой точки зрения недра и поверхность различаются только характером использования. Если преследуется цель отделить вещество от земного шара, то нали­цо использование недр, в остальных случаях перед нами пользование поверхностью. «Недра» земли — это ее состав, ее содержимое, — писал Боровиковский. — Пока я пользуюсь возможными от земли выгодами, не расходуя самого существа ее, я, как бы глубоко в нее не проникал, пользуюсь лишь ее «поверхностью». Но когда я расходую самую почву, я эксплуатирую «недра» земли. Таков принцип разгра­ничения. Спорные же случаи должен решать суд».

Интересен способ вертикального разграничения поверхностного слоя и недр, который принят в Польше. Согласно польскому законо­дательству, граница между поверхностью и недрами проходит на глу­бине 30 м от поверхности земли. Поэтому здесь к области горного законодательства и к компетенции горных органов относятся вопро­сы, связанные с добычей полезных ископаемых, с их разведкой и т.п., где бы они ни происходили, а также вопросы использования толщи земного шара для иных целей на глубине более 30 м.

В ряде инструкций Госгортехнадзора недра предлагается считать с глубины 5 м. В Законе РФ «О недрах» [46] указано, что верхняя гра­ница недр все, что ниже почвенного слоя. Но что такое почвенный слой и его толщина, не определяется. К недрам предлагается также относить выходы на поверхность горных пород.

В отношении определения нижней границы недр существуют две основные позиции. По первой граница ограничена техническими возможностями освоения недр; по второй — простирается до центра земного сфероида.

Недра, так же как и земля, леса и воды, в законодательных актах и юридической литературе определяются либо как элементы природ­ной среды, либо как природные ресурсы. Эти различия определяются отношением к ним человека. Когда речь идет о среде его обитания и деятельности, то земля, недра, воды, леса выступают как элементы природной среды, а когда речь идет об удовлетворении жизненных потребностей человека в плодах и продукции земли, недр, вод и ле­сов, их следует классифицировать в качестве разновидностей природ­ных ресурсов. Рассматривая природные ресурсы в качестве объектов права собственности, законодательство определяет правовой статус, в частности, недр именно как одного из видов природных ресурсов.

Перечень природных ресурсов встречается впервые в Декрете «О земле» [7]. Он включал землю, воду, недра и леса. Этот перечень повторялся в последующих редакциях Конституции Российского го­сударства (1924, 1936 гг.). Конституция 1978 г. содержала уже два варианта перечня природных ресурсов. Один повторял ранее исполь­зовавшийся перечень, т.е. земля, недра, воды и леса, в другом выде­лялись опять-таки земля, недра и водные ресурсы, а вот леса были заменены более широким понятием — «растительный и животный мир». Конституция РФ 1993 г. впервые в истории российского консти­туционного права ввела понятие «природные ресурсы». В их составе в одном случае (ст. 9) выделялась только «земля», все остальные клас­сифицировались как «другие природные ресурсы»; в другом случае

(ст. 72) выделяются уже три вида: земля, недра и водные ресурсы, остальные отнесены к категории «другие».

Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» [40] к категории природных ресурсов отчесены земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира1.

Резюмируя изложенное в современных законодательных и норма­тивных правовых актах, исчерпывающим перечнем природных ресур­сов следует считать землю, недра, воды, воздух, леса, растительный и животный мир, а термин «природопользование» следует понимать как пользование всеми перечисленными природными ресурсами2.

Современное юридическое определение термина «недра» раскры­вается в Законе РФ «О недрах», а также в законах о недрах субъектов РФ. При этом формулировки в ряде случаев существенно различают­ся, акцентируя внимание на одних характерных признаках и иногда полностью игнорируя другие. В качестве примера ниже приведены определения, встречающиеся в различных законодательных актах.

В преамбуле Закона РФ «О недрах» недра определены как «часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсут­ствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, про­стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Это определение при его детальном анализе оказывается весьма неопределенным и противоречивым. Выше было показано, что в конституционном праве России недра классифицируются как одна из разновидностей природных ресурсов. Закон РФ «О недрах» дает иное определение — часть земной коры.

