Закон суров, но он закон...

Конституция юриста


должен ли юрист знать конституцию

Граждане России должны знать Конституцию своей страны

Конституция Российской Федерации, так же, как и само российское государство в сегодняшней его формации, — это новый, молодой документ. Говорить о том, что этот документ является незыблемым, наверное, нельзя: идет время, меняются условия жизни. Но нет оснований и для заявления о том, что Конституция РФ требует принятия скоропалительных решений по ее корректировке и изменению.

К необходимости внесения изменений в, с моей точки зрения, могут привести существенные, может быть, скачкообразные, перемены в развитии нашей страны.

День юриста отмечаем в год 20-летия Конституции

3 декабря в стране отмечается День юриста, праздник служителей права. И для Ассоциации юристов России этот праздник ‑ главный. С председателем регионального отделения Ассоциации, директором Юридического института ВлГУ Вячеславом Картухиным мы побеседовали накануне этого важного дня.

— Вячеслав Юрьевич, 2013 год особенный — исполняется 20 лет Конституции России. Наверное, день пройдет во многом под знаком юбилея Основного Закона страны?

— Да, это так.

Должен ли юрист знать конституцию

Накануне днем на пересечении улиц Орджоникидзе и Республики тюменцев завлекали молодые люди в ярко-красных куртках с надписью «Молодая Гвардия». Там прошла акция «Я знаю конституцию».

«Гражданам нужно знать свои права и не забывать об обязанностях, — говорит Мариета Матевосян, заместитель начальника штаба „Молодой Гвардии Единой России“. — Правовой нигилизм, который мы сейчас наблюдаем в обществе, должен искореняться.

Инфографика и анимация

является основным законом нашего государства, поэтому хороший юрист обязан знать ее наизусть. Эта информация поможет ему легко оперировать терминологией и юридическими законами.

Купите последнюю редакцию Конституции. Это очень важно, так как в нее периодически вносятся различные поправки и дополнения. К — примеру, новые положения про сроки президентства и созывы Государственной Думы.

Кто ответит за принятие законов, не соответствующих Конституции России?

Более 20 лет Конституционный Суд России в своих решениях постоянно указывает на принятие законов, которые противоречат Конституции России. Например, по лишению прав граждан обращаться в Верховный Суд РФ http://rapsinews.ru/judicial_news/20140325/271004905.html.

Однако невозможно  узнать, кто готовил законопроект, какие средства на его подготовку были потрачены, кто ответил за закон, что Конституционный  суд признал не соответствующим Конституции?

Принятие законов, которые не соответствуют Конституции России, свидетельствует и о том, что депутаты не учитывают требования при обсуждении законопроекта.

О «всеукраинском референдуме» по Донбассу: знает ли Порошенко Конституцию Украины?

Президент Украины Порошенко заявил, что может вынести вопрос о федерализации и автономии отдельных регионов страны на всеукраинский референдум, при этом заявив, что у него нет сомнений по поводу результата референдума. Юрист Илья Ремесло выясняет, правильно ли Порошенко трактует Конституцию Украины, требуется ли для изменения статуса Донбасса всеукраинский референдум и какая международная практика имеется по вопросу самоопределения.

Почему каждый гражданин должен знать и уважать Конституцию своей

«Конституция основной закон» — Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан. Глава 4. Президент Российской Федерации. Основные права, зафиксированные в Конституции РФ. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр. Глава 1. Основы конституционного строя. Главы конституции. Конституция. Основа всего законодательства. Признаки Конституции. Глава 3.

Почему каждый должен знать конституцию

Конституция – это основной закон любого государства. Он регламентирует его политическое устройства, полномочия различных ветвей власти, сроки и порядок их сменяемости. Также в конституции четко определены права, свободы и обязанности граждан государства, указано, как и при каких условиях могут быть внесены изменения в саму конституцию.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Почему каждый должен знать конституцию» Как будут пополняться «черные списки» авиапассажиров Как найти человека по имени Как признать человека безвести пропавшим Казалось бы, любой здравомыслящий и дееспособный человек должен знать этот основной закон если не наизусть (это едва ли возможно даже для квалифицированного юриста), то хотя бы в общих чертах.

