Закон суров, но он закон...

Наука юристов


ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА - это... Что такое ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА?

 ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В современном виде дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т.д. Прикладными Ю.н. являются судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, криминология, психология юридическая и др.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА" в других словарях:

  • Юридическая наука — (от лат. jurisprudentia правоведение) общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая… …   Политология. Словарь.

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — (правоведение юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особуюсистему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу дарства и политической системы общества в целом. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА в ее современном виде структурно дифференцирована на ряд… …   Финансовый словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Ю.н. в современном виде дифференцирована на ряд отраслей: теория государства и права, история государства и права,… …   Юридическая энциклопедия

  • Юридическая наука — (англ. jurisprudence) специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм. Ю.н. сложилась в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, правовую систему, но и государство и в …   Энциклопедия права

  • юридическая наука — (правоведение, юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука … …   Энциклопедический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских… …   Энциклопедия юриста

  • юридическая наука — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В современном виде дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория… …   Большой юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Ю.н. в современном виде дифференцирована на ряд отраслей: теория государства и права, история государства и права,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Юридическая наука — Правовые науки, юридические науки общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правоприменительную деятельность. Отрасли Теоретические и философские правовые науки юриспруденция, история государства и права… …   Википедия

dic.academic.ru

Понятие и система юридических наук

Юридическая наука в системе общественных наук занимает особое место. Право в пересчете на повседневную жизнь можно считать обыденными делами, которые предполагают согласование различных интересов.

Особенности

Система юридических наук включает в себя законы, правительственные постановления, судебные решения, адвокатские документы, деятельность следователей, нотариусов, судей, законодателей.

Право изучалось с древности, и в настоящее время оно используется для решения практических целей. Теория права в системе юридических наук изучается в специализированных колледжах, университетах, иных учебных заведениях. Это позволяет объяснять смысл законов, варианты их применения в конкретных ситуациях будущим адвокатам, судьям, прокурорским работникам.

Важность юриспруденции

Она считается общественной мировоззренческой и теоретической наукой. Юридическая наука в системе гуманитарных дисциплин направлена на реализацию норм права, увеличение эффективности их использования. Именно она поясняет основные законы развития права и государства, их функции, ценность, социальное значение.

Структура

В настоящее время система юридических наук включает в себя сразу несколько отраслей:

  • науку, которая изучает конституционное право;
  • раздел, связанный с административным правом;
  • науку, изучающую гражданские права.

Факты появления, совершенствования права и государства, рассматриваются в рамках курса «История государства и права».

Юриспруденция является не только мировоззренческой, теоретической, но также прикладной наукой.

Многочисленные права в системе юридических наук занимают отдельное место, являются важным аспектом деятельности адвокатов, прокуроров, иных представителей этой сложной системы.

Особое значение в настоящее время имеет анализ проблем образования правового государства, способов укрепления дисциплины, модернизации государства, изменения функционирования правоохранительных организаций.

Современная система юридических наук направлена на выявление основных причин роста преступности, разнообразных правонарушений, поиск эффективных мер, способствующих снижению их численности.

Принципы и аксиомы правоведения

Юридическая наука занимается изучением юридических истин, не нуждающихся в доказательствах. Многие идеи, положения, аксиомы были созданы в древние времена, но своей актуальности они не утратили и в настоящее время.

Государство и право считаются сложными социальными феноменами, в их составе есть множество подсистем и дополнительных компонентов. Функции их настолько многогранны, сложны, что предполагают серьезного изучения и анализа.

Особенности терминологии

Понятие и система юридической науки имеют интересную историю. В России все проблемы, которые связаны с юриспруденцией, рассматриваются в рамках трех групп дисциплин:

  • юридических наук исторического и теоретического профиля;
  • отраслевых юридических дисциплин;
  • специальных курсов.

Именно в задачу юридической науки входит деятельность, направленная на выработку определенных знаний, касающихся права и государства.

Юристами принято считать тех специалистов, которые готовятся к практическому использованию такой информации, а саму область знаний считают юриспруденцией.

Особенности криминалистики

В практической работе современных судебно-медицинских экспертов масштабное распространение получила специальная классификация следов крови, которая была предложена Л. В. Станиславским. Он утверждал, что сначала необходимо изучить детально все элементы следов, только после этого переходить к оценке их сочетания. Именно криминалистика в системе юридических наук занимает отдельное место, позволяет устанавливать причастность определенных людей к преступлениям: убийствам, порче имущества, краже личных вещей.

Особенности деятельности

Система юридических наук выполняет определенные функции. Аналитическая роль состоит в исследовании принятого законодательства, его периодическом истолковании и рассмотрении. Например, юрист выясняет смысл конкретного закона, тщательным образом рассматривает его содержание. В реальной практике часто отличаются планы законодателя от реального выполнения закона. Задача правоведения состоит в изучении практики использования закона, эффективности его воздействия на отношения в обществе, проверка реализации цели законодательства.

Для этого проводятся разнообразные социологические опросы, оценивается отношение общества к законодательным инициативам.

Конструктивная функция определяет место теории государства в системе юридических наук. Полученные правоведами результаты позволяют проводить реформирование законодательства, вносить изменения в действующие законы.