1 Указанные разночтения законодателей, особенно в двух последних редакциях (1978 и 1993 гг.) российской Конституции в части определения природных ресурсов, их состава и терминологии, явились, очевидно, следствием различии в теоретических взглядах на определение земельного права как отрасли права, включающей в сферу своего регулирования не только землю, но и все другие природные ресурсы.

2 Конституция РФ, устанавливая правовой режим природных ресурсов, использует общее понятие «недра». ГК РФ, определяя недвижимое имущество, относит к нему «участки недр» (п. 1 ст. 130), а при рассмотрении оборотоспособности объектов граж­данских прав использует термин «недра» (п. 3 ст. 129), хотя по существу речь идет, безусловно, об «участках недр», поскольку вряд ли можно всерьез говорить об оборо­тоспособности недр вообще как вида природных ресурсов. В русском языке слово «участок» может использоваться и для обозначения площади, территории и для обо­значения объема. В. И. Даль определил слово «участок» как часть, доля, отдельный участок. Таким образом, участок недр — это часть (кусок) недр, ограниченная со всех сторон: снизу с боков. Законодатель в этом вопросе не всегда последователен и часто неправомерно отождествляет понятия «недра» и «участки недр».

В отличие от Закона РФ «О недрах», который ограничивает недра толщиной земной коры, ряд отечественных авторов вслед за зару­бежными учеными предлагают считать недрами объем конуса, основани­ем которого является территория государства, а вершиной — центр зем­ного сфероида. Сейчас трудно прогнозировать практическую значимость такого толкования. Однако очевидно, что законодатель, не связанный никакими объективными ограничениями, должен был дать более «объем­ное» определение недр. В противном случае на все пространство ниже земной коры не будет распространяться суверенитет государства, и оно подпадает под действие международной юрисдикции.

В законодательстве о недрах субъектов Федерации, как правило, дается свое определение недр, которое в ряде случаев выглядит весь­ма своеобразно. Ниже приводится несколько подобных определений.

«Недра Республики Татарстан составляют часть ее природной сре­ды, расположенную под почвенно-растительным слоем, дном озер, рек, водохранилищ с содержащимися в них полезными ископаемыми от выходов их на дневную поверхность до глубин, доступных для геологического изучения и освоения» [36].

«К недрам Удмуртской Республики относится часть природной среды в пределах территории республики, залегающая ниже почвен­ного слоя и дна водоемов до глубин, доступных для освоения» [29].

В Законе Республики Коми указано, что «недра — поверхность земли и пространство под ней, исключая сельскохозяйственный слой, с горными породами, полезными ископаемыми и вместилищами» [28].

Примеры можно продолжить. Однако даже приведенные формули­ровки дают достаточно полное представление о различных подходах к определению понятия «недра».

Практически все определения недр как объекта горных отношений содержат очень важную и принципиальную мысль о том, что недра — это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, с юридической точки зрения понятие «недра» является дина­мичным. Оценка величины недр как части земной коры во времени, очевидно, будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий. Причем это увеличение возможно и нужно рассматривать в рамках обозримой перспективы.

Дискуссионность определения термина «недра» обусловлена, глав­ным образом, различиями в понимании возможностей использования их полезных свойств в интересах людей.

Земля, водный и воздушный бассейны, недра, в той или иной мере обладают полезными для человека свойствами. Однако полезными свойствами обладает не вся земля, не все недра, а лишь их определен­ная часть. Именно по отношению к этой части возникают отношения землепользования, недропользования и т.д., проблемы определения права собственности и целый ряд других.

Все земли в соответствии с основным целевым назначением под­разделяют на категории: земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и другие [107]. По каждой категории земель законодательством установлены специальные правовые нор­мы, отражающие особенности их правового режима.

В отношении недр такого детального деления не разработано. Недра подразделяют лишь на две категории: используемые участки недр и неиспользуемые части недр. Однако по существу в скрытой форме действует более подробное деление по различным критериям: участ­ки недр, содержащие полезные ископаемые и используемые для це­лей, не связанных с добычей; участки недр, представляющие научный и социальный интерес и др. Учитывая это, законодательство о недрах следует рассматривать как законодательство о недропользовании. Этот аспект важен не только в теоретическом, но, главное, в практическом плане.

studfiles.net

Недра - это... Что такое Недра?