Раздел первый

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

jursait.ru

Конституция как юридический документ

Понятие «конституция» происходит от латинского constitutio, означающее «устанавливаю, утверждаю». Одним из источников римского права были «конституции императоров», т.е. их указы и распоряжения, регулирующие правоотношения в Древнем Риме. Фактически это были законы, закрепляющие власть императора. Платон1 в своих «Законах» писал: «…не думаешь ли ты, что одержавший победу тиран, народ или кто другой установит добровольно законы, имеющие ввиду иное, а не свою собственную, прежде всего, пользу, т.е. закрепление за собой власти.»

Первые конституционные акты в современном их значении были приняты в конце XVIII в. в США, Франции, Польше. Таким образом, под конституцией стали понимать основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Сущность Конституции большинство правоведов стали определять как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. . По меткому выражению Фердинанда Лассаля2: «Действующая Конституция страны – это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писаная Конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реального соотношения общественных сил». Близко к этому понимание Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса.

Конституция

основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Конституции можно классифицировать по ряду признаков :

ПО ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ

Принятые народом

ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ

Республиканские

Дарованные народу

(октроированные)

Монархические

ПО ТИПУ ФОРМАЦИИ

Буржуазные

ПО ФОРМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА

федеративные

Социалистические

Конфедеративные

унитарные

ПО ФОРМЕ

писаные

ПО

ПОЛИТИЧЕСКОМУ

РЕЖИМУ

демократические

неписаные

тоталитарные

(авторитарные)

ПО

ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ

временные

ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ

гибкие

постоянные

жесткие

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ

З А К Р Е П Л Я Е Т

победу наиболее активной политической силы, действующей в обществе накануне принятия Конституции

О Т Р А Ж А Е Т

соотношение политических сил, существующих в обществе на момент принятия Конституции

П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т

собой «общественный договор» в котором согласованы политические интересы различных групп общества

Важнейшим нормативным актом Российской Федерации является Конституция – Основной закон Российского государства, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, организации и деятельности системы государственных органов.

Уникальное место Основного закона России в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами:

ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ

Имеет высшую юридическую силу

Обладает верховенством в системе законодательных актов государства

Является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов

На ней базируется все текущее законодательство

Имеет прямое действие на всей территории страны

Имеет особый порядок принятия и изменения

Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля

Высшая юридическая сила Конституции заключается в том, что:

  • нормы Конституции РФ всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов;

  • законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной процедуре;

  • нормы законов и подзаконных актов не должны противоречить нормам Основного Закона.

Как уже отмечалось выше, Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, другие субъекты права обязаны их осуществлять. Это не исключает того, что некоторые конституционные нормы нуждаются в развитии в текущем законодательстве, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с с соответствующими ее положениями;

г) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнения по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения.

studfiles.net

I. Конституция РФ.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

- Обладание высшей юридической силой.

- Особый порядок принятия.

- Закрепленность основополагающих для государства норм права.

- Обладание повышенным механизмом охраны.

- Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды  функций Конституции РФ:

- Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

- Духовно-мировоззренческая.

- Идеологическая.

- Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

- Информационная.

- Воспитательная.

- Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

- другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

- Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

- Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

- Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

- Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

- Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых  норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

- Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

- Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

- Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

- Соблюдение.

- Исполнение.

- Использование.

- Применение.

 

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

- Организация деятельности субъектов реализации.

- Контроль  над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

- Обязывание.

- Дозволение.

- Запрещение.

 

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения  о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

- Президент Российской Федерации.

- Совет Федерации Федерального Собрания.

- Государственная дума РФ.

- Правительство РФ.

- Законодательные органы субъектов РФ.

- Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

- Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

 

 

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке  1/2  от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

 

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ.  Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3  законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки  переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».  Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

- Неприкосновенность личности.

- Свобода совести.

- Свобода собраний.

- Свобода слова.

- Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

- Государственного Совета

- Государственной Думы

 

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

- Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

- Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

- Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

- Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

- Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

- Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

 

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

 

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов  (ВЦИК Советов) - является  высшим законодательным, распорядительным и контролирующим   органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

- Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

- Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

- Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5  и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 -  О   предметах  ведения   верховных  органов  власти   Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 -  О  суверенных правах   союзных   республик   и   о  союзном

гражданстве

Глава 3 -  О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 -  О Центральном  Исполнительном   Комитете   Союза  Советских

Социалистических Республик

Глава 5 -  О Президиуме  Центрального Исполнительного  Комитета  Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 -  О   Совете    Народных   Комиссаров     Союза     Советских

Социалистических Республик

Глава 7 -  О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 -  О народных  комиссариатах  Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 -  Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге  и  столице Союза Советских Социалистических

Республик

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов.  При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

 

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

 

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов  5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

- Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

- Закрепление плановой экономики  как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

- Провозглашение верховным органом власти Верховного  Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

- Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

- Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

 

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 -   общественное устройство

Глава 2 -  государственное устройство

Глава 3 -  высшие органы  государственной власти  союза советских

социалистических республик

Глава 4 -  высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы  государственного  управления  союза  советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие  органы   государственной   власти   автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

- Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей  (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

- Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

- Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года.  Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

 

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

 

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993.  Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

 

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

- Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы  государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие  органы   государственной   власти   и   управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

 

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

 

 

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

 

Структура  Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

Предыдущие статьи:

allstatepravo.ru

2.2 Юридические свойства Конституции рф

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

-     учредительный характер,

-     легитимность,

-     верховенство,

-     стабильность,

-     прямое действие,

-     база текущего законодательства,

-     реальность,

-     программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей[7].

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства[8]. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)[9]. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах[10].

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер"[11].

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом"[12]. Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)[13].

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования"[14]. Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

studfiles.net

Юридическая консультация по конституционному праву

Проблема в том что мы разделили счета что бы не платить за него

с моей семьей проживал брат.за квартиру не платил мы разделили счета,кв.не приватизирована.брат умер год назад,с меня требуют оплатить его долг.что мне делать.

29 Декабря 2017, 17:04, вопрос №1859653 людмила, г. Щекино

Могу ли я данную ситуацию попробовать оспорить в Конституционном суде?

Из предоставленных мной документов следует, что все суды мною проиграны. Но не понятен один момент, за что банк приносит мне свои извинения за некорректные действия сотрудника банка и доставленные мне в связи с этим неудобства. Могу ли я данную...

28 Декабря 2017, 19:54, вопрос №1859090 Елена, г. Жигулевск

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

148 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Что означает - признак самовыдвижения кандидата?

Добрый день Изучал перечь и состав документов для выдвижения в кандидаты в президенты и столкнулся с таким пунктом как " Признак самовыдвижения кандидата " Что означает этот пункт и что здесь заполняется?

27 Декабря 2017, 11:20, вопрос №1857769 Эдуард, г. Нижний Новгород

Все услуги юристов в . Рустави

Гарантия лучшей цены – мы договариваемсяс юристами в каждом городе о лучшей цене.

Что мне делать, если начальник заставляет идти на выборы президента РФ?

Здравствуйте! Что мне делать если мой начальник заставляет меня идти на выборы президента в марте 2018 года с угрозами того что, если я не пойду то против меня в дальнейшем будут применяться меры вплоть до увольнения. Я иногородний. И всех...

26 Декабря 2017, 23:11, вопрос №1857482 Эрнест, г. Подольск

Обращение в Конституционный суд по вопросу защиты трудовых прав

Здравствуйте! В течение восьми лет я работал телеоператором ВГТРК в программе "Вести". В "Вестях" я работал по срочным трудовым договорам, которые заключались на один год и затем продлевались (большинство сотрудников работает именно так -...

26 Декабря 2017, 12:47, вопрос №1856932 Леонид, г. Москва

Какие документы доказывают, что РФ является правопреемником СССР?

Какие есть документы, доказывающие, что РФ является право-приемником СССР?Почему РФ зафиксирована на kоммерческом сайте UPIK, адрес: https://www.upik.de/, № 531298725 ?

24 Декабря 2017, 19:25, вопрос №1855487 Ольга, г. Саратов

Как правильно трактовать постановление Конституционного суда?

