Закон суров, но он закон...

Китайский юрист


как взыскать долг в Китае

В нашей адвокатской практике стало чаще обращаться с просьбой взыскания долгов с китайских компаний, и не редко такие случаи, что российские компании просто попали в ловушку китайских мошенников.

Коммерческий спор или мошенничество?

Годы назад мы писали статью с темой, как можно защищаться от недобросовестных китайских компаний. Данная работа была направлена на то, чтобы обратить внимание российских компаний и прочих предпринимателей на некоторые хитрости китайских мошенников, чтобы они не заключили сделки с подозрительными китайскими компаниями. Но, тем не менее, количество потерпевших от мошенничества китайских компаний все время увеличивается.

В практике типичная схема мошенничества представляется таким образом, что китайцы от имени китайской компании заключают договор с российским покупателем и пропадают после получения предоплаты от российского покупателя. В некоторых случаев китайская компания поставляет незначительную партию товаров или какой-то промышленный мусор вместо заказанного товара со всяческими отгрузочными документами, даже при наличии сертификата качества товаров от китайских компетентных органов.

Если китайская компания вообще ничего не поставила, то, однозначно, это уже мошенничество.

Спорной является ситуация, когда китайская компания что-то поставила в исполнение заключенного договора, а после это она либо пропадает, либо отказывает от возврата предоплаты. Хотя на самом деле это уже мошенничество, потому что китайские мошенники вообще не намерены исполнить договор, то, что они заключили договор и даже что-то поставила в исполнение договора только с целью того, чтобы завоевать средства российского покупателя. Если в таком случае российский покупатель обращается в китайскую полицию с просьбой возбудить уголовное дело против руководителя или хозяина китайской компании, то, китайская полиция действует по разному, в большинстве случае они отказываются в возбуждение уголовного дела со ссылкой на то, что это коммерческий спор и российский покупатель должен обращаться в суд или арбитраж для защиты своих интересов.

Что требуется для возбуждения уголовного дела против китайской компания для получения возврата предоплаты?

При обращении в полицию с просьбой возбудить уголовное дело очень важно представить сведения о личности руководителя или хозяина китайской компании, в том числе копию удостоверения о личности, копию паспорта, фактический адрес проживания, телефон, электронную почту, оригинальные документы с их собственноручной подписью, банковские реквизиты, по которым китайская компания получила предоплаты.

Если российский покупатель уплатила предоплату на счет, открытый в китайском банке, даже оффшорный счет в китайском банке, дело будет проще, если полиция установит, что средства с счета компания были сняты на личный счет руководителя или хозяина китайской компании без законного основания. А если средства были уплачена на счет, открытый китайской компанией в Гонконге или других странах, то, китайская полиция в таком случае уже не вправе запрашивать информации от иностранных баков, и уже трудно установить связь руководителя или хозяина китайской компании с предоплаты.

Если китайская компания является пустой, и известны все сведения руководителя и хозяина китайской компании, то обращение в полицией является правильным выбором.

Государственный суд или третейский суд?

Если дело не может отнести к категории уголовного дела, у российского покупателя остается только один выход — обращаться в суд. В таком случае возникает вопрос, куда подать иск, в государственный суд или третейский суд?

Если в заключенном договоре была предусмотрена арбитражная оговорка и она является действительной или исполнимой, то, истец может только обращаться в третейский суд в соответствии с такой оговоркой. Если, при наличии арбитражной оговорки истец обращался в государственный суд, то, суд обязан отзываться в принятии такого дела, а истец будет на зря тратил дополнительные расходы на оформление судебных документов (легализация доверенности или прочих документов).

Если в договоре не было арбитражной оговорки, что делать? В государственный суд или третейский суд. Здесь уже стоит обратить внимание и благодарить «великолепное наследие» Советского союза. В соответствии со статье 52 Общих условий поставок между СССР и КНР от 13 марта 1991 года, все споры между сторонами контракта поставки между китайскими и советскими организациям разрешаются именно арбитражны разбирательством, а именно:

если ответчиком является предприятие или организация Союза ССР, то в Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР в Москве в соответствии с Регламентом этого Арбитражного суда;

если ответчиком является внешнеторговое предприятие или организация Китайской Народной Республики, то в Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии при Китайском комитете содействия развитию международной торговли в Пекине в соответствии с Правилами о производстве дел в этой Комиссии.

