Закон суров, но он закон...

Музыкальный юрист


Авторские права на музыкальные произведения

Какой суд занимается исками на установление авторских прав на произведение?…

Вопрос юристу:

Какой суд занимается исками на установление авторских прав на произведение?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения По общему правилу подают в суд по месту нахождения ответчика.———————————————————————

Подскажите, где и в каком порядке оформляются авторские права на музыкальные композиции?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте, я композитор, занимаюсь написанием музыки к песням. Подскажите, где и в каком порядке оформляются авторские права на музыкальные композиции?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Здравствуйте, Евгений!

Авторские права на музыкальное произведение в России не оформляются, но вы можете обратиться в РАО для регистрации своего произведения, либо заверить "ноты" у нотариуса. Или собрать доказательства, того, что именно вы создатель произведения. Мы знаем как это делать.

Защита нужна, если вы собираетесь извлекать выгоду от продажи своих произведений.

Обращайтесь за помощью.———————————————————————

как оплачивается регистрация авторских прав на музыкальный альбом?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! Оформляя авторские права на музыкальный альбом, нужно оплачивать каждую композицию отдельно, или весь альбом как одну композицию? Вопрос возник, так как музыкальный альбом, о котором идёт речь, является концептуально цельным произведением творчества и, по сути, единой композицией, состоящей из нескольких частей.

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Оплачивать необходимо каждую композицию отдельно. Поскольку каждое произведение — самостоятельный объект авторских прав, вне зависимости от того, сведены ли данные произведения в альбом или нет.———————————————————————

Распространяется ли авторское право на произведения такой давности?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! Ситуация такая: существует один литературный труд (не художественный, а скорее энциклопедического характера, имеющий автора-составителя), написанный в начале 20 века до революции, и больше не издававшийся с тех пор. Я хочу переписать его в соответствии с нормами современного языка и распространять за плату. Распространяется ли авторское право на произведения такой давности? Могу ли я приступать к работе или должна получить какое либо разрешение? И будут ли у меняавторские права на мой перевод?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Статья 1281.Гражданского кодекса РФ Срок действия исключительного права на произведение

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.———————————————————————

Как юридичиски грамотно, пояснить человеку, что нельзя оформить авторские права на музыкальный жанр или стиль, придуманный…

Вопрос юристу:

Как юридичиски грамотно, пояснить человеку, что нельзя оформитьавторские права на музыкальный жанр или стиль, придуманный и разработанный им?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Почему Вы решили, что нельзя оформить авторские права? Посмотрите ст. 1259 ГК РФ — Объекты авторских прав.———————————————————————

Скажите, обязательно регистрировать авторское право на произведение для доказательства своего авторства?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! Скажите, обязательно регистрировать авторское право на произведение для доказательства своего авторства?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Конечно, обязательно.———————————————————————

договор о передаче авторских прав на худ произведение должен быть составлен отдельно?…

Вопрос юристу:

Договор о передаче авторских прав на худ произведение должен быть составлен отдельно? или пункт о передаче искл прав может быть включен в договор на разработку худ произведения?

спасибо

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Александр!

Может включаться в договор———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Может включаться в договор———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Может включаться———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Гражданский кодекс РФ: Статья 1288. Договор авторского заказа

1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

4. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 настоящего Кодекса.

Таким образом, заключение договора авторского заказа не означает автоматического отчуждения авторских прав, и такое отчуждение должно быть предусмотрено в Договоре.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Одним документом.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Может быть включен, и даже, на мой взгляд, должен. Иначе автор создаст произведение, а права на него передать раздумает. Без такого пункта не имеет смысла данный договор.———————————————————————

Как оформить авторское право на музыкальное произведение…

Вопрос юристу:

Здравствуйте. Как оформить авторское право на музыкальное произведение, текст и аранжировку произведения? Это авторское или смешное право?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения по договору между автором и заказчиком———————————————————————

Как правильно оформить авторские права на музыкальные композиции умершего родителя? почти год со смерти прошёл….

Вопрос юристу:

Как правильно оформить авторские права на музыкальные композиции умершего родителя? почти год со смерти прошёл.

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Здравствуйте!

обратитесь в Общероссийскую общественную организацию «Российское Авторское Общество» (РАО)———————————————————————

как зарегистрировать авторские права на произведение литературы?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте.

Я написала несколько рассказов и хочу выпустить книгу. Как я могу зарегистрировать авторские права на свою книгу?

Спасибо за ответ.

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Здравствуйте Виктория! зайдите на сайт Роспатента или Российского Авторского Общества там подробненько всё написано..на сайте Роспатента указана подробно вся процедура регистрации права..(реквизиты госпошлина, заявление.. нормативная база и т.д.) если чувствуете в себе силы самостоятельно оформить право…В Российском Авторском Обществе есть специалисты которые могут Вам помочь и с консультацией и оформлением..в первый раз всегда тяжело..)) желаю удачи..))———————————————————————

авторское право в сети интернет. Авторское право на контент, литературные произведения, фотографии…

Вопрос юристу:

Авторское право. Срочно нужен юрист-практик на счету которого есть выигранные процессы по авторскому праву.

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Здравствуйте, Алексей.

Слушаю Вас.———————————————————————

как застолбить авторское право на музыкальное произведение…

Вопрос юристу:

Добрый день.

Один мой знакомый сочиняет музыку. Хотел поинтересоваться каким образом и где,в какой организации можно зарегистрировать авторские права на нее.

Спасибо.

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Евгений, один мой знакомый отправлял сам себе несколько записей с произведениями через почту заказным уведомлением, а конверты при получении не вскрыавл. Очень удобно: у Вас есть запечатанный оригинал Вашего произведения с документально подтвержденными датами.———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения К сожалению официальной процедуры у нас нет, регистрация сейчас — это депонирование произведения у какой-либо организации — Российское авторское общество (http://rao.ru/), или нотариуса, пусть ваш знакомый хранит все рабочие материалы (записи, диски, ноты).———————————————————————

Скажите пожалуйста, в каких организациях можно оформить авторское право на книгу (художественное произведение)?…

Вопрос юристу:

Здравсвуйте! Скажите пожалуйста, в каких организациях можно оформить авторское право на книгу (художественное произведение)? Нужны ли какие-либо доказательства авторской принадлежности (рукописи и пр.)? Какие документы нужны при этом? Приблизительно в какие сроки возможно оформление? И возможно ли использование в художественном произведении индивидуально-авторских географических названий без отсылки к автору?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Здравствуйте.