Подразделение юридических наук

Существует их подразделение на части. В настоящее время принято выделять конституционное (государственное) право, гражданское право, административное право. В зависимости от потребностей юриспруденции существует теоретическая база этой науки, в которой также есть множество разветвлений.

Например, выделяют историю отечественной юриспруденции, международные отрасли.

Право занимается изучением целого комплекса юридических наук, которые называют правоведением.

Особое место в правоведении принадлежит теории права. Данная наука считается концептуальной, теоретической. Она направлена на изучение сущности и содержания права, его структуры, составных элементов, особенностей действия, а также на рассмотрение общих вопросов правоведения.

На основе теории права, функционируют отдельные части законодательства: уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое право.

Группы юридических наук

Эта система подразделяется на три важнейшие группы: отраслевые, теоретико-исторические, специальные. Рассмотрим подробнее каждую из таких групп.

Историко-теоретическими науками считают теорию государства и прав, историю государства, права и т. д.

Отраслевыми юридическими науками считают финансовое, административное, уголовное, трудовое право.

В качестве специальной юридической науки специалисты рассматривают судебную медицину, криминалистику, судебную бухгалтерию, психологию.

Полный комплекс юридических наук предполагает дополнительное выделение:

  • хозяйственного права, арбитражного процесса;
  • семейного, частного международного права;
  • сельскохозяйственного, земельного, лесного, водного, экологического, горного права;
  • прокурорский надзор, судоустройство, адвокатура.

Существуют и иные варианты классификации, которые связаны с субъективностью мнения отдельных авторов. К примеру, кто-то в состав историко-юридического цикла включает мусульманское и римское право или отделяет от гражданско-правового вида семейное, гражданское право.

Из-за существенного ухудшения экологической ситуации на нашей планете, в правоведении появился отдельный раздел – экологическое право. Правоведы, специализирующиеся в данной области, контролируют выполнение крупными предприятиями и химическими комбинатами норм экологического законодательства.

Переход экономики многих стран на рыночные отношения, стал причиной стажировки юристов в налоговом, коммерческом, биржевом праве.

В настоящее время наблюдается существенное усложнение правовых отношений, появилась необходимость оценки правомерности оформления залога, ипотеки, проведения приватизации жилых и коммерческих объектов недвижимости.

В заключение

В настоящее время существенно расширилась сфера гражданского права, увеличилось количество индивидуальных свобод и прав людей. Это приводит к росту числа граждан, которые обращаются за консультациями и помощью юристов-практиков.

Отраслевые и специальные дисциплины юриспруденции проводят определенные исследования в конкретной области, сфере правовой либо государственной деятельности. Теория государства и права анализирует общие специфические закономерности формирования государства и права.

Она выступает в качестве оригинального резервуара, куда «погружают» определенные юридические дисциплины общего либо комбинированного вида.

Например, в советское время политические, философские, социологические аспекты интегрировались в одну науку – теорию государства и права. В настоящее время из данной правовой области выделилось несколько отдельных юридических дисциплин: философия, энциклопедия права.

Отраслевые юридические науки обладают прикладным характером, они применяют основные закономерности, выявленные теорией государства и права.

Существуют определенные отличия теории государства и права от иных юридических наук. Она рассматривает в комплексе правовые и государственные явления, а остальные юридические науки имеют узкую специализацию.

К примеру, уголовное право специализируется на уголовно-правовой охране общественных взаимоотношений. В качестве предмета отраслевого исследования выступает исполнительная и распорядительная деятельность, таможенное дело, арбитражный процесс, налоговая система, природопользование.

Для теории государства и права характерен всесторонний, комбинированный подход к рассмотрению правовых и государственных процессов и явлений.

Ее предметом считаются все юридические признаки права, которые берутся в совокупности и взаимодействии между собой.

Именно она занимается выработкой общеправовых категорий, имеющих универсальный характер, затем ими пользуются все иные юридические науки. Именно теория права создает основные юридического мировоззрения, анализирует общие, глобальные особенности появления и развития правовых взаимоотношений внутри государства.

fb.ru

Понятие и состав юридической науки

Раздел I

Юридическая наука как форма общественного сознания 

 

Глава 1. Понятие и состав юридической науки

 

§ 1.

Понятие юридической науки как знания, деятельности и социокультурного института

 

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую со­вокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государ­стве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до на­ших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концеп­ций, идеологий.

Наука исследует право с системных позиций и потому раскры­вает его во всей совокупности действующих правовых норм и ре­зультатах их воплощения в конкретных отношениях. Современная правовая наука в целом освободилась от чисто нормативистского понимания права и одностороннего догматического, формально­логического анализа источников права. Идея о необходимости ис­следовать нормы права в динамике, анализируя процессы их вопло­щения в конкретных правоотношениях, довольно прочно вошла в сознание современных правоведов, хотя и не всегда получает во­площение в практике научных исследований. Тем не менее в пра­вовой науке немало сведений о механизме правового регулирова­ния и об эффективности действия отдельных правовых институ­тов и нормативных предписаний. Предпринимаются также весьма плодотворные попытки исследовать процессы юридической дея­тельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, пра­воприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонаруше­ниями. Правовая наука исследует также государство как орган

управления делами общества, его органы, функции, закономер­ную связь между ним и правом.