Недра, часть земной коры

Понятие и состав фонда недр, право пользования недрами

Содержание

Раздел 1. Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами.

Недра — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра – это часть земли, включающая материальные вещества (полезные ископаемые), находящиеся в верхней части земной коры, в пределах которой возможна их добыча для всех видов деятельности людей.

Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископа­емых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хра­нят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размеще­ния различных объектов и сооружений, захоро­нения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Учитывая многостороннее значение недр, за­конодательство устанавливает, что государствен­ный фонд недр составляют как используемые уча­стки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континен­тального шельфа (ст. 2 закона РФ «О недрах»).

Недра могут рассматриваться и как геологичеснедраи как юридическое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископаемыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости, энергетические и другие ресурсы.

Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра земные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном единой Руси, гнедралезные ископаемые рассматривались как составная часть недр. Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая

дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодательных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь называ- лись «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, которые могут добываться с промышленной целью путем извлечения или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или выходят на поверхность».

Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия закона РФ «О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано определение термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать, если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном случае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них содержащихся там ископаемых?».

Интерес к определению правового содержания понятия «недра» возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—начале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства союза ССР о недрах.

К недрам предлагается также относить выходы на поверхность горных пород. В отношении определения нижней границы недр существуют две основные позиции. По первой граница ограничена техническими возможностями освоения недр; по второй — простирается до центра земного сфероида. Недра, так же как и земля, леса и воды, в законодательных актах и юридической литературе определяются либо как элементы природной среды, либо как природные ресурсы. Эти различия определяются отношением к ним человека. Когда речь идет о среде его обитания и деятельности, то земля, недра, воды, леса выступают как элементы природной среды, а когда речь идет об удовлетворении жизненных потребностей человека в плодах и продукции земли, недр, вод и лесов, их следует классифицировать в качестве разновидностей природных ресурсов. Рассматривая природные ресурсы в качестве объектов права собственности, законодательство определяет правовой статус, в частности, недр именно как одного из видов природных ресурсов. Перечень природных ресурсов встречается впервые в Декрете «О земле»

Практически все определения недр как объекта горных отношений содержат очень важную и принципиальную мысль о том, что недра это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, с юридической точки зрения поннедра«недра» является динамичным. Оценка величины недр как части земной коры во времени, очевидно, будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий. Причем это увеличение возможно и нужно рассматривать в рамках обозримой перспективы. Дискуссионность определения термина «недра» обусловлена, главным образом, различиями в понимании возможностей использования их полезных свойств в интересах людей. Земля, водный и воздушный бассейны, недра, в той или иной мере обладают полезными для человека свойствами.

Однако полезными свойствами обладает невся земля, не все недра, а лишь их определенная часть. Именно по отношению к этой части возникают отношения землепользования, недропользования и т.д., проблемы определения правасобственности и целый ряд других. Все земли в соответствии с основным целевым назначением под- разделяют на категории: земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и другие. По каждой категории земель законодательством установлены специальные правовые нормы, отражающие особенности их правового режима.

В отношении недр такого детального деления не разработано. Недра подразделяют лишь на две категории: используемые участки недр и неиспользуемые части недр. Однако по существу в скрытой форме действует более подробное деление по различным критериям: участки недр, содержащие полезные ископаемые и используемые для целей, не связанных с добычей; участки недр, представляющие научный и социальный интерес и др. Учитывая это, законодательство о недрах следует рассматривать как законодательство о недропользовании. Этот аспект важен не только в теоретическом, но, главное, в практическом плане.

Право пользования недрами является разновидностью права природопользования и имеет свои особенности. Это один из центральных институтов горного права, потому что недра составляют исключительную собственность народа Украины и предоставляются только в пользование Право пользования недрами включает совокупность правовых норм, которые регулируют основания и порядонедраникновения и прекращения права пользования недрами, основные права и обязанности надрокористувачів.

Таким образом, право пользования недрами — это институт экологического права, которое регулирует с помощью правовых норм общественные отношения, которые возникают по поводу использования недр.