Авторское право по законодательству России не требует оформления, оно возникает в силу и с момента создания произведения.

Существуют паллиативные способы обеспечить себя документами для снижения риска оспаривания авторства. Это депонирование произведений в специализированных юридических фирмах, у нотариуса. Занимаются этим в основном в Москве и некоторых других крупных городах. Услуги эти, сами понимаете, платные.

Используется способ посылки рукописи самому себе на почтовый адрес для подтверждения даты создания произведения. Впоследствии невскрытый конверт хранится у вас до какой-то конфликтной ситуации, судебного разбирательства. Это не очень надежный способ: рукопись может потеряться, конверт порваться, испортить почтовые штемпели и т.п.

Я могу вам предложить альтернативный способ оформления авторских прав — заключить с кем-нибудь из близких людей договоре о безвозмездной передаче какого-нибудь одного из исключительных прав на рукопись на короткий промежуток времени.

Способ сочетает в себе практически все вышеперечисленные способы с большой степении гарантированности подтверждения авторства в дальнейшем. У меня большой опыт в составлении договоров в сфере авторского права и смежных прав, и за умеренную плату я готов оказать такую услугу. Обращайтесь, приглашаю.———————————————————————

Как и где осуществить государственную регистрацию права на музыкальное произведение?…

Вопрос юристу:

Как и где осуществить государственную регистрацию права на музыкальное произведение?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения ГК РФ.

"Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав

не требуется

регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса".———————————————————————

Куда нужно идти, что закрепить за собой авторские права на какое-либо произведение?…

Вопрос юристу:

Куда нужно идти, что закрепить за собой авторские права на какое-либо произведение?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Нина, официально этого не требуется. А так способы фиксации различные и зависят от тог, что именно за произведение.———————————————————————

МММММ КАКАЯ ИНСТАНЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?…

Вопрос юристу:

МММММ КАКАЯ ИНСТАНЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения В соответствии с ч.4 ст. 1259 ГК РФ: "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей".

Государственным органом в сфере регулирования и защиты авторских прав является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).———————————————————————

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Российское авторское общество.———————————————————————

Сколько стоит и как выглядит процедура юридической регистрации авторского права на литературное и музыкальное произведение…

Вопрос юристу:

Сколько стоит и как выглядит процедура юридической регистрацииавторского права на литературное и музыкальное произведение, какой документ регулирует этот вопрос и возможно ли зарегистрировать сразу несколько литературных произведений одного автора одним документом если в наличии нет печатного текста, а есть рукописные(написанные о руки) черновики автора?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Регистрация произведений законом не предусмотрена: их правовая охрана возникает с момента создания произведения, соблюдения формальных процедур не требуется. В то же время ряд организаций оказывают услуги по депонированию произведений (например, Росийское авторское общество, РАО Копирус и др.). Условия депонирования смотрите на сайте этих компаний: они разные.———————————————————————

Как определяется авторское право на переложение, аранжировку музыкального произведения?…

Вопрос юристу:

Как определяется авторское право на переложение,аранжировку музыкального произведения?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения 3) Аранжировка, оркестровка, вариации. Под аранжировкой понимается переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов или ансамблей, например переложение оркестрового произведения на фортепиано. Разновидностью аранжировки и ее наиболее сложной формой является оркестровка, т. е. переложение музыкального произведения, написанного для одного музыкального инструмента, для исполнения оркестром. Долгое время в советской юридической литературе и практике аранжировка не признавалась объектом авторского права со ссылкой на отсутствие элементов творчества в работе аранжировщика. В. Я. Ионас, проведя аналогию аранжировки с переводом литературного произведения на другой язык, убедительно доказал, что она является в большинстве случаев творческим произведением, так как не сводится к чисто технической работе, а всегда отмечена индивидуальностью аранжировщика1. Его позиция получила поддержку в литературе и на практике.

Охраняется авторским правом и такое своеобразное музыкальное произведение, как вариации, т. е. такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема первоначального произведения остается узнаваемой. Считается, что создатель вариации, меняя ритм и такт, изменяя манеру и тональность, осуществляет творческое воздействие на гармонию и мелодический строй произведения, что приводит к созданию хотя и несамостоятельного, но охраняемого авторским правом произведения.———————————————————————

как зарегистрировать авторские права на свои произведения?…

Вопрос юристу:

С одним из своих преподавателей организовал музыкальный коллектив, он написал стихи, я написал ему музыку, я безвозмездно помогал ему часто по музыке, но коллектив был разрушен им. после чего он присвоил мою музыку, до этого я и не думал регистрировать авторские права. объясните как происходит процесс регистрации авторских прав, что для этого нужно и если права будут получены, как взыскать выплату?

Ответ юриста на вопрос : авторские права на музыкальные произведения Вакиль! Объем Вашего вопроса-курс лекций по авторскому праву, в ответе на сайте этого не осветить.———————————————————————

Похожие статьи:
  • Регистрация авторского права в россии

    Какие есть законные способы зарегистрировать авторские права на песню, стихи в России?… Вопрос юристу: Какие есть законные способы зарегистрировать авторские права на песню, стихи в России?…

  • Закон об авторском праве и смежных правах

    Я и мой брат являемся наследниками по закону первой очереди( квартира).Заявление на право наследства мы подали оба, в права… Вопрос юристу: Добрый день!Я и мой брат являемся наследниками по…

  • Запись в мфц на регистрацию права собственности

    В какой срок мне нужно подать документы на регистрацию права собственности и нужно ли ещё присутствие бабушки или нет?… Вопрос юристу: Здравствуйте!У меня вот такой вопрос:в августе того год…

  • Признание права собственности на гараж

    При составлении иска на признание права собственности на гараж госпошлину уплатил исходя из стоимости указанной в техническом паспорте БТИ… Вопрос юристу: Здравствуйте! При составлении иска…

  • Содержание права собственности на землю

    На суде по гражданскому делу выявлена фальсификация свидетельства о праве собственности на землю, по которому ответчик… Вопрос юристу: Добрый день! На суде по гражданскому делу выявлена фаль…