За последние 20 лет наиболее значимые результаты научной деятельности российских правоведов выразились в исследовании таких актуальных проблем правовой науки и практики, как про­блемы: 1) перевода законотворческой деятельности представи­тельных органов государства на сугубо научные рельсы с целью обеспечить принятие качественно совершенных законов как по форме, так и по содержанию; 2) создания эффективно действую­щей системы юридических гарантий реальности, способной обес­печить беспрепятственную реализацию прав и свобод граждан и иных лиц в конкретных отношениях; 3) формирования правового государства, ориентированного на обеспечение примата права пе­ред законами государства и реального действия принципа верхо­венства закона, посредством признания судебными органами ак­тов, принятых с нарушением этого принципа, недействующими; 4) формирования и дальнейшего развития российского законода­тельства в условиях рыночных отношений и признания частной собственности в качестве ведущей формы собственности; 5) обес­печения правовых начал и принципа законности в деятельности органов государства, преодоления пока что присущих ему таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и инертность в решении актуальных проблем формирования правового государ­ства.

Знания юридической науки о современных государстве и праве органически дополняются обширными историческими сведения­ми о процессах возникновения и развития данных явлений. Пра­вовая наука содержит достоверные, научно обоснованные сведе­ния о причинах, обусловивших появление государства и права в период распада первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности; об основных этапах, которые данные яв­ления прошли в своем развитии; о сущности рабовладельческого и феодального исторических типов права; об истории становления и развития капиталистического права, его роли в упрочении и раз­витии гражданского общества и правового государства. Достаточ­но полно изучены особенности функционирования и развития со­циалистического государства и права, история их становления в России и других странах Европы, а также в странах Азии и Латин­ской Америки.

Значительными предстают знания истории правовой науки, ус­ловий ее формирования, а также процессов формирования раз­личных подходов к пониманию сущности и закономерностей го­сударства и права, деятельности выдающихся мыслителей, уси­лиями которых были созданы политико-правовые теории, определившие пути прогрессивного развития государства и права на различных этапах истории общества. В современных условиях заметно усиливается внимание к исследованию истории становле­ния правовой науки, закономерностей ее формирования и разви­тия, что имеет особый интерес для решения задач современного правоведения, повышения его роли в практической деятельности гражданского общества, в сфере формирования правового госу­дарства и обеспечения реального действия прав и свобод человека. Интенсивно ведутся исследования проблем методологии научного познания государства и права и проблемы правопонимания, ре­шение которой способно увенчать ответом многовековой вопрос юристов о том, что же в действительности представляет собой право.

Поскольку огромный массив знаний о государстве и праве, их истории, а также истории правовой науки представляет собой ре­зультат активной специальной деятельности людей, то правовая наука правомерно рассматривается не только как наличное зна­ние, но и как деятельность, благодаря которой эти знания были получены.

Познавательная научная деятельность о государстве и праве, как и всякая деятельность, состоит из двух сторон: объективной и субъективной.

Субъективная сторона правовой науки представлена индиви­дом, человеком, творческими усилиями которого создаются новые знания о государстве и праве либо о правовой науке, истории ее становления и развития. Основной формой развития, совершен­ствования правовой науки является научное исследование, в ходе которого ученый-правовед формирует, производит новые знания о государстве и праве, закономерностях их становления, функцио­нирования и развития.

Как и всякое производство, научная деятельность осуществля­ется по особой технологии, требующей применения специальных правил, методов научного познания и особых мыслительных дейст­вий компетентного специалиста по той или иной проблеме право­вой науки. Результаты деятельности ученого-правоведа характери­зуются получением новых, еще не известных человечеству знаний о государстве и праве. Эти знания объективируются, выражаются в форме письменного текста, доступного для восприятия другими лицами и содержащего как новые знания, так и обосновывающие их аргументы, доказательства. Новые знания становятся частью правовой науки после того, как будут опубликованы в виде моно­графии, брошюры, статьи, иной публикации и станут доступными для самых широких кругов юридической общественности.

Объективная сторона правовой науки существует в виде пред­мета, средств научного познания и конкретно-исторических усло­вий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и раз­вития права, государства и на этой основе формулировать кон­кретные предложения по совершенствованию действующего зако­нодательства и деятельности государства по управлению делами общества. Названные закономерности существуют объективно и их познание отдельным индивидом, в том числе ученым-правове- дом, является весьма сложной задачей, решение которой требует применения соответствующих познавательных средств — специ­альных методов познания, учета имеющихся знаний о государстве и праве, а также применения современной вычислительной и иной организационной техники.

Следует учитывать, что средства научного познания облегчают, но не гарантируют познание объективных закономерностей госу­дарства и права, поскольку переход от имеющегося знания к ново­му совершается не по правилам логического силлогизма. Большое значение в научном познании имеют интуиция ученого, его спо­собность к неординарному мышлению, умению находить законо­мерное и необходимое там, где его коллеги видят лишь действие случая или воспринимают событие, явление как ординарное.

Объективную сторону науки образуют конкретно-историче­ские условия ее существования, в числе которых решающее значе­ние имеют условия и порядок подготовки научных кадров, поли­тико-правовой режим, определяющий меру свободы слова и мыс­ли деятелей науки, а также формы организации и деятельности научных учреждений, формы и уровень оплаты труда ученых. Все это свидетельствует о том, что научная деятельность нуждается в значительных материальных ресурсах и потому может успешно развиваться лишь в случае финансирования ее расходов государ­ством и обществом. При недостаточном финансировании науч­ных исследований существенно сокращается приток в науку мо­лодых научных кадров, способных обеспечивать объективное и творческое познание исследуемых явлений, тогда как наиболее творческие ученые-правоведы переходят в сферу практической деятельности. Одновременно существенно падает интерес к науч­ным исследованиям, результаты которых опубликовать в условиях недостаточного финансирования не представляется возможным.