Хотя СССР уже нет, но, поскольку Россия как продолжатель приняла все права и обязательства по международным договорам СССР. И в приложение Закона о международном коммерческом арбитраже от 7 июля было четко установлено, что Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации является преемником арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, образованного в 1932 году, и, в частности, вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР. Поэтому мы считаем, что договоры поставки были заключены между китайскими и российскими компаниями, и в таком договоре не был предусмотрен иной порядок разрешения споров или исключение применения Общих условий поставок между СССР и КНР к отношениями данного договора, то, статья 52 автоматически применяется, и в случае споров любая сторона может обращаться в третейский суд в соответствии с данной статьи. Такие выводы в китайской практике неоднократно подтвердились не только постановлениями Верховного народного суда КНР, но, и многочисленными постановлениями о компетентности CIETAC.

Но, если одной из сторон является индивидуальные предприниматель, то такая принудительная арбитражная оговорка уже не применяется.

Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC).

CIETAC является авторитетным арбитражным учреждением в мировой области коммерческого арбитража и его решение может быть признано и исполнено во всех странах — участниках Конвенции о признании и проведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Преимущества арбитража в CIETAC еще заключаются в том, что все документы для арбитража не требуются консульской легализации, как в иных китайских арбитражных учреждениях. Во многих больших городах Китая CIETAC имеет свой филиал, в том числе Шанхае, Тяньцзинь, Шэньчжэнь, Чунцин и прочих городах, участники могут договориться о проведении слушания в любом удобном месте. С сентября 2012 года CIETAC открывал свой филиал заграницей — Арбитражный центр CIETAC в Гонконге, который дает больше выбора и свободы по вопросам процедуры для участников арбитражного разбирательства.

Государственный суд в Китае и обязательность легализации документов.

Если нет арбитражной оговорки и статья 52 Общих условий поставок между СССР и КНР не применяется, то, российский истец может обращаться в китайский государственный суд по месте нахождения китайского ответчика. При этом надо обратить два момента:

Во-первых, надо определить компетентный суд в соответствии в китайским процессуальным законодательством. Обычно только суд средней инстанции вправе принять к рассмотрению дела с иностранными участниками, и если сумма исковых требований превышает установленные нормы (такие нормы часто изменяются), то, дело подлежит рассмотрению в вышестоящем суде.

Во- вторых, все документы, в том числе свидетельство о регистрации (статусе) истца, справку о законном представителе, доверенности и исковое заявление поджать нотариальному заверению и консульской легализации в Посольстве КНР в Москве.

Апостиль не применяется, потому что КНР не является участником Конвенции ООН от 5 октября от 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Гонконг и Макао как самостоятельная юрисдикция является участником такой конвенции.

Здесь тоже надо особенно подчеркнуть, что статья 29 Договора между РФ и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 года тоже не применяется по вопросам легализации документов, поданных российскими истцами непосредственно в китайский суд для защиты своих интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам освобождается от легализации только при удовлетворении всех следующих условий:

Во-первых, документы обязательно являются документами, используемыми для исполнения оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, предусмотренной в статьях 11 и 22 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам;

Во-вторых, передача документа обязательно производится в соответствии с статьями 2 и 30 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, то есть через центральный орган каждой стороны, центральный орган в КНР означает Министерство юстиции и Генеральная прокуратура КНР, в РФ означает Министерство юстиции РФ и Генеральную прокуратуру РФ, или через дипломатические каналы;

В- третьих, только документы, которые составлены или засвидетельствованы судом или другим компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны, при наличии подписи и официальной печати, могут быть освобождены от легализации.

Хотя в российской судебной практике совсем иной подход к пониманию вопроса легализации документов по вышеуказанному договору (суд не требует легализацию документов со ссылкой именно на статью 29 вышеуказанного договора), но, в китайской практике именно придерживается вышеуказанного понимания.

Что делать?

В Интернет полны информации о том, что в Китае нет справедливой правосудия, и нет смысла судиться с китайскими компаниями в китайском суде. Мы не сможем согласить с таким мнением, и мы считаем, что такая критика в отношении китайских судов или третейских судов просто не обоснована. Более того, как мы видим в практике, что в большинстве случаев китайские суды придерживаются установленного законом порядка. Но, конечно, мы не можем гарантировать, что все решения китайских судов стопроцентно являются правильными и справедливыми.