Юридические вопросы

  • Какой суд занимается исками на установление авторских прав на произведение?…
  • Подскажите, где и в каком порядке оформляются авторские права на музыкальные композиции?…
  • как оплачивается регистрация авторских прав на музыкальный альбом?…
  • Распространяется ли авторское право на произведения такой давности?…
  • Как юридичиски грамотно, пояснить человеку, что нельзя оформить авторские права на музыкальный жанр или стиль, придуманный…
  • Скажите, обязательно регистрировать авторское право на произведение для доказательства своего авторства?…
  • договор о передаче авторских прав на худ произведение должен быть составлен отдельно?…
  • Как оформить авторское право на музыкальное произведение…
  • Как правильно оформить авторские права на музыкальные композиции умершего родителя? почти год со смерти прошёл….
  • как зарегистрировать авторские права на произведение литературы?…
  • авторское право в сети интернет. Авторское право на контент, литературные произведения, фотографии…
  • как застолбить авторское право на музыкальное произведение…
  • Скажите пожалуйста, в каких организациях можно оформить авторское право на книгу (художественное произведение)?…
  • Как и где осуществить государственную регистрацию права на музыкальное произведение?…
  • Куда нужно идти, что закрепить за собой авторские права на какое-либо произведение?…
  • МММММ КАКАЯ ИНСТАНЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?…
  • Сколько стоит и как выглядит процедура юридической регистрации авторского права на литературное и музыкальное произведение…
  • Как определяется авторское право на переложение, аранжировку музыкального произведения?…
  • как зарегистрировать авторские права на свои произведения?…

www.konsultland.ru

РОУПИ - Российское общество прав исполнителей

Российское общество прав исполнителей (РОУПИ)

(в настоящее время активной деятельности не осуществляет, сайт РОУПИ не доступен)

Российское общество по управлению правами исполнителей РОУПИ является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства и осуществляющей свою деятельность на всей территории Российской Федерации и за рубежом.

Основной целью деятельности Общества является обеспечение имущественных прав исполнителей и их наследников — правообладателей смежных прав — в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

Российское общество по управлению правами исполнителей РОУПИ является общероссийской организацией по управлению правами исполнителей на коллективной основе, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

РОУПИ ведет активную деятельность, в том числе международную, в сфере охраны прав исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе. РОУПИ является единственным российским членом международной организации по защите прав обладателей смежных прав SCAPR и европейской ассоциации организаций по защите прав исполнителей AEPO-ARTIS.

В настоящее время РОУПИ имеет действующие договора со следующими организациями, объединяющими исполнителей в своих странах: RAAP (Ирландия), SAMI (Швеция), STOART (Польша), AGATA (Литва), Credidam (Румыния), LSG (Австрия), EEL (Эстония), HUZIP (Хорватия), LaIPA (Латвия), APOLLON (Греция), Общество защиты интеллектуальных прав (Казахстан), AsDAC (Молдова), OBERIG (Украина), Агентство охраны прав исполнителей (Украина), PAMRA (Великобритания), (Венгрия), AIE (Испания), PRISM (Малайзия), SENA (Нидерланды), SWISSPERFORM (Швейцария). Ведется также работа по заключению договоров о взаимном представительстве интересов с организациями по коллективному управлению имущественными смежными правами в странах Северной Америки, Азии и Северной Африки.

В соответствии с генеральным соглашением от 01 сентября 2005 г.ода между организациями по управлению правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе РОУПИ уполномочено на осуществлении сбора вознаграждения за использование смежных прав от имени всех исполнителей и производителей фонограмм на всей территории РФ (п. 2 ст. 39 Закона).

Статьи и новости по теме:

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ >>>

Нечто подобное следует из плана мероприятий по улучшению охраны прав интеллектуальной собственности, направленного на рассмотрение правительству главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым. Как отмечают «Известия», «…фактически речь идёт о создании ведомства по авторским правам» >>>

Европейская Комиссия утвердила проект Директивы по коллективному управлению авторскими и смежными правами и мультитерриториальному лицензированию музыкальных произведений, использующихся онлайн на внутреннем рынке >>>

Cудебные слушания по заявлению МГАФ, в котором учреждение культуры оспаривает примененный Российским авторским обществом (РАО) порядок определения и отчисления авторского вознаграждения за исполнение классического музыкального наследия известных композиторов, состоится 18 июня >>>

Суд оправдал дантиста из Турина, которого итальянское агентство коллективного управления смежными правами обвинило в нарушении прав фонографических компаний >>>

Представителей компаний, производящих музыкальный контент обвиняют Samsung и Nokia в отказе от уплаты авторских отчислений 1% от продажи записывающего оборудования и материальных носителей >>>

На сегодняшний аккредитованных государством получателей вознаграждения четыре: Российское авторское общество (РАО), Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (НП УПРАВИС), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП) >>>

Аккредитация на сбор авторских отчислений ВОИС вызвала недовольство у других претендентов иметь данные полномочия >>>

www.copyright.ru

Интервью журнала «Юрист компании» №5, 2015

Несмотря на недавнюю реформу четвертой части Гражданского кодекса, в праве интеллектуальной собственности по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Возможно, поэтому в компаниях, бизнес которых напрямую строится на интеллектуальной собственности, юристов работают не только в бэк-офисе, но и во фронт-офисе. Подробности – в интервью с Еленой Юринской, юристом ООО «Первое музыкальное Издательство».

 

– Елена, давайте Вы для начала вкратце расскажете, чем занимается ваша компания. Первая ассоциация от выражения «музыкальное издательство» такая: это в прямом смысле слова издательство, которое выпускает ноты, учебники по сольфеджио или что-то в этом роде. Хотя в действительности речь идет об управлении авторскими и смежными правами, то есть довольно специфическом бизнесе, полностью построенном на интеллектуальной собственности. Что же входит в функцию управления авторскими и смежными правами?

– Прежде всего, я хочу сказать, что в настоящее время деятельность нашей компании уже не ограничивается только работой с авторскими и смежными правами, как это было раньше. Мы занимаемся еще и раскруткой, продвижением исполнителей и их контента в медиапространстве (то есть фактически продюсированием и дистрибуцией), и выпускаем альбомы наших исполнителей на механических носителях (CD-дисках, виниле). То есть мы не только пассивно ждем, когда в издательство обратится потенциальный пользователь, который желает использовать то или иное произведение, включенное в наш каталог, но и сами осуществляем дистрибуцию. Но в любом случае вся наша деятельность действительно связана прежде всего с интеллектуальной собственностью.