Недра — это часть земной коры, которая расположена под поверхностью суши и дном водоемов и протягивается к глубинам, доступным для геологического изучения и освоения (ст. 1 КПН). Это самостоятелнедраэлемент природы, часть естественной среды. К недрам относят сплошные породы и породы, которые находятся в жидком или газообразном состоянии, но др. Указанное обстоятельство определяет специфику их правового режима. Правовой статус подземных сооружений и выработка определяется горным законодательством, поскольку они составляют часть подземного пространства. Другие аспекты их правового режима регулируются другими отраслями законодательства.

Государственный фонд недр включает участки недр, которые используются, и те что не используются, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Составной частью являются месторождения полезных ископаемых (в том числе техногенные).

Источники

ru.wikipedia.org - Википедия, Свободная энциклопедия

dic.academic.ru - Словарь Академика

bibliotekar.ru - Экологическое право

best-sledovatel.ru - Горное право

investments.academic.ru

/ Уайт энд Кейс для МГИМО_Вопросы права собственности на недра и полезные ископаемые в РФ (Ольга Клыженко)_22092015

Вопросы права собственности на недра и полезные ископаемые в Российской Федерации

Ольга Клыженко Юрист Уайт энд Кейс

22 сентября 2015г.

Что такое недра?

 Закон о недрах:

Часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения

Все, что находится ниже поверхности земли - недра?

Что такое недра? (2)

Собственники земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять использование общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров,

а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на

первый водоносный горизонт

Отчуждение или переход от одного лица к другому таких добытых ресурсов исключается

Объекты, расположенные в пределах глубин, находящихся во власти собственника земельного участка, к недрам не относятся

Что такое недра? (3)

Не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископаемыми, но и все прочие породы, т.е. все содержимое недр

В то же время:

–Только та часть земной коры, которая доступна для разведки и освоения

–Юридическое, но не геологическое определение

–Недра – категория динамическая

Объект гражданских правоотношений (1)

Недра не являются предметом материального мира

Недра не имеют четких пространственных границ и

физически не обособлены от других объектов

не отвечают признакам вещи

Объект гражданских правоотношений (2)

Ст. 130 ГК РФ - «к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно»

Объектом прав является только участок недр

Право собственности на недра или участки недр?

Недра предоставляются в

пользование для:

–геологического изучения;

–разведки и добычи полезных ископаемых

Является ли это пользованием? - объект права не определен

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр

Земельный участок vs. участок недр (1)

Право пользования участком недр независимо от прав на земельный участок

–Очевидно, что индивидуализировать участок недр в отрыве от земельного участка невозможно

Исключительное право государственной собственности и лицензирование = самостоятельный гражданский оборот?

Не отдельный объект гражданских прав, а особое вещное право пользования земельным участком в части содержащихся в его недрах полезных ископаемых

Статья 25.1 Закона о недрах: земельные участки, находящиеся в

государственной/муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются без проведения торгов. Использование земель в целях геологического изучения недр может осуществляться без

предоставления земельных участков на основании разрешения

органа государственной власти/местного самоуправления.

9

 

Земельный участок vs. участок недр (2)

Регистрация прав:

–Ст. 131 ГК РФ – «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре»

–Ст. 1 Закона о госрегистрации прав – «недвижимое имущество,

права на которое подлежат государственной регистрации, -

земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно»

–Ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости –

«положения настоящего закона не применяются в отношении участков недр»

studfiles.net

1.2. Недра как юридическое понятие Горное право: Учебник. Изд. 2-е,

Недра могут рассматриваться и как геологическое, и как юридическое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископаемыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости, энергетические и другие ресурсы.

Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра земные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном Российской Империи [3], где полезные ископаемые рассматривались как составная часть недр. Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодательных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь назывались «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, которые могут добываться с промышленной целью путем извлечения или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или выходят на поверхность» [16].

Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия Закона РФ «О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано определение термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать, если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном случае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них содержащихся там ископаемых?» [181].