Для того чтобы получить возврат предоплаты или погашение долга обязательно действовать, в том числе направить адвокатское письмо или подать должника в суд, или обращаться в полицию с просьбой возбудить уголовное дело, другого выхода просто нет. Некоторые российские предприниматели мечтают, что можно получить возврат своих денег без суда, без китайского адвоката, такой возможности нет! Китайские мошенники не так смелые, как кажется, когда они видят, что потерпевшие серьезно действуют против низ через суд или полицию, они уже пойдут на встречу.

Некоторые компания не хотят тратить дополнительные расходы на адвоката или госпошлины, и обращаются в коллекторскую компанию по варианту «по результату успехов». Но, надо знать, в Китае коллекторская деятельность просто запрещается, они приносят, в конце концов, только вопросы и проблемы.

Если российские компании не действуют активно, то китайские мошенники просто смотрят и ждут.

zakon.ru

Китайский закон: российские юристы об особенностях бизнеса в Китае

Что нужно знать предпринимателям, чтобы добиться успеха в Китае: советы российских юристов

История работы российских предпринимателей на китайском рынке насчитывает более 20 лет, многие смогли завести нужные связи и получить ценный опыт, позволяющий производить или приобретать товары необходимого качества, пользующиеся реальным спросом на российском рынке. Примеры успеха заставляют все больше и больше наших соотечественников обращать свое внимание на Поднебесную. Огромный новый рынок кажется Клондайком, и на него пытаются выйти относительно небольшие и неопытные игроки. Однако они не всегда учитывают, что бизнес в Китае связан с большим количеством рисков, к которым многие попросту не готовы.

Риски мошенничества

С самого начала стоит помнить, что китайские бизнесмены не так уж боятся потерять клиента, что, возможно, связано с численностью населения страны. Китай по праву пользуется репутацией «мировой фабрики», где можно найти практически любые товары. Но, к сожалению, не всегда контакты с китайскими поставщиками приводят к желаемому результату: иногда партнеры просто исчезают после получения предоплаты и прекращают выходить на связь.

Обычно сумма предоплаты для начала взаимоотношений с китайской стороной составляет $20 000 – 50 000. Для недобросовестных партнеров такая сумма считается достаточной, чтобы пойти на мошенничество, поскольку они убеждены в своей безнаказанности. Слишком большие расходы придется понести российской стороне на розыск виновных и привлечение их к ответственности, и слишком мала вероятность взыскания таких сумм.

Типичным случаем в практике торговых операций с китайскими фирмами является мошенничество с химической продукцией, например полиэстером. В отличие от одежды или игрушек проконтролировать качество химикатов или пластиков достаточно сложно. Тем более что мошенники обычно запасаются результатами экспертизы (выданными на небольшой образец товара) и убеждают, что отправили товар именно того качества, которое предусмотрено договором.

Начинающему бизнес в Китае стоит насторожиться, если контрагент располагается в Тяньцзине, Шицзячжуане или Цзинане.

Эти города — своего рода «золотой треугольник» мошенников. Впрочем, недобросовестными могут оказаться и компании из других городов. Как правило, у них гонконгская или офшорная регистрация. Сразу стоит обратить внимание на печать: у компании из материкового Китая должна быть красная круглая печать со звездочкой в центре. У мошенников может быть реальный офис (снятый на месяц для подписания договора) и счет в банке (офшорный счет, который открывается китайскими банками для иностранных компаний). Но при проверке по базе Китайской торгово-промышленной администрации выясняется, что такой компании в Китае нет. А вот при проверке в Гонконге — что компания с таким названием зарегистрирована.

Стоит учитывать, что мошенники не утруждают себя разработкой сайтов: у них или очень простой сайт на английском (естественно, находящийся на зарубежном хостинге), или вообще одна страница на каком-нибудь B2B-сервисе.

Читайте договор

При составлении договора российские инвесторы не всегда учитывают особенности китайского законодательства. Как правило, договоры с китайскими партнерами у начинающих российских бизнесменов заключаются на русском и английском языках, ведь так дешевле, чем с переводом текста на китайский. Вот только от ловушек это не спасает. Можно привести пример, когда в русской версии документа стороны договорились, что 50% от общей стоимости каждого заказа оплачивается в качестве предоплаты, а остальное покупатель перечисляет в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о готовности товара к отгрузке, а в английском тексте речь шла уже не о предоплате, а о задатке. При этом договор предусматривал, что версия на английском превалирует над русской.

В отличие от предоплаты задаток по законодательству