Добрый день! Уважаемые юристы, помогите разобраться, нашла такую информацию, что 8.12 Конституционный суд РФ выпустил постановление № 39-П, о том что нельзя взыскивать налоговую задолженность с физических лиц если предприятие действующее. это...

22 Декабря 2017, 10:24, вопрос №1853633 Ирина, г. Михайловка

Заставляют проити ПМПК

Подскажите.в школе (мой ребенок учится в 6 классе гимназии),настаивают на прохождении Пмпк,для перевода на 7 вид,я могу отказаться.

21 Декабря 2017, 21:54, вопрос №1853281 Анна Викторовна Васина, г. Краснодар

289 стоимостьвопроса

вопрос решен

Могу ли жить отдельно от родителей, арендуя квартиру и обеспечивая саму себя?

Могу ли жить отдельно от родителей , если снимать семную квартиру и обеспечивать саму себя ? Могу ли жить отдельно от родителей , если снимать семную квартиру и обеспечивать саму себя ?

20 Декабря 2017, 19:54, вопрос №1852074 Эл, г. Уфа

Действия Верховного суда республики при несоответствии ряда норм Конституции республики ФЗ

Верховный суд республики (субъекта РФ) при рассмотрении конкретного дела пришел к выводу о несоответствии ряда норм Конституции республики (субъекта РФ) федеральным законам. Каковы возможные действия верховного суда республики (субъекта РФ)?

20 Декабря 2017, 13:32, вопрос №1851629 Дмитрий, г. Петрозаводск

На какие нормы ссылаться, если мама забрала паспорт, но мне уже 18 лет?

Вопрос: Подскажите у меня мать забрала паспорт мне 18 лет. И я хочу забрать его , имеет ли право она заберать его так это личный документ ? Подскажите как ей предьявить чтобы отдала

19 Декабря 2017, 21:56, вопрос №1851055 Анастасия, г. Салават

В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?

В современной юридической литературе рядом исследователей высказываются предложения о принятии Федеральных конституционных законов о Президенте Российской и о Федеральном Собрании Российской Федерации. Возможно ли это, исходя из требований...

18 Декабря 2017, 11:22, вопрос №1849205 Юлия, г. Москва

Законно ли одна из политических партий выступила с инициативой двухпалатной системы?

Одна из политических партий выступила с инициативой закрепления в законодательстве Российской Федерации двухпартийной политической системы. Дайте правовую оценку данному предложению.

18 Декабря 2017, 11:07, вопрос №1849185 Юлия, г. Москва

Является ли послание президента РФ источником отрасли конституционного права РФ?

Студент Иванов С.П., посмотрев в прямом эфире выступление Президента РФ с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, где отмечалась необходимость изменения срока полномочий депутатов Государственной Думы РФ, на следующий день во время...

18 Декабря 2017, 10:50, вопрос №1849166 Юлия, г. Москва

Передвижение несовершеннолетнего по РФ без сопровождения

Мне 17 лет, я собираюсь без чьего-либо сопровождения поехать на неделю в Санкт-Петербург. Требуется ли нотариально заверенная доверенность от обоих родителей на свободное перемещение по РФ при заселении в отель? Как при таких обстоятельствах...