Современные общество и государство вынуждены нести значи­тельные расходы на науку, включая правовую, поскольку научная деятельность образует ценный социокультурный институт (фено­мен). Правовая наука, возникшая из потребности обеспечить го­сударство сведениями о том, какими должны быть совершенное законодательство, государственные органы и методы управления обществом, продолжает играть эту роль в современных условиях, обеспечивая современную политико-правовую практику знания­ми путей развития, совершенствования действующего права и го­сударственных институтов общества.

Правовая наука как социокультурный институт оказывает ре­шающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:

1)  является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечи­вать эффективное регулирование общественных отношений. Мудрый законодатель, желающий принять качественно совер­шенные законы как по содержанию, так и по форме, неизбежно ориентируется на современные исследования правоведов, их предложения о путях совершенствования действующего законода­тельства с учетом имеющихся процессов развития экономики, со­стояния культуры и других социальных факторов;

2)  определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы обще­ства и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает пред­ложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных дости­жений научно-технического прогресса;

3)  содержит рекомендации о формах и методах совершенство­вания демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных за­дач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита;

4)  выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права, а также пути по­вышения интереса управомоченных субъектов к соответствующим материальным и духовным благам и соответственно повышения их активности в реализации субъективных прав и свобод, закреп­ленных действующим законодательством.

Как неотъемлемая часть культуры общества правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Частью общего и профессионального образования неизменно вы­ступает определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно исполнять каждый инди­вид как член общества и гражданин государства. При этом образо­вание непременно сочетается с воспитанием, каждый обучаю­щийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, ак­тивную жизненную позицию непримиримого отношения к право­нарушениям, совершаемым другими.

Все наиболее значимые достижения юридической науки нахо­дят отражение в учебных программах высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция». Выпускники юридических факультетов вузов получают возможность усвоить новейшие достижения науки, чтобы реализовать их в своей прак­тической или научной деятельности. Таким образом, высокий уровень развития правовой науки, ее научно обоснованные реше­ния актуальных проблем политико-правовой практики являются гарантом высокой культуры деятельности судов, правоохрани­тельных органов и учреждений юстиции, равно как и высокой по- литико-правовой культуры населения. Наибольших успехов в раз­витии политико-правовой культуры общества и государства пра­вовая наука добивается там, где пропагандируемые ею ценности органически дополняются и подкрепляются позитивными про­цессами в сфере экономики, материального обеспечения мало­имущих и нуждающихся членов общества. Особую значимость имеет демократический режим общества, сочетающий реальное обеспечение прав и свобод граждан с их ответственностью за лю­бые посягательства на действующие законы, режим законности. Как показывает печальный опыт правового воспитания в Совет­ском государстве, рассуждения о правах и свободах граждан, не подкрепленные конкретными делами, ничего позитивного дать не могут.

Правовая наука как социокультурный институт достигает своей наивысшей формы в деятельности по формированию контингента научных кадров, а также в организации научных юридических уч­реждений и обеспечении возможности публиковать результаты научной деятельности. От того, насколько велики будут успехи правовой науки на уровне собственной организации и в решении актуальных проблем развития политико-правовой практики граж­данского общества и правового государства, зависит плодотвор­ность ее влияния на процессы развития государства и права и формирования высокой политико-правовой культуры населения и должностных лиц.

Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-пра- воведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, фор­мирования правовой культуры населения и подготовки профес­сиональных юридических кадров.

 

zinref.ru

Правовая наука - это... Что такое Правовая наука?

Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость) — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
  4. Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана[1].

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом с сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла — первый трактат по общему праву[2], а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образоуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока общего характера - «Institutes of the laws of England». Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выдаются Луэ (Louet), составивший сборник решений (около 1602 года), и Денизар (Denisart). Затем следует ряд юристов, направивших свое внимание, кроме изучения римского права, на обработку редижированного уже обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие собирания французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделяются Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции[1].

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей)[1].

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследуeт советскую систему поготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
  • отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т.д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также специальные юридические учебные заведения: Российская академия правосудия, готовящая специалистов для судебной системы; Академии МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самуоправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присовением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Примечания

Литература

Юриспруденция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

Смотри также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Юридическая наука и юридическое образование — Мегаобучалка

Наука как деятельность, направленная на производство знаний, и система этих знаний находится в тесной связи и взаимодействии с образованием. Под образованием, в интересующем нас плане, понимается как направленная на получение знаний система подготовки учащихся в специально организованных образовательных заведениях, так и совокупность полученных в процессе этой подготовки знаний. И в том, и в другом случае образование, так или иначе, связано с наукой. Особенно эта связь проявляется при подготовке специалистов с высшим образованием.