А что касается конкретно работы с правами, то она означает, что издательство аккумулирует права авторов, исполнителей музыкальных произведений, изготовителей фонограмм и в дальнейшем предоставляет заинтересованным лицам права использования этих произведений и фонограмм. Например, снимается фильм, и создатели хотят использовать в нем музыкальное произведение, права на которое авторы и обладатели смежных прав передали нам. Создатели фильма обращаются в издательство, и мы заключаем с ними лицензионный договор. Это только одна из множества возможных ситуаций. Способов использования музыкальных произведений и сфер, в которых это происходит, много – в кино, на телевидении (в том числе, в составе сложных объектов, например, в рекламных роликах), в интернете, мобильном контенте, в караоке и т.д. И каждый из этих вариантов имеет свою специфику. Кроме того, мы контролируем, чтобы использование тех произведений, права на которые включены в наш каталог, происходило только на легальной основе, и, соответственно, отслеживаем нарушения и предъявляем претензии и иски.

– То есть в функции управления правами издательство фактически выступает своего рода посредником между авторами или обладателями смежных прав и пользователями этих прав, а интерес авторов в услугах издательства состоит в том, что оно берет на себя все формальности отношений с пользователями?

– Да, экономически, наверное, можно представить эти отношения таким образом. Но юридически мы имеем дело с лицензионными и сублицензионными договорами, как в отношениях с авторами и обладателями смежных прав (когда они передают свои права нам), так и в отношениях с пользователями музыкальных произведений (когда мы предоставляем определенный объем прав им).

– А что такое субиздательский договор? Я нашла упоминание о нем на вашем сайте. Там говорится, что «Первое музыкальное Издательство» имеет субиздательские договоры с рядом иностранных музыкальных издательств.

– Юридически это тоже не что иное, как лицензионный договор. Его суть в том, что иностранное издательство (то есть компания, занимающаяся такой же деятельностью, как наша) предоставляет нам определенный объем прав по использованию на территории России и стран СНГ тех произведений, которые входят в каталог самого лицензиара. То есть в данном случае мы получаем права не от авторов и исполнителей напрямую, а от другого издательства. Фактически наша компания в таком случае становится официальным представителем иностранного музыкального издательства на территории России и СНГ.

– Мне не совсем понятно, как в ту структуру отношений, которую Вы обрисовали, вписываются РАО и ВОИС. Они ведь осуществляют управление авторскими и смежными правами на коллективной основе. У вас не возникает с ними своего рода конкуренции в вопросе о том, кому должны платить вознаграждение пользователи?

– Нет, как правило, не возникает. Дело в том, что в сферу полномочий РАО входит управление авторскими правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю музыкальных произведений, в том числе использованных в аудиовизуальных произведениях. ВОИС собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм за использование этих фонограмм вещательными организациями, развлекательными центрами, ресторанами, магазинами и т.д. За рамками полномочий этих организаций остается масса других способов использования, и тут мы совершенно свободны.

– Но вы упомянули, что музыка на телевидении входит в вашу сферу дистрибуции. РАО тоже собирает вознаграждение, в том числе, за сообщение в эфир. В чем же разница?

– Разница в видах используемых произведений и способе их использования. Например, живая трансляция концерта по телевидению – это публичное исполнение музыкальных произведений и одновременно сообщение в эфир. Это сфера РАО. А вот видеоклип – это уже самостоятельное сложное произведение. Чтобы показать его по телевидению нужно получить разрешение у нас как у обладателя прав на аудиовизуальное произведение.

Биография

Елена Юринская родилась в 1985 году в городе Краснознаменске Читинской области. В 2007 году окончила Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина. После этого долгое время работала в Государственной инспекции труда города Москве. С 2012 года – юрист ООО «Первое музыкальное Издательство».

– А что насчет такого варианта, как музыкальная новогодняя телепрограмма, в которой артисты исполняют свои песни? Чья это зона контроля – ваша или РАО?

– А вот тут – особый случай. Подобная телепрограмма обычно сама по себе сложное составное произведение. Поэтому для включения музыкального произведения, права на которое переданы нашей компании, в состав телепрограммы, нужно заключить с нами лицензионный договор. Но там имеет место еще и сообщение в эфир, по кабелю, и за это нужно выплачивать вознаграждение РАО.

– Как все сложно! И интересно. Но знаете, мы с Вами сразу же погрузились в специфику вашей работы и проскочили традиционный вопрос об устройстве юридической службы. Между тем, как я предполагаю, у вас особый случай. Обычно юротдел – это фактически вспомогательная функция компании, бэк-офис. Основные функции у бизнес-подразделений. А у вас сам бизнес связан с правом интеллектуальной собственности. По идее, весь фронт-офис должен сплошь состоять из юристов, либо юрслужба – это и есть фронт-офис. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Вы в компании – единственный юрист. Как это объясняется?

– Это объясняется очень просто: я единственная в компании, у кого в трудовом договоре указана должность «юрист», хотя юристов по образованию у нас действительно много. Я отвечаю за правовое сопровождение деятельности компании в целом, что включает в себя не только юридическую поддержку основного бизнеса, но и корпоративное направление, обычные хозяйственные договоры и т.д. При этом в отделе компании, который взаимодействует с авторами и остальными правообладателями, а также в тех отделах, которые предоставляют права различным пользователям, и даже в отделе, который занимается выпуском произведений на механических носителях, команда состоит, в основном, тоже из юристов.

– То есть в части сопровождения основного бизнеса Ваша задача – правовая поддержка деятельности юристов. Как вы с ними распределяете зоны ответственности? Вот, например, не так давно была реформирована четвертая часть Гражданского кодекса. Наверняка пришлось корректировать стандартные формы лицензионных договоров. Кто этим занимался – Вы или руководители отделов, которые используют эти формы?

– Мы занимались этой задачей все вместе. Инициатива по корректировкам стандартных форм шла от соответствующих отделов, а я оценивала риски предложенных изменений и если требовалось, предлагала свои варианты формулировок или изменений.

Вообще у нас работа построена следующим образом: у каждого отдела есть свой функционал, свои стандартные задачи и вопросы юридического характера, с которыми они успешно справляются сами. Но если возникает нестандартная ситуация или появляется какой-то совершенно новый вопрос, по которому нужно выработать позицию компании, то подключаюсь я, и мы работаем над этой задачей сообща. Хотя иногда бывает и так, что нужен не замыленный взгляд со стороны на абсолютно типичные вопросы и формы документов – и тогда мое мнение тоже оказывается кстати.