17 Декабря 2017, 15:15, вопрос №1848490 Анастасия, г. Москва

pravoved.ru

Заметки юриста о Конституции

России не везёт на революции. За последнее столетие наша страна претерпела их две – одну в начале, другую в конце ХХ века. Первая революция 1917 года закончилась Октябрьским переворотом большевиков и плавно перешла в Гражданскую войну 1918 – 1922 годов… Вторая Российская революция 1989 – 1993 годов закончилась переворотом Бориса Ельцина, разогнавшего в сентябре – октябре 1993 года Верховный Совет и Съезд народных депутатов, представлявших, согласно действующей тогда Конституции, верховную власть в России. В результате страна оказалась в руках разного рода проходимцев и мелких жуликов – от торговцев порчеными продуктами до бывших секретарей обкомов КПСС, попрятавших своё партийное прошлое за трескучей «демократической» демагогией. Главной целью этих новых «хозяев жизни» было быстрое и безмерное обогащение любыми средствами для удовлетворения своих животных инстинктов и самых низменных пороков. И овладев полнотой власти в России, они готовы были продать по частям доставшуюся им тысячелетнюю державу, как их предшественники в Верховном Совете РСФСР ради личной власти и богатства раздали окраинные провинции бывшей Российской империи новоиспечённым ханам и панам. Уже готовы были карты земель русских с границами Уральской республики, Казакии, Сибирского ханства, Дальневосточных штатов, Ингерманландии и Конфедерации кавказских народов. А бывшие партийные, комсомольские и советские функционеры делили между собой виртуальные министерские портфели этих обломков Русской империи. Но в последнем акте Российской революции конца двадцатого века было то, что заставляло новую власть скрывать до поры свои истинные намерения. К осаждённому зданию Верховного Совета стали подходить русские люди, готовые пролить кровь свою в защиту Отечества. Они шли не охранять Хасбулатова, которого за пару лет до того Борис Ельцин оставил вместо себя Председателем Верховного Совета, и не спасать полномочия депутатов, утвердивших своим вердиктом преступный Беловежский сговор. Люди, пришедшие к Дому Советов (по крайней мере, большинство из них), хотели показать и тем, кто засел в Кремле, и тем, кто занимал кресла народных избранников, что в России есть ещё силы, способные противостоять шобле мародёров, готовых добить нашу Отчизну. По подсчётам независимых экспертов в дни Октябрьского переворота было убито более двух тысяч человек из тех, кто выступил против надвигающейся диктатуры. Но жертвы эти не были напрасны. Сам размах народного сопротивления произволу и хамской самоуверенности «царя Бориса» напугал «победителей». И они, отложив на время свои планы дележа и распродажи великой империи, наследницы Византии и Рима, вынуждены были прикрыть революционное происхождение своей власти демократическими процедурами выборов в новый двухпалатный парламент и принятием на референдуме новой Конституции России. А для того, чтобы граждане проголосовали за новый Основной Закон страны, кремлёвские юристы, составлявшие Конституцию, включили в неё гарантии всех основных социальных и политических прав, характерных для нашей гуманистической цивилизации конца XX века, и в той или иной степени реализованных в развитых странах Европы и Америки. Впрочем, составители новой российской Конституции и их заказчики вовсе не предполагали что права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, будут реализованы на самом деле. Как все истинные революционеры Ельцин и его соратники с пренебрежением относились вообще к любым писаным законам, почитая их пустыми бумажками, которые в любой момент можно будет порвать и выбросить на свалку Истории. Поэтому они не очень заботились о том, что им придётся исполнять то, что записано в Конституции России. И это брезгливо-пренебрежительное отношение к Основному закону страны мы наблюдаем на протяжении всех двадцати лет, прошедших от кровавых дней Октябрьского переворота 1993 года. В этих записках я попробую в самых общих чертах показать, что власть в нашей стране нарушает букву и дух Конституции 1993 года, попирая все права и свободы граждан, гарантированные Основным законом нашей страны. А начну я с самого простого – с анализа терминологии, которую употребляют должностные лица всех рангов, включая Президента России, в своих официальных выступлениях, распоряжениях, приказах и вообще во всей правоустанавливающей деятельности. В Конституции Российской Федерации записано: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94) и «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы…» (ст. 95). А что мы слышим в выступлениях политиков и представителей действующей власти? Какие-то «верхняя и нижняя палаты». Хотя никакой градации на «верхнюю» и «нижнюю» для палат парламента Конституцией России не предусмотрено. При этом Совет Федерации на всех официальных каналах телевидения почему-то стали именовать «сенатом», а членов Совета Федерации – «сенаторами». Не