Наука, как принято считать, исторически сформировалась позже образования, однако окончательное формирование науки на рубеже XVI–XVII вв. породило ее устойчивые взаимоотношения с образованием[45]. Современное образование, которое в европейских странах и США сформировалось в конце XVIII – начале XIX вв., тесно связано с развитием науки и научных учреждений[46]. Их взаимодействие обеспечивает такое развитие образования, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов при постоянной опоре на достижения науки и на строго научном подходе к самому процессу обучения[47].

Юридическая наука, как отрасль научного знания, тоже тесно связана с образованием, в особенности с юридическим. Отталкиваясь от общего понимания образования, юридическое образование можно рассматривать как систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях и как совокупность знаний о государстве и праве, наличие которых дает основание профессионально заниматься юридической деятельностью.

Юридическое образование является составной частью образования, которое, как и наука, выступает в качестве определенного социального института. Как социальный институт, образование представляет собой довольно сложную систему, включающую в свой состав несколько компонентов. К их числу, в частности, относят:

1) образовательные программы и государственные образовательные стандарты, отличающиеся своим уровнем;

2) органы управления образованием, включающие сеть подведомственных им учреждений и организаций;

3) собственно образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, а также сеть учреждений, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

4) профессиональные ассоциации, общества, творческие союзы, методические и иные советы, прочие объединения специалистов, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

5) учреждения, входящие в инфраструктуры образования и науки: культурно-просветительные предприятия, производственные, проектные, медико-профилактические предприятия, типографии и т. д.;

6) учебники, учебно-методические пособия, предназначенные для преподавателей и учащихся;

7) журналы, ежегодники и другие периодические издания, пропагандирующие достижения научной мысли[48].

Не вдаваясь в подробности, отметим, что многие из этих компонентов присутствуют в системе юридического образования, в том числе и в нашей стране.

Юридическое образование возникло в глубокой древности в виде некоторых сведений о праве, которые включались в систему общего образования. Так, в школах Нижней Месопотамии (около 3000 г. до н. э.) обучали не только грамоте, но и умению составлять юридические или хозяйственные документы любого рода[49]. В Древней Греции право преподавалось в совокупности с философскими воззрениями тех или иных мыслителей: Платона, Аристотеля, Эпикура и др., а в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Родиной первых специальных юридических образовательных учреждений считается Древний Рим. Первоначально знание права в Древнем Риме составляло прерогативу жрецов. Но в 254 г. до н. э. Тиберий Корунканий – первый верховный жрец из плебеев – нарушил эту традицию и объявил, что будет объяснять право каждому желающему. В I в. н. э. возникла первая частная юридическая школа, где профессиональные юристы читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с обучающимися. В IV–V вв. существовало уже несколько таких школ с четырехгодичным сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), в которых ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая и сочинения Папиниана и Павла.

В 533 г. император Юстиниан издал специальную конституцию о введении пятилетнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса.

Новый импульс юридическое образование получает в эпоху классического Средневековья, когда в конце XI в. в г. Болонье (Италия) возникает школа права, позже преобразованная в университет (1088 г.). В этом университете с середины XII в. обучались римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В XII–XV вв. в странах Западной Европы возникают и другие университеты, в которых ведущими были юридические факультеты и на которых студенты изучали преимущественно римское право. С конца XVIII в. в программы юридических факультетов стали включать также национальное право.

Современная система образования в европейских странах и США сформировалась, как уже было сказано, в конце XVIII – начале XIX вв. и формирование которой было тесно связано с развитием науки и научных учреждений[50].

В этот период сложились три варианта системы образования. К первому варианту относится модель исторически сложившаяся в континентальных европейских странах, в том числе в Германии, Италии, России и Франции. В этих странах образование является функцией правительства. Образовательная система создана и контролируется правительством. Ко второму варианту, прямо противоположному первому, относится образовательная модель Великобритании. Здесь образование является частным делом граждан. Правительство имеет мало отношения к образовательной деятельности. Третий вариант образования сложился на почве второго. Он представлен США. Здесь правительство (в особенности федеральное) воздерживается от непосредственного управления образованием. Эта функция передана другим, неправительственным формам самоорганизации общества на уровне штатов и местного самоуправления, а также частной инициативе. Вместе с тем правительство весьма активно поддерживает «демократический» характер управления образованием[51].

В настоящее время основной кузницей юридических кадров для самых различных звеньев государственного аппарата стали юридические факультеты университетов, а также специализированные юридические учебные заведения, учебные планы которых основной акцент делают на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития.

В России попытки преподавать юриспруденцию в качестве самостоятельного предмета обучения предпринимались с XVI в. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. В 1703–15 гг. в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика. В 1715 г. Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 г. была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 г.), для практического изучения юриспруденции при коллегиях. В 1725 г. состоялось открытие учрежденной Петром I Академии наук, на которую возлагалось две задачи: «науки производить» и обучать молодежь наукам. Было предусмотрено создание кафедры правоведения, а с 1726 по 1765 гг. в академическом университете преподавалась юриспруденция. В дополнение к ним в 1732 г. был открыт также Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции. Вместе с тем отсутствие российских профессоров (преподавание юриспруденции осуществлялось иностранными профессорами на немецком и латинском языках, которые были малопонятны слушателям) отрицательно сказывалось на университетском образовании. Большая часть слушателей не горела желанием получать университетское образование, в связи с чем из-за хронического недобора студентов в 1766 г. университет был закрыт.