– Понятно. Как вы в целом оцениваете реформу четвертой части Гражданского кодекса? Конкретно в вашей практике она что-то изменила?

– Для нас все поправки оказались, в основном, легализацией уже сложившейся практики. Совсем новое явление – это, пожалуй, только так называемая «свободная лицензия» (п. 5 ст. 1233 ГК РФ) и открытые лицензии (ст. 1286.1 ГК РФ). Но пока мы «вживую» с ними не встречались ни разу. Я вообще, честно говоря, не уверена, что они появятся в отношении музыкальных произведений – скорее, эта новелла будет работать для программного обеспечения или для фильмов.

– Тогда другой вопрос. Может быть, в вашей практике есть коллизии и пробелы, которые пока не решены на уровне законодательства или даже как раз и вызваны неясными формулировками в законе?

– Таких ситуаций хоть отбавляй. Пожалуй, первое, что приходит на ум, – это вопрос о том, что такое пародия. И может ли быть в принципе пародия на музыкальное произведение? Или спародировать можно, например, текст песни или внешний образ исполнителя, но вот музыку (мелодию) спародировать невозможно? Вопрос не просто теоретический. В Гражданском кодексе есть норма*, согласно которой создание произведения в жанре пародии на основе другого правомерно обнародованного произведения и использование пародии допускается без согласия обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Причем, в этой норме упоминается в том числе, музыкальная пародия, но не разъясняется, что же имеется в виду под этим понятием. Допустим, кто-то в образе известного артиста исполняет песню из его репертуара. Это пародия, если сама песня при этом не меняется? Усложним задачу: кто-то в образе известного артиста исполняет песню из его репертуара с переделанным текстом, но с неизменной мелодией. А это пародия? Если пародия, то на что – только на текст или на музыкальное произведение в целом? Музыка ведь не поменялась.

– Думаю, это сейчас очень актуальный вопрос, учитывая бум популярности телепередач, построенных на музыкальных пародиях. Если это, конечно, пародии. Какая позиция у телекомпаний? Они в таких случаях обращаются к правообладателям за заключением лицензионных договоров?

– Телекомпании (то есть телеканалы) имеют формальную возможность не задумываться об этом, если производством телепередачи занимаются другие юридические лица – подрядчики. Тогда именно подрядчики считаются создателями сложного произведения и должны озадачиться вопросом, а пародия ли это. Телекомпаниям они передают права на использование произведения, гарантируя, что оно свободно от прав третьих лиц. А что касается позиции подрядчиков, то она бывает разной – кто-то «чистит» права (то есть обращается к правообладателям за заключением лицензионного договора), кто-то – нет, полагая, что их продукт – пародия.

Не только о работе

Почему Вы вдруг рискнули кардинально поменять сферу деятельности? Трудовое право, которым Вы занимались раньше, – это ведь тоже целый мир, тоже большая специфика.

Очень захотелось чего-то совершенно нового. Ни разу не пожалела о своем решении. Авторское право – это точно «мое».

Какую музыку предпочитаете?

Рок. Из тех авторов и исполнителей, с которыми сотрудничает «Первое музыкальное Издательство», например, – Юлию Чичерину, группы «7Б», «Агата Кристи», «Смысловые Галлюцинации».

Любимый вариант отдыха в выходные?

Городские квесты в компании друзей.

– У «Первого музыкального Издательства» ведь был спор по поводу пародии, и даже удалось сформировать «прецедентную» позицию. Расскажите, пожалуйста, подробнее. В чем была суть спора?

– На одном из центральных телеканалов показали танцевальное шоу, и в нем прозвучали отрывки из трех оригинальных песен, исключительные права на которые принадлежали «Первому музыкальному Издательству». Как потом объясняли в суде создатели телепрограммы, ее концепция предполагала, что известные люди исполняют танцевальный номер по мотивам какого-нибудь клипа или музыкального фильма, мюзикла и т.д. При этом задачей артиста, участвующего в программе, было спародировать исполнителя оригинального произведения, в том числе, передать его пластику, уникальные черты, создав при этом комический эффект. Создатели шоу считали, что весь номер в целом является пародией на видеоклип, поэтому разрешение правообладателей не требуется. У нас было другое мнение: пародировали именно манеру выступления артиста, но не музыкальные произведения как таковые, потому что они оставались неизменными. Даже если исходить из того, что предмет пародии – видеоклип, нужно учитывать, что он представляет собой сложное произведение. В состав клипа входит, в том числе, музыкальное произведение, которое имеет еще и самостоятельную охрану независимо от клипа. Но, как ни странно, эту простую и довольно очевидную мысль в судебном споре с производителем телепрограммы нам удалось отстоять только на уровне надзорной инстанции (тогда это еще был Президиум ВАС РФ). Нижестоящие суды единодушно сошлись во мнении, что это пародия, особо не вникая, пародия на что именно. К счастью, ВАС РФ  в итоге разобрался в проблеме и сформировал общий подход к такого рода спорам. Он указал, что любая пародия представляет собой новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения. Поэтому при переработке аудиовизуального произведения (видеоклипа), в том числе для создания пародии, требуется соблюдать права автора (и иного правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось. Кроме того, при создании пародии первоначальное оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не служить его фоном или вспомогательным средством. По мнению ВАС РФ, в данном случае имела место только пародия на танцы, а музыкальные произведения использовались в непереработанном виде, поэтому на их использование специальная норма о пародии не распространялась**.

– В итоге проблема была решена раз и навсегда?

– К сожалению, так сказать нельзя. Тогда в пользу «Первого музыкального Издательства» присудили компенсацию и запретили использовать музыкальные произведения без нашего разрешения. Но что касается массового восприятия позиции ВАС РФ всеми создателями телепрограмм, то этого не произошло. У нас с ними по-прежнему разные мнения насчет пародий.

– Кроме неясностей с понятием пародии, какие еще вопросы из вашей практики, связанные с интеллектуальной собственностью, решаются неоднозначно?