смотря на то, что в Конституции ясно прописано название парламентариев: «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы…» (ст. 98). Я согласен, что члены Совета Федерации звучит не очень презентабельно. Сенатор – куда более звучное словечко. Но это не позволяет менять определения, данные в Конституции. Представители власти и официальные средства массовой информации просто обязаны следовать букве Основного закона. И если позволительно менять какие-либо наименования, записанные в Конституции Российской Федерации просто исходя из того, что кому-то кажется, что слово «сенатор» по смыслу совпадает с официальным наименованием «член Совета Федерации», то тогда можно произвольно менять и другие конституционные дефиниции. Например, давайте Президента России именовать Тираном – в греческих государствах древнего мира так именовали правителя, обладающего всей полнотой исполнительной власти. Как вам нравится такое официальное сообщение информационных агентств: «Тиран России Путин сегодня имел неформальную дружескую беседу с тираном Америки Обамой». А если мне скажут, что термины «сенат» и «сенаторы» позаимствованы не из античных времён, а из политической системы США, то тогда депутатов Государственной Думы следует именовать «конгрессменами». Кстати, часто употребляемое в СМИ словечко «думцы» тоже не встречается в Конституции России. Кому-то может показаться, что терминология не играет особой роли в политической жизни нашей страны. Ну что придираться к словам! Во-первых, строгое следование букве Закона показывает уважение к нему со стороны власти. И напротив, искажение конституционной терминологии выражает пренебрежение представителей власти к Конституции России. А во-вторых, не так уж безобидно искажение буквы Основного Закона. Например, понимая неудобство использования наименования «член Совета Федерации», власть могла бы инициировать референдум, и в установленном Конституцией порядке поменять название Совета Федерации на Сенат, а членов Совета Федерации – на сенаторов. Но тогда ведь придётся изменить и порядок формирования этой палаты парламента. Сенаторов не назначает исполнительная власть, а избирает народ. А это опасно для власти, если обе палаты парламента России будут формироваться прямыми выборами. Засевшие в Кремле новые «хозяева жизни» не забыли жёсткое противостояние избранного Верховного Совета и Президента в сентябре – октябре 1993 года. Так что достаточно, что одна палата парламента избирается всенародно. Другую же палату для собственной безопасности должна формировать сама исполнительная власть. И пусть парламентарии, заседающие в этой палате, остаются всего лишь «членами», но пока их будут величать «сенаторами». А для избранных народом депутатов Государственной Думы вполне подойдёт пренебрежительное наименование «думцы». Или вот ещё словечко – «спикер», которое тоже нигде не встречается в Конституции Российской Федерации. По-русски «спикер» это человек, который говорит – говорун или попросту болтун. И называя так Председателя Совета Федерации или Государственной Думы, представители исполнительной власти и прислуживающие им журналисты хотят подчеркнуть, что руководители палат парламента всего-навсего болтуны. Мол, «мелиЕмеля, твоя неделя». А решения принимает Президент и его челядь. Так что манипулирование конституционной терминологией имеет достаточно глубокий смысл. И тезис этот в полной мере можно проиллюстрировать ещё на одном примере, имеющим гораздо более существенное значение, чем всё то, о чём говорилось выше. В Конституции Российской Федерации записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (ст. 3). И при этом «Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальности» (ст. 26). Обратим внимание на слово «многонациональный». То есть Конституция Российской Федерации признаёт существование в России наций, как коллективных субъектов, составляющих народ, который и является единственным источником власти. Но вот сначала робко, а затем всё более и более настойчиво кремлёвские политтехнологи стали утверждать, что основной и главной целью российской демократии является формирование единой российской нации. И вот уже по всем каналам телевидения звучит лозунг: «Мы россияне!». Нет в Конституции Российской Федерации такой дефиниции «россияне». И приписывать всех граждан России к некой «нации россиян» антиконституционно (так как противоречит статье 26). А насильственное формирование из многонационального народа России единой «нации россиян» преступно. И вдвойне преступно, когда цель формирования единой «нации россиян» ставит Президент России – гарант Конституции. Надо сказать, что Конституция России даёт гражданам право самим определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26). И кому-то может показаться, что это излишняя вольность, принимающая порою смехотворные формы. Например, в последней переписи населения кое-кто в графе национальность записал «хоббит», «гном» и «московский гоблин». Ну, как