26 апреля 1755 г. состоялось торжественное открытие Московского университета, в составе которого в 1756 г. был открыт юридический факультет, систематические лекции и занятия на котором начались с 1764 г. В XVIII – XIX вв. право преподавалось во всех университетах, основанных в России (в Харькове, Казани, Петербурге, Киеве, Одессе и др.). Более 80 российским юристам за этот период присудили ученые степени доктора или магистра прав.

В СССР основной формой подготовки юристов являлись юридические факультеты университетов с пятилетним сроком обучения. Вместе с тем ведущими кузницами юридических кадров считались Саратовский, Свердловский и Харьковский юридические институты с четырехгодичным сроком обучения, юридические факультеты Московского и Ленинградского государственных университетов, а также система заочного юридического образования, возглавляемая Всесоюзным юридическим заочным институтом, имевшим филиалы во всех крупных городах Российской Федерации. Учебный процесс был построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать в любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания в определенной области юридической деятельности.

Широкое развитие юридическое образование получило в современной России. В настоящее время подготовка юристов осуществляется в большом количестве как государственных, так и негосударственных учебных заведений, что, к сожалению, ведет к определенной девальвации юридического образования. Качество подготавливаемых в настоящее время вузами специалистов оставляет желать лучшего. Не случайно в современных условиях родился афоризм: «Юристов много, а работать некому». Не лучше обстоит дело с подготовкой и научно-педагогических кадров. Не секрет, что сегодня появилась немалая армия лжеученых – кандидатов и докторов наук, купивших ученые степени. В настоящее время ВАК РФ пытается «разрулить» ситуацию, связанную с псевдоучеными, однако те меры, которые предприняты ВАКом и Министерством образования и науки РФ носят половинчатый характер. Нужна более кардинальная реформа аттестации научных кадров. Коль скоро страна перешла на европейскую (болонскую) систему подготовки специалистов с высшим образованием, необходимо перейти и на европейскую систему подготовки научных кадров и упразднить в связи с этим никому не нужную степень кандидата наук. В противном случае все занятие наукой сводится в нашей стране к написанию сначала кандидатской, а затем докторской диссертации. Защитив докторскую диссертацию «ученый», как правило, перестает заниматься наукой, считая, что уже достиг ее «сияющих вершин». Освободив соискателей ученых степеней от написания и защиты двух диссертаций, наука может только выиграть, поскольку, защитив сначала магистерскую (в вузе), а затем докторскую диссертацию, молодой ученый будет иметь достаточно времени для подлинного и плодотворного занятия наукой. При этом должны быть предусмотрены меры, стимулирующие докторов наук к активному занятию наукой. В качестве таких мер может быть введена, например, система переаттестации научных кадров, согласно которой лица, имеющие ученую степень доктора наук, должны раз в несколько лет подтверждать свою ученую степень новыми научными работами. В противном случае они могут быть лишены этой ученой степени.

Как бы там ни было и в нашей стране, и в зарубежных странах подготовка специалистов с юридическим образованием в настоящее время ведется на базе современной юридической науки, основы которой, в принципе, должен знать каждый выпускник юридического вуза.

megaobuchalka.ru

§ 1. Юридическая наука в системе наук : ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Наука - это область общественной жизни, которая занимается изучением объективных закономерностей существования и развития природы и общества. Одновременно это и система достигнутых человечеством на протяжении своей длительной истории объективных знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений прошлого и настоящего. Объективные закономерности как объект науки - это знание о наиболее значимых, глубинных качествах явлений, их связях между собой, взаимодействии, тенденциях развития. Научные знания существуют во взаимосвязанной, упорядоченной системе, они логически обоснованы, доказаны, последовательно изложены.

Подлинная наука всегда в непрерывном поиске истины. Это не нечто неизменное, статическое, а постоянное углубление и развитие наших представлений о мироздании, накопление знаний.

В настоящее время наука - это важнейшая производительная сила, двигатель прогресса человечества, социальный институт, оказывающий существенное влияние на развитие мировой цивилизации.

Наука подразделяется на целый ряд отраслей. Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки. Естественные науки изучают закономерности развития живой и неживой природы. В нее входят астрономия, физика, химия, биология и ряд других наук. Объектом естественной науки является также и человек как биологическое существо, его природные качества. Предметом технических наук является создание предметов, объектов в процессе трудовой деятельности человека для удовлетворения его потребностей, продукты творчества людей. В качестве примеров можно привести также отрасли технической науки, как строительное дело, металловедение, сопротивление материалов и др. Третья отрасль науки - гуманитарная (общественная). Ее предмет - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.

Будучи в своей основе единой, гуманитарная наука распадается на ряд отраслей знания, имеющих специфический предмет. Так, экономическая наука исследует производственные отношения между людьми, закономерности развития экономики общества. История определяет этапы развития человеческого общества с момента его создания, анализирует основные события, имевшие место в мире в целом и в отдельных государствах. Среди других наук, входящих в гуманитарную науку, можно назвать также социологию (науку об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, группах), политологию (науку о политической системе, власти), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном) и ряд других.

Кроме того, отдельно существует еще одна отрасль - это философия, стоящая над всеми науками. Она изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого познания, направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные проблемы философии - это отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Она служит методологической базой, мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами.

Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук. Ее предметом является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности. Она изучает этапы становления и развития права, социальное назначение и роль в жизни общества в целом и отдельной личности в частности, содержание и направление совершенствования отдельных составных частей права (отраслей, юридических институтов, конкретных норм и т.д.).