– Есть, наверное, общий для всех обладателей исключительных прав на музыкальные произведения, видеоклипы и фильмы вопрос – о статусе социальных сетей для целей защиты исключительных прав. Суды исходят из того, что они являются информационными посредниками, которые отвечают за размещение в интернете пиратского контента только при наличии ряда условий. А мы считаем, что социальные сети – не информационные посредники, а прямые нарушители.

– Почему? Они же не сами размещают музыку и фильмы, а предоставляют электронную площадку для возможности размещения любого контента.

– Тут есть важная техническая тонкость. Нужно правильно определить способ использования произведения. Запись на сервер – это воспроизведение. А то, что потом пользователи социальной сети могут прослушать загруженную на сервер музыку, – уже иной способ использования, это доведение до всеобщего сведения. Фактически доводят до всеобщего сведения не те, кто загрузил файл на сервер, а владельцы сервера и владельцы сайта. Но в современной судебной практике, к сожалению, пока никому не удалось отстоять эту точку зрения. По крайней мере, мне такие случаи не известны. Сейчас мы следим за судьбой нескольких лицензионных споров, в которых в очередной раз был поднят этот вопрос (все они против ООО «ВКонтакте»). Ждём результатов.

– Интересно. Учитывая, сколько есть неясностей со способами использования музыкальных произведений, их конкретизация – ключевой момент в лицензионных договорах, так?

– Конечно. Например, если лицензиату предоставлено право на включение музыкального произведения в художественном фильме, то всегда оговаривается, в какой части и в каком объеме – в самом фильме или в титрах, а также как будет распространяться музыкальное произведение в составе фильма – в широком кинопрокате или еще и через показ на телевидении. Любой выход за рамки предоставленной лицензии считается нарушением. Особенно иностранные правообладатели очень четко за этим следят. Если создатели фильма планируют использовать музыку еще и в рекламном ролике о фильме (то есть в отдельном сложном произведении), то это тоже требует отдельного разрешения.

– Разве предоставление лицензии на включение музыкального произведения в состав сложного объекта – фильма – автоматически не предполагает дальнейшее использование этого музыкального произведения в составе фильма любым способом?

– Это отдельная большая тема, с которой тоже не до конца все ясно. Действительно, многие считают, что, включив музыкальное произведение в состав сложного объекта, его дальше можно использовать неограниченно, любыми способами. Оно как бы растворяется в сложном объекте. И не важно, упомянут соответствующий способ использования в лицензионном договоре или нет. Основание для такого представления дает пункт 2 статьи 1240 Гражданского кодекса, в котором сказано, что условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны. Но в то же время никто не отменял общее правило о том, что если в лицензионном договоре не названы конкретные способы использования произведения, то они не считаются предоставленными лицензиату (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Как соотносятся эти две нормы – большой вопрос. Наша позиция – в лицензионном договоре надо прописывать дальнейшие способы использования музыкального произведения в составе сложного произведения максимально подробно.

– Такое ощущение, что в праве интеллектуальной собственности больше вопросов, чем ответов. Мы с вами так много говорили о сложных произведениях, но ведь любая песня – тоже, по сути, сложное произведение. Это музыка и текст. Вот, скажем, использование где-либо строчки из текста песни требует разрешения правообладателей?

– Да, поскольку часть произведения охраняется так же, как и произведение в целом. У нас, кстати, была такая спорная ситуация. Мы обнаружили одну рекламу, в тексте которой фигурировала несколько переделанная строчка известной песни (исключительные права на нее принадлежат нашей компании). Рекламодатель полагал, что раз строчка не дословная, измененная, то оригинальное произведение вроде бы и не используется. Нам пришлось объяснять, что это еще и переработка, а не только воспроизведение. Конфликт удалось решить без суда.

– Чтобы находить такие факты нарушения исключительных прав, надо постоянно вести мониторинг всего медиапространства. Неужели у вас этим занимается специальный отдел?

– У нас каждый сотрудник компании обращает внимание на любые ситуации, когда потенциально могут быть нарушены наши права. Слушаешь, например, радио или смотришь дома телевизор, слышишь, например, в рекламе музыку, про которую точно знаешь, что исключительные права на нее входят в наш каталог, и задумываешься – а мы предоставляли право на это использование или нет? В случае сомнений этот вопрос уточняется в отделе синхронизации прав. То же самое, когда случайно находишь нашу музыку в интернете. Такой мониторинг, конечно, ведется не только стихийно, но и в плановом порядке. С этой целью мои коллеги из разных отделов параллельно с основной работой регулярно отсматривают (точнее, прослушивают) записи эфиров центральных телеканалов.

– Пока все нарушения, о которых мы с Вами говорили, касались телевидения и интернета. А что, проблема нелегального воспроизведения музыкальных произведений на материальных носителях уже утратила былое значение?

– Не то чтобы она совсем утратила свое значение, скорее, с появлением Интернета отошла на второй план. С производителями и распространителями контрафактных дисков мы, конечно, тоже боремся.

– Значит, активно общаетесь с правоохранительными и таможенными органами?

– Бывает, но инициатива чаще идет с их стороны, чем с нашей. Полиция обнаруживает контрафактные диски или другие товары (например, музыкальные игрушки) и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или дела об административном нарушении (а в случае с таможенными органами – для решения вопроса о выпуске товара в свободное обращение или его аресте) обращаются к правообладателю, то есть к нам. Мы предоставляем информацию о том, выдавалось ли разрешение на использование музыкальных произведений, и если нет, то какова средняя оценка стоимости прав. Перспектива взыскать (точнее, реально получить) компенсацию в таких случаях весьма призрачная.

– Львиная доля случаев нарушений прав на музыкальные произведения приходится на интернет-пространство. С 1 мая вступает в силу новая редакция так называемого антипиратского закона, которая позволит применять особую оперативную процедуру блокировки сайтов с нелегальным контентом для защиты прав на любые произведения, в том числе, музыкальные. Для вас это ожидаемый закон?

– Да, безусловно. Вообще в ситуациях, когда произведение, размещенное без нашего согласия, обнаруживается на легальном интернет-ресурсе или на таком ресурсе, который, образно говоря, делает вид, что он легальный, проблема и до вступления поправок в силу легко решается даже без суда. По нашему опыту, достаточно направить претензию администратору сайта, и соответствующий контент удалят. Но если мы обнаруживаем музыкальное произведение на откровенно пиратском ресурсе, то никакие обращения, конечно, не помогают. Возможность оперативной блокировки таких сайтов должна снять, наконец, эту проблему.