говорят на Руси «дуракам закон не писан». Но положение статьи 26 о свободном выборе национальности гарантирует то, что у власти нет права всех нас оптом записывать в какую-то искусственную «нации россиян». «А что плохого в том, что все граждане России будут иметь одну национальность россиян?» – может спросить кто-то из читающих эту статью. Искусственное формирование новой нации, включающей в себя всех граждан – это первый шаг к распаду страны, как бы парадоксально не звучал такой тезис. Коммунистическое руководство Советского Союза уже ставило такой эксперимент, формируя «новую общность людей – советский народ». Чем закончился такой эксперимент памятно всем – страна потеряла часть территорий и прошла сквозь чреду кровавых локальных конфликтов. Вообще говоря, формирование «нации россиян» (так же как ранее «новой общности – советского народа») прежде всего имеет своей целью ликвидацию русской нации, из которой новые большевики, революционным путём захватившие власть в России в начале девяностых годов прошлого века, намерены лепить «нацию россиян», не имеющую ни территориальных корней, ни исторических традиций, ни моральных устоев. А ликвидация русской нации им нужна для того, чтобы сделать свой гешефт, разделив единую державу на части. Потому как именно русские люди, осознающие свою принадлежность к великой исторической нации, представляют собой основное препятствие к окончательному разделу тысячелетней Русской империи. Среди тех, кто в сентябре – октябре 1993 года пришёл к Дому Советов воспрепятствовать наглому произволу «царя Бориса», наиболее организованной и сплочённой силой были отряды Русских. И враги России не забыл этот урок. А то, что в России существуют влиятельные силы, имеющие своей целью дальнейший раздел территорий остающихся ещё в едином государстве, сомнений не вызывает. Всё чаще в средствах массовой информации обсуждается идея о том, что России не нужны те или другие территории – от предгорий Кавказа до полярных широт. Например, 17 сентября на радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Разворот» Мария Гайдар и её напарник по передаче прямо поставили вопрос на голосование радиослушателей: должна ли Россия оставаться в своих нынешних границах или от неё следует отделить ещё ряд территорий? По сути это был прямой призыв к нарушению территориальной целостности государства. Но ни правоохранительные органы, ни депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, ни Президент Российской Федерации – гарант её Конституции, вроде как и не заметили этого враждебного выпада радиоведущих популярной радиостанции, имеющей к тому же государственную поддержку. Что это – близорукость власти, или её тайные помыслы, которые она пока не решается озвучивать сама? Но и в том и в другом случае мы должны бить в набат: Люди будьте бдительны! Не доверяйте сладкоречивым негодяям в руководстве России, прячущим свои гнусные замыслы за патриотической фразой, так же как раньше они камуфлировали свои грязные делишки демократической демагогией. На экранах телевизоров и на страницах газет нам рисуют лицо врага, который находится где-то вдалеке от нашего дома – всякого рода международных террористов, британских спецслужб и американских сенаторов. Но на самом деле, враг находится здесь, рядом. Это влиятельные «россияне», вынашивающие планы раздела и окончательной ликвидации Российского государства. И те граждане России, кто наделён властью, но, преступно пренебрегая доверием народа, вручившего им эту власть, уклоняется от защиты его прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Конечно, Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в 1993 году несовершенна, как и всякое человеческое творение. Это не Священное Писание, данное людям Богом, и её, Конституцию, можно изменять и улучшать – благо и процедура изменения отдельных положений Основного Закона прописана в самой же Конституции. Но прежде чем менять те или иные положения Конституции, власть обязана реализовать все права и свободы граждан, которые Конституцией гарантированы. И, прежде всего такая обязанность возложена на Президента Российской Федерации, который Конституцией определён как гарант прав и свобод человека и гражданина, декларированных Основным законом. И за системные нарушения прав и свобод граждан России, буквы и духа Конституции Российской Федерации Президент несёт персональную ответственность. Выше мы рассмотрели только формальные нарушения буквы Основного Закона. А в следующих схолиях осветим попрание властью основных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Чтобы люди могли воочию убедиться, что все их беды и утеснения происходят не от изъянов Основного Закона, а от злонамеренной власти, этот закон не исполняющей. Михаил Бурлаков Источник: communitarian.ru

rusevik.ru

Ст. 48 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2017 год

Текст Ст. 48 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

konstrf.ru


Смотрите также