Интерес к определению правового содержания понятия «недра» возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—начале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства Союза ССР о недрах [20]. В работах JI.A. Заславской, М.Е. Когана, Б.А. Лис- ковец, Н.Б. Мухитдинова, В.Г. Плахуты, Н.А. Сыродоева и др. исследовались самые различные аспекты проблемы. Так, Б.А. Лисковец [151] утверждал, что давать определение понятию «недра» вообще не имеет смысла, поскольку перечень видов полезных ископаемых постоянно меняется. Он ссылался на академика В.И. Вернадского, который подсчитал, что в древние времена человек использовал всего около 20 видов полезных ископаемых, а в XX веке — уже около 100, и эта цифра постоянно увеличивается. Безусловно, наибольший хозяйственный интерес недра представляют именно как источник добычи полезных ископаемых, но это не может поколебать того положения, что объектом права государственной собственности на недра являются не какие-то вещества, залегающие в недрах, а все недра в целом как часть природной среды, находящейся ниже поверхности земли. Даже пустую породу нельзя считать ничейной, т.е. рассматривать ее как res nullius. В этом случае право собственности государства на недра было бы неполным, а материальный объект этого права неопределенным.

Недра — в принципе понятие объемное. Однако определение верхней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии [135]. Верхняя граница, очевидно, поверхность земли. Но термин «поверхность» также весьма неопределенный. Необходимо определить, есть ли толщина у поверхности и если есть, то какова она.

Оригинальное решение, а главное, подходящее для разграничения недр и поверхности по вертикали, было предложено еще в 1897 г. А.Л. Боровиковским [129]. Он считал, что с правовой точки зрения недра и поверхность различаются только характером использования. Если преследуется цель отделить вещество от земного шара, то налицо использование недр, в остальных случаях перед нами пользование поверхностью. «Недра» земли — это ее состав, ее содержимое, — писал Боровиковский. — Пока я пользуюсь возможными от земли выгодами, не расходуя самого существа ее, я, как бы глубоко в нее не проникал, пользуюсь лишь ее «поверхностью». Но когда я расходую самую почву, я эксплуатирую «недра» земли. Таков принцип разграничения. Спорные же случаи должен решать суд».

Интересен способ вертикального разграничения поверхностного слоя и недр, который принят в Польше. Согласно польскому законодательству, граница между поверхностью и недрами проходит на глубине 30 м от поверхности земли. Поэтому здесь к области горного законодательства и к компетенции горных органов относятся вопросы, связанные с добычей полезных ископаемых, с их разведкой и т.п., где бы они ни происходили, а также вопросы использования толщи земного шара для иных целей на глубине более 30 м.

В ряде инструкций Госгортехнадзора недра предлагается считать с глубины 5 м. В Законе РФ «О недрах» [46] указано, что верхняя граница недр все, что ниже почвенного слоя. Но что такое почвенный слой и его толщина, не определяется. К недрам предлагается также относить выходы на поверхность горных пород.

В отношении определения нижней границы недр существуют две основные позиции. По первой граница ограничена техническими возможностями освоения недр; по второй — простирается до центра земного сфероида.

Недра, так же как и земля, леса и воды, в законодательных актах и юридической литературе определяются либо как элементы природной среды, либо как природные ресурсы. Эти различия определяются отношением к ним человека. Когда речь идет о среде его обитания и деятельности, то земля, недра, воды, леса выступают как элементы природной среды, а когда речь идет об удовлетворении жизненных потребностей человека в плодах и продукции земли, недр, вод и лесов, их следует классифицировать в качестве разновидностей природных ресурсов. Рассматривая природные ресурсы в качестве объектов права собственности, законодательство определяет правовой статус, в частности, недр именно как одного из видов природных ресурсов.

Перечень природных ресурсов встречается впервые в Декрете «О земле» [7]. Он включал землю, воду, недра и леса. Этот перечень повторялся в последующих редакциях Конституции Российского государства (1924, 1936 гг.). Конституция 1978 г. содержала уже два варианта перечня природных ресурсов. Один повторял ранее использовавшийся перечень, т.е. земля, недра, воды и леса, в другом выделялись опять-таки земля, недра и водные ресурсы, а вот леса были заменены более широким понятием — «растительный и животный мир». Конституция РФ 1993 г. впервые в истории российского конституционного права ввела понятие «природные ресурсы». В их составе в одном случае (ст. 9) выделялась только «земля», все остальные классифицировались как «другие природные ресурсы»; в другом случае (ст. 72) выделяются уже три вида: земля, недра и водные ресурсы, остальные отнесены к категории «другие».

Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» [40] к категории природных ресурсов отчесены земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира1.

Резюмируя изложенное в современных законодательных и нормативных правовых актах, исчерпывающим перечнем природных ресурсов следует считать землю, недра, воды, воздух, леса, растительный и животный мир, а термин «природопользование» следует понимать как пользование всеми перечисленными природными ресурсами2.

Современное юридическое определение термина «недра» раскрывается в Законе РФ «О недрах», а также в законах о недрах субъектов РФ. При этом формулировки в ряде случаев существенно различаются, акцентируя внимание на одних характерных признаках и иногда полностью игнорируя другие. В качестве примера ниже приведены определения, встречающиеся в различных законодательных актах.

В преамбуле Закона РФ «О недрах» недра определены как «часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Это определение при его детальном анализе оказывается весьма неопределенным и противоречивым. Выше было показано, что в конституционном праве России недра классифицируются как одна из разновидностей природных ресурсов. Закон РФ «О недрах» дает иное определение — часть земной коры.

В отличие от Закона РФ «О недрах», который ограничивает недра толщиной земной коры, ряд отечественных авторов вслед за зару бежными учеными предлагают считать недрами объем конуса, основанием которого является территория государства, а вершиной — центр земного сфероида. Сейчас трудно прогнозировать практическую значимость такого толкования. Однако очевидно, что законодатель, не связанный никакими объективными ограничениями, должен был дать более «объемное» определение недр. В противном случае на все пространство ниже земной коры не будет распространяться суверенитет государства, и оно подпадает под действие международной юрисдикции.

В законодательстве о недрах субъектов Федерации, как правило, дается свое определение недр, которое в ряде случаев выглядит весьма своеобразно. Ниже приводится несколько подобных определений.

«Недра Республики Татарстан составляют часть ее природной среды, расположенную под почвенно-растительным слоем, дном озер, рек, водохранилищ с содержащимися в них полезными ископаемыми от выходов их на дневную поверхность до глубин, доступных для геологического изучения и освоения» [36].

«К недрам Удмуртской Республики относится часть природной среды в пределах территории республики, залегающая ниже почвенного слоя и дна водоемов до глубин, доступных для освоения» [29].

В Законе Республики Коми указано, что «недра — поверхность земли и пространство под ней, исключая сельскохозяйственный слой, с горными породами, полезными ископаемыми и вместилищами» [28].

Примеры можно продолжить. Однако даже приведенные формулировки дают достаточно полное представление о различных подходах к определению понятия «недра».

Практически все определения недр как объекта горных отношений содержат очень важную и принципиальную мысль о том, что недра — это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, с юридической точки зрения понятие «недра» является динамичным. Оценка величины недр как части земной коры во времени, очевидно, будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий. Причем это увеличение возможно и нужно рассматривать в рамках обозримой перспективы.

Дискуссионность определения термина «недра» обусловлена, главным образом, различиями в понимании возможностей использования их полезных свойств в интересах людей.

Земля, водный и воздушный бассейны, недра, в той или иной мере обладают полезными для человека свойствами. Однако полезными свойствами обладает не вся земля, не все недра, а лишь их определен ная часть. Именно по отношению к этой части возникают отношения землепользования, недропользования и т.д., проблемы определения права собственности и целый ряд других.

Все земли в соответствии с основным целевым назначением подразделяют на категории: земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и другие [107]. По каждой категории земель законодательством установлены специальные правовые нормы, отражающие особенности их правового режима.

В отношении недр такого детального деления не разработано. Недра подразделяют лишь на две категории: используемые участки недр и неиспользуемые части недр. Однако по существу в скрытой форме действует более подробное деление по различным критериям: участки недр, содержащие полезные ископаемые и используемые для целей, не связанных с добычей; участки недр, представляющие научный и социальный интерес и др. Учитывая это, законодательство о недрах следует рассматривать как законодательство о недропользовании. Этот аспект важен не только в теоретическом, но, главное, в практическом плане.

biblo-ok.ru

Дело № 74-Г08-18 от 09.04.2008 - Судебная коллегия по административным делам, кассация - Судебная практика, судебные решения

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-Г08-18

от 9 апреля 2008 года

 

председательствующего - Хаменкова В.Б. судей - Борисовой Л.В. и Меркулова В.П.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., возражения против жалобы представителя ФГУ «Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства» Шеметова Л.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 года ГС № 2119-Ш утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных

полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия).