В юридическую науку включаются также те проблемы теории государства, которые непосредственно связаны с правом, без которых право не может быть глубоко и всесторонне понято и проанализировано как эффективный инструмент государственного руководства обществом. Учение о государстве в целом включается в особую науку - политологию, но изучать многие основные закономерности создания и развития государства признано также и правоведение, учитывая тесную и непосредственную связь между этими общественными явлениями, тот факт, что государство является тем инструментом, который создает право, организует и обеспечивает исполнение юридических норм. В юридической литературе правильно отмечается, что правоведение изучает правовые свойства государства, что ее предмет - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства Юридическая наука - эффективный инструмент познания права и его роли в жизни общества, а также совершенствование правовой системы в целом и отдельных ее элементов, ее изменения в соответствии с динамикой, постоянного преобразования общественной жизни. При этом эффективность юридической науки во многом зависит от установления тесных связей и взаимодействия с другими отраслями гуманитарной, а также и естественной науки в творческом познании государственно-правовой действительности.

Юридическая наука имеет древние корни. Еще величайшие мыслители Древней Греции - Платон и Аристотель много говорили о государстве и праве. Большой вклад в правоведение внесли римские юристы (Гай, Ульпиан, Цицерон и др.), а также средневековые схоласты - Блаженный Августин и Фома Аквинский.

Следующий этап развития этой науки связан с разложением феодализма и борьбой нарождающейся буржуазии за власть, с обоснованием идей естественного права и критикой деспотизма феодального государства и "кулачного" права (Руссо, Вольтер Монтескье, Гобсс, Локк и др.).

Огромное влияние на развитие юридической теории оказали идеи великих немецких мыслителей - Г. Гегеля и И. Канта, а также классиков марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), обосновавших классовую природу государства и права, а также определяющее влияние экономики на их возникновение и развитие.

Исследованием научных проблем государства и права занималась также плеяда выдающихся юристов-теоретиков дореволюционной России - С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др. (более подробно об этом см. § 5 настоящей главы).

В современных условиях и в западных странах, и в нашей стране продолжаются серьезные исследования по общим вопросам правоведения, а также по отдельным его дисциплинам. Изучаются философские проблемы права, практические аспекты его развития и совершенствования, вопросы правопонимания, правового государства, гражданского общества, национальной безопасности, охраны природы и др.

В юридической науке существует довольно сложный комплекс наук, который можно было бы разбить на несколько самостоятельных частей. Одна из них - это теория государства и права, изучению которой посвящен настоящий учебник. Это основополагающая для юриспруденции наука, изучающая наиболее общие фундаментальные проблемы государства и права, имеющие методологическое значение для всех других отраслей правовой науки и практики. Именно поэтому ее часто называют общей теорией государства и права.

Следующая часть - это историко-правовые науки, изучающие последовательные этапы становления и развития государства и права, юридической идеологии, государственные институты, законодательные памятники, правовые ученые и теории в их историческом, хронологическом развитии. Это отечественная и зарубежная история государства и права, а также история политических и правовых учений, раскрывающая этапы развития правовой науки, взгляды ученых прошлого и современности на государство и право.

Наиболее значительная группа юридических наук - это отраслевые науки, изучающие закономерности создания и развития той или иной отрасли (части) права, регулирующей конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Это конституционное (государственное), административное, гражданское, трудовое, уголовное право и другие отрасли. Перечень таких наук постоянно расширяется и обновляется в силу развития регулируемых правом общественных отношений, специализации и дифференциации научных направлений. Совсем недавно в качестве самостоятельных отраслевых наук выделились, например, арбитражный процесс, экологическое, космическое право и др.

Уместно выделить также науки, изучающие организацию юридической деятельности. Это судоустройство, прокурорский надзор, организация работы адвокатуры, нотариата, органов местного самоуправления.

Особое место в системе наук занимает международное право. Если остальные отраслевые науки исследуют отдельные отрасли внутригосударственного (национального) права, то международное право занимает особое место, поскольку, регулируя отношения не внутри государства, а между государствами и другими участниками международного общения, оно имеет свои специфические закономерности регулирования.

В юридическую науку включаются и так называемые технико-прикладные науки, которые находятся на стыке правоведения и других отраслей знания (технические науки, математика, статистика, химия, медицина, психология, кибернетика и др.), данные которых используются для решения правовых задач. Это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика и др.

Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки также сравнительное правоведение (компаративистику), назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

По-разному учеными-юристами определяются функции правоведения. Это понятие обычно трактуется как основные направления научной деятельности, ее воздействия на общественную жизнь в целях ее прогрессивного преобразования. В учебниках по юриспруденции и монографической литературе нет единства в перечислении функций. Среди них называются теоретическая, методологическая, эвристическая, познавательная, идеологическая, воспитательная, прогностическая, гносеологическая, онтологическая, практически-организационная и др.

Представляется целесообразным выделить три основные функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права. Это гносеологическая (познавательная), прогностическая и идейно-воспитательная (идеологическая). Гносеологическая функция - это выработка и оформление научных знаний о государстве и праве. Правоведение аккумулирует и приводит в систему идеи о государственно-правовой надстройке, объясняет, когда и почему возникли те или иные юридические категории, явления, факты, каково их социальное назначение, структура, в какой связи они находятся между собой, создавая тем самым научную основу для формирования политической идеологии, правосознания и юридической культуры.