– Учитывая, что ваша компания активно сотрудничает с иностранными музыкальными издательствами, хочу спросить: существует какая-то заметная разница в правовом регулировании интеллектуальной собственностью у нас в России и за рубежом?

– В целом все очень похоже, но есть некоторые особенности. Например, в России достаточно получить право на переработку произведения, и переработчик автоматически будет признаваться автором переработанного произведения. Ему принадлежат исключительные права на такую переработку. А у европейцев и американцев нужно, чтобы авторы оригинального произведения еще и выделили переработчику долю в своем исключительном праве. Если они этого не сделают, то исключительное право на переработанное произведение будет принадлежать только автору оригинального произведения. Переработчик автоматически исключительные права на такое произведение не получает. Поэтому если у нас кто-то запрашивает права на переработку иностранного музыкального произведения, то мы в свою очередь дополнительно обращаемся к иностранному лицензиару для решения вопроса о выделении доли в авторских правах. И надо сказать, иностранные авторы на это идут крайне редко, с большой неохотой. Они очень ревностно относятся к своим правам.

– Интересно. Мне кажется, право интеллектуальной собственности – это как другая планета для юриста, который никогда в эту специфику глубоко не погружался. А у Вас уникальный случай – Вы три года назад пришли в «Первое музыкальное Издательство» совсем из другой сферы, никак не связанной с интеллектуальной собственностью. Как шел процесс адаптации?

– Поначалу было очень трудно. Я об авторском праве на тот момент знала только на уровне общего курса гражданского права в институте. Сейчас смешно вспомнить, но я даже в разнице между авторскими и смежными правами не особо разбиралась, путала личные неимущественные и имущественные права автора. Постепенно вникла во все. Очень много специализированной литературы и публикаций читала по этой теме, огромные массивы судебной практики штудировала. Плюс у меня первое время здесь был руководитель, который потом ушел в адвокатскую практику. Он многому меня научил. И, конечно же, я активно «терроризировала» вопросами коллег из других отделов – все они большие профессионалы и умницы. На каком-то этапе количество информации перешло в качество, и уже коллеги стали приходить ко мне советоваться на равных. Не скрою – это было приятно. Но главное, я настолько влюбилась в авторское право, что теперь другую сферу работы для себя просто не представляю.

Интервью: Евгения Яковлева; Фото: Алексей Новиков «Юрист компании».

Опубликовано в журнале «Юрист компании» №5, 2015

1mp.ru

Десять Сандвичей Реальности Для Музыканта: Помните

Как показывает практика, музыканты, мечтающие о контракте с рекорд-лейблом, совершенно не в курсе, что представляют собой эти зловещие 80-100-страничные договоры со звукозаписывающими компаниями. Договор о сотрудничестве с рекорд-лейблом - это юридическое соглашение между артистом (или группой) и корпорацией (звукозаписывающей компанией).

Рекорд-лейблы привлекательны для артистов тем, что они могут организовать продажи музыки должным образом и тем, что у них есть хорошая репутация в музыкальном бизнесе. Подписывая с музыкантами договор о сотрудничестве, рекорд-лейблы рассчитывают не только вернуть вложенные в музыкантов деньги, но и заработать на этом сотрудничестве.

Пожалуйста, обратите внимание, что заключать любые договоры нужно только в присутствии своего юридического представителя.

Контракт с инди-лейблом

По принятым в музыкальной индустрии понятиям, инди-лейбл - это рекорд-компания, которая никак не связана с мейджор-лейблом, и которая использует независимых дистрибьюторов для распространения своих релизов по музыкальным магазинам.

При поиске договора о сотрудничестве с инди-лейблом, обращайте внимание на следующие вещи:

Дистрибьюция

Убедитесь, что инди-лейбл постоянно сотрудничает с дистрибьюторами на территории вашей страны. Внимательно изучите взаимоотношения между лейблом и их дистрибьютором (или дистрибьюторами). Задайте им следущие вопросы:

  • Сколько релизов лейбла продал этот дистрибьютор?
  • Всегда ли дистрибьютор перечислял деньги лейблу должным образом или были проблемы?
  • Как их дистрибьюторы распространяют новые релизы?
  • Есть ли у лейбла бюджет на проведение рекламной кампании и сможет ли лейбл оплатить рекламу вашего диска на местах продаж?
 

Список музыкантов, с которыми сотрудничает инди-лейбл

Убедитесь, что список подписанных лейблом музыкантов не слишком большой, иначе лейбл не сможет уделить вам столько внимания, сколько вы заслуживаете. Кроме того, убедитесь, что артисты и группы, подписанные лейблом, играют музыку в том жанре, в котором играете вы.

Паблишинг

Если лейбл имеет собственный отдел паблишинга, и хочет получать часть вашей прибыли от издания вашей музыки в качестве саундтреков к фильмам, в рекламных роликах и т.д., то этому не нужно удивляться. Однако обязательно убедитесь, что ваш юридический представитель защищает все ваши права, и что вы будете получать свои роялти с паблишинга. Если лейбл предлагает вам запись вашего альбома в счет процента от ваших будущих механических роялти - ни в коем случае не соглашайтесь на это! (это деньги, которые должны получать автор и издатель музыки с продаж ваших записей).

 

Мерчандайз (сопутствующие товары)

Распространение плакатов, футболок, кепок и прочих предметов с символикой вашей группы обычно не входит в контракт с рекорд-лейблом, и осуществляется согласно договорам, которые заключает ваш юридический представитель с распространителями. Если рекорд-лейбл хочет получить процент от дохода с продаж вашего мерчандайза, то вам нужно провести с лейблом переговоры и уточнить, сколько конкретно они хотят получить.

Права

Выясните, сколько прав хочет получить лейбл. Например, сколько своих альбомов вы будете обязаны продавать через этот лейбл? Не следует предоставлять рекорд-лейблу слишком много прав.

Приглашенные специалисты и/или штатные сотрудники

Узнайте, кто будет заниматься продвижением вашей музыки на радио и ритейл-промоушном (распространение по розничным музыкальным магазинам) вашего релиза. Будут ли включаться в работу над вашим проектом сторонние специалисты или лейбл ограничится только своим штатным персоналом? Если рекорд-лейбл нанимает сторонних специалистов, то это хорошо - это значит, что над продвижением вашего релиза будут работать серьезно и эффективно.