Подпунктом 1 пункта 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформление лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.

Абзацем 2 пункта 4 раздела 4 установлено, что если при проведении указанных работ добытые из недр общераспространенные полезные ископаемые используются в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), то такая деятельность является недропользованием, требует оформления правоустанавливающих документов в виде лицензии в порядке, установленном настоящим Положением, и подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 раздела 4 Положения, в случае использования получаемого от дноуглубительных, землечерпательных работ минерального сырья в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), относящегося к общераспространенным полезным ископаемым и являющегося государственной собственностью, предприятию необходимо получить в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, лицензию на пользование участком недр (отвалом), на котором находится минеральное сырье. В других случаях указанная деятельность юридических и физических лиц рассматривается как самовольное недропользование, а вред, причиненный государству указанной деятельностью, подлежит возмещению в соответствии со статьей 51 Федерального закона «О недрах» (п.9 в редакции постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 12.07.2007 ГС № 2353-Ш).

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведенных нормативных положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, сославшись на то, что они противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 года заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующими подпункта 1 пункта 4 раздела 4, абзаца 2 пункта 4 раздела 4, пункта 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия), суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания.

Этот вывод суда мотивирован тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат Федеральному закону «О недрах» и Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и приняты законодательным органом субъекта Российской Федерации с превышением полномочий.

Данный вывод суда основан на законе и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с пунктом «в» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.

На федеральном уровне правовое регулирование отношений в области недропользования осуществляется Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.992 г. № 2395-1 (с последующими изменениями), Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.999 г. № 184-ФЗ (с последующими изменениями).

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий, что закреплено в статье 1.1 Закона РФ «О недрах».

На уровне субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) отношения по недропользования регулируются Законом Республики Саха (Якутия) «О недрах» от 2 июля 1998 г. 3 № 29-П, а также вышеупомянутым Положением, утвержденным постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 г. ГС № 2119-Ш.

В силу частей 3 и 4 статьи 1 Закона РФ «О недрах» законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха не могут противоречить

настоящему Закону. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.

В преамбуле Закона РФ "О недрах" указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ними перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В статье 6 упомянутого Закона названы виды недропользования.

А статья 9 того же Закона предусматривает, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Что касается сооружения и эксплуатации судовых ходов, то они не являются видами недропользования и не могут регулироваться нормативными правовыми актами о недропользованиии.

В соответствии с абзацем 18 пункта 2 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002г. № 129, под судовым ходом понимается часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карты.

Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, состоящего из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) содержание внутренних водных путей, в том числе и проведение путевых работ, возложено на бассейновые органы государственного управления внутренним водным транспортом, каковым выступает ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».

В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ (часть 3 статьи 8 КВВТ РФ).

Статья 3 КВВТ РФ относит к путевым работам дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.

В силу статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд правильно указал, что сооружение и эксплуатация судовых ходов, проведение дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов имеют цель - обеспечение безопасности судоходства, а не использование недр для добычи полезных ископаемых. Дноуглубительные работы, хотя и связаны непосредственно с извлечением естественных фунтов, в том числе песка и песчано-гравийной смеси, не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, так как осуществляются всего лишь с использованием самого дна реки и без цели достижения глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Суд правильно указал, что Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия) в части оспариваемых норм противоречит федеральному законодательству, поскольку принято с превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку решение принято судом с соблюдением норм материального права при правильном применении норм процессуального права, оно является законным и отмене не подлежит.

Нельзя признать обоснованными доводы жалобы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о том, что подпункт 1 пункта 1 раздела 4 вышеназванного Положения не противоречит части 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в связи с чем, не может быть признан недействующим. Анализ оспариваемых правовых норм Положения показывает, что все они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, поэтому правомерно признаны судом недействующими.

Другие доводы кассационной жалобы не вызывают сомнений в правильности решения суда и не влекут отмены судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Пре д се дател ьствующий I

Судьи

dogovor-urist.ru


Смотрите также