Эта функция направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, о состоянии борьбы с правонарушениями и обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Научное познание помогает выработать понятийный аппарат категорий государственно-правовой действительности, обеспечивает высокий профессионализм работников правотворческих, судебных и иных правоприменительных органов, взаимодействие между различными отраслями юриспруденции, единообразие в понимании и оценке правовых фактов, процессов, отдельных норм и способов их реализации. Такой понятийный аппарат используется не только для объяснения тех или иных юридических процессов, явлений, но и для выработки общих теоретических выводов, обобщающих закономерностей функционирования всей государственно-правовой надстройки, а также отдельных отраслей права и конкретных юридических институтов. Правоведение не только анализирует и обобщает проблемы государства и права, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и социальную роль.

На основе познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовой действительности юридическая наука призвана давать глубокую и обоснованную оценку изучаемых явлений, определять их положительные и негативные черты, обосновывать степень демократизма форм правления и политических режимов в той или иной стране, степень обеспеченности и защиты прав и свобод личности, справедливости права и отдельных его институтов и т.д.

Гносеологические функции являются основой для показа недостатков в работе государственного аппарата, своевременного выявления малоэффективных и устаревших правовых положений, пробелов и противоречий в действующем законодательстве, определения эффективности работы государственного аппарата и правового регулирования. Творчески-критический характер научной деятельности в сфере юриспруденции - необходимая ее черта, способствующая определению путей дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов, формирования гражданского общества и правового государства.

Вторая основная функция юридической науки - прогностическая, определяющая в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, их будущую судьбу, формирующая научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Правоведение как бы встает на плечи юридической практики и с учетом ее достижений и недостатков на современном этапе определяет пути ее дальнейшего движения и развития.

Научное предвидение распространяется как на усовершенствование отдельных государственно-правовых институтов, актов, норм, так и на общие тенденции развития политической и правовой жизни страны и всего мира. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в законах принципов народовластия, основ рыночной экономики, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д. Они являются непременными участниками подготовки всех наиболее значительных законов и иных правовых актов, осуществляют научную экспертизу разрабатываемых правотворческих решений, участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов.

Наконец, третья основная функция юридической науки - идейно-воспитательная (идеологическая). Правоведение воздействует на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через посредство тех или других государственно-правовых институтов, но и прямо, непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике государственной жизни, действующем законодательстве. Юридическая наука активно воздействует на правосознание должностных лиц и отдельных граждан, создает научную основу для формирования в стране политической и правовой культуры.

В юридической литературе неоднократно отмечается, что такая функция призвана обеспечивать глубокое знание студентами правовых и ряда других учебных заведений (вузов, техникумов, колледжей) основных понятий юриспруденции, принципов права, действующих норм, пропаганду правовых знаний среди населения, повышение квалификации работников правоохранительных органов и иных звеньев государственного аппарата, предпринимательских структур. Она способствует также повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формирования высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Правоведение обосновывает идеи законопослушания граждан и должностных лиц, необходимость строгого соблюдения и исполнения правовых норм, активного участия в общественно-политической жизни, вырабатывает правила научного толкования юридических предписаний, формирования психологических установок на правомерное поведение и активную жизненную позицию.

Формы воздействия правоведения на юридическую практику весьма разнообразны. В их числе можно отметить создание крупных, фундаментальных работ по общим и отраслевым проблемам юриспруденции (монографии, ученые записки, статьи в теоретических журналах), сравнительное изучение зарубежного законодательства и практики его осуществления, научное комментирование вновь принимаемых законов, внесение в правотворческие органы научно обоснованных предложений о совершенствовании действующего законодательства и перспективах его развития, непосредственное участие в подготовке важнейших законопроектов, их научной экспертизе, инициативная разработка такого рода актов, составление разного рода методических правил, рекомендаций законопроектной и правоприменительной деятельности и т.д.

 

www.adhdportal.com

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА - это... Что такое ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА?

 ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА ЮРИДИЧЕСКАЯ наука (правоведение - юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Особое место занимает общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и др. общие вопросы юридической науки.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое "ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА" в других словарях:

  • Юридическая наука — (от лат. jurisprudentia правоведение) общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая… …   Политология. Словарь.

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особуюсистему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу дарства и политической системы общества в целом. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА в ее современном виде структурно дифференцирована на ряд… …   Финансовый словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В современном виде дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория… …   Юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Ю.н. в современном виде дифференцирована на ряд отраслей: теория государства и права, история государства и права,… …   Юридическая энциклопедия

  • Юридическая наука — (англ. jurisprudence) специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм. Ю.н. сложилась в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, правовую систему, но и государство и в …   Энциклопедия права

  • юридическая наука — (правоведение, юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука … …   Энциклопедический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских… …   Энциклопедия юриста

  • юридическая наука — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В современном виде дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория… …   Большой юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА — общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Ю.н. в современном виде дифференцирована на ряд отраслей: теория государства и права, история государства и права,… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Юридическая наука — Правовые науки, юридические науки общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правоприменительную деятельность. Отрасли Теоретические и философские правовые науки юриспруденция, история государства и права… …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также