Реклама

Узнайте, выделяет ли лейбл отдельный бюджет на рекламу группы (не путайте рекламу с PR и промоушном, - примечание Лекса Мьюзик).

Концертные туры

Выясните, сотрудничает ли этот рекорд-лейбл с концертными агентствами. Какую помощь в организации концертов и туров лейбл сможет вам оказать (материальную, моральную, и т.д.)?

 

Какой процент от рекомендуемой цены вы получите

По принятым в музыкальной индустрии понятиям, мейджор-лейбл - это рекорд-компания, которая имеет собственную систему дистрибьюции, и которой принадлежит существенный процент от общего количества ежегодно продаваемой музыкальной продукции. На сегодняшний день таких компаний четыре:

Прежде, чем вы начнете искать возможности сотрудничества с мейджор-лейблом, вы должны точно знать, что представляет собой работа с такой компанией. Вот несколько вещей, которые помогут вам разобраться. 

Права

Мейджор-лейбл обычно подписывает артистов на шесть-восемь релизов (не лет).

A&R

Изучите представителя A&R. Узнайте, кого он подписал, с кем и на кого он работал, и как долго этот человек выполняет функции представителя A&R.

Количество релизов

Узнайте, сколько записей ежегодно выпускает лейбл. Ресурсов мейджор-лейбла хватает на то, чтобы уделить достаточное внимание промоушну каждого своего релиза. 12-25 релизов в месяц - обычное дело для одного мейджор-лейбла.

Вот несколько важных моментов, с которыми вам придется иметь дело (и на которые вам нужно обратить особое внимание) при заключении договора с мейджор-лейблом:

Исключительность договора

С каким бы лейблом вы ни заключали договор о сотрудничестве, этот договор будет иметь статус "исключительного". Другими словами, всё время, пока действует ваш договор с рекорд-лейблом, вы не можете сотрудничать ни с кем, кроме этой компании. То есть, в один период времени вы можете сотрудничать только с одним рекорд-лейблом. Кристофер Кнаб настоятельно рекомендует, чтобы при заключении договора о сотрудничестве с рекорд-лейблом ваш юридический представитель внимательно изучил степень и пределы этой "исключительности".

 

Срок

Временная продолжительность действия контракта с рекорд-лейблом (Сколько релизов вы должны будете выпустить через их компанию? Сколько времени будет действовать договор?).

Продакшн

Кто будет заниматься производством вашего компакт-диска, отвечать за его качество? Добейтесь того, чтобы ваша творческая свобода ограничивалась минимально. Рекорд-компания часто оставляет за собой право ограничить музыкантов в выборе продюсера, мастеринг-инженера, студии и т.д.

Стоимость услуг звукозаписи

Сколько денег выделит рекорд-лейбл (в долг) на вашу запись? Не берите слишком много! Помните, что вы должны будете вернуть лейблу все эти деньги, отчисляя компании часть своих будущих доходов.

Кредиты

Сколько (живых) денег вы должны будете вернуть? Рекорд-лейбл снимает ваш видеоклип? Тратит свои деньги на организацию ваших гастролей? Помните, что вы должны будете вернуть все деньги, которые лейбл вложил в вас.

Роялти

Роялти - это процент от общего дохода с продаж, публичного воспроизведения, включения вашей музыки в фильмы, программы или рекламные ролики. Прежде, чем подпишете договор о сотрудничестве с рекорд-лейблом, узнайте, какой процент вы получите. Также узнайте, каким образом лейбл будет отчислять вам ваши роялти.

Видео

Как будут производиться ваши видеоклипы и как будут распределяться расходы на их производство? Постарайтесь договориться о том, чтобы вам пришлось возмещать лейблу не более половины себестоимости ваших видео.

Паблисити

Чтобы представить вас широкой публике, лейблу потребуется ваше разрешение на использование вашего имени, вашей внешности и вашего голоса. Кроме того, собственность ваших Интернет-адресов (URL) также может стать предметом переговоров.

Мерчандайзинг

Распространение плакатов, футболок, кепок и прочих предметов с символикой вашей группы обычно не входит в контракт с рекорд-лейблом, и осуществляется согласно договорам, которые заключает ваш юридический представитель с распространителями. Если рекорд-лейбл хочет получить процент от дохода с продаж вашего мерчандайза, то вам нужно провести с лейблом переговоры и уточнить, сколько конкретно они хотят получить.

Аудит

Ваше право следить за доходами/расходами, связанными с вашим проектом. Убедитесь, что этот пункт включен в контракт.

Отчетность лейбла

Лейбл обязан представлять вам финансовые отчеты по вашему проекту (обычно отчеты предоставляются артистам каждые шесть месяцев, однако на подготовку отчета требуется время; то есть, отчет за период с января по июнь артисты получают примерно в сентябре).

 

Передача контракта

Право рекорд-компании продать контракт. Мейджор-лейблы часто передают своих артистов от одного дочернего лейбла к другому, в пределах своей корпорации.

Прекращение действия договора

В этом пункте указываются песни, которые вам нельзя будет записывать и тиражировать в течение определенного временного периода после истечения срока действия вашего контракта с рекорд-лейблом.

Пункт о музыкантах

Данный пункт договора регулирует деятельность музыкантов группы, не считая фронтмена. Эта часть договора позволяет музыкантам вашей группы выполнять студийную работу. При этом, музыкантам все равно нужно получить разрешение лейбла, однако рекорд-компания не может не дать этого разрешения, если только у нее нет веских причин. Обычно такой пункт в договоре отсутствует, и музыкантам запрещается выступать в составе других групп (или участвовать в проектах других лейблов), по причине исключительности договора. Если же в вашем договоре есть такой пункт, то убедите всех своих музыкантов подписать его.

Пункт о незаменимом работнике

Если руководитель рекорд-компании или другой её работник, имеющий существенное значение для вашей группы, складывает свои полномочия или покидает рекорд-лейбл, то вы получаете право расторгнуть договор. Лейбл также может ввести такой пункт по отношению к одному из участников вашей группы.

Если вы хотя бы на элементарном уровне изучите договор с рекорд-лейблом до того, как поставите на нем свою подпись, то это убережет вас от больших разочарований в будущем. Помните - юристы звукозаписывающих компаний тщательно продумывают каждый пункт договора. И вы должны делать то же самое.

sillibertie.blogspot.ru


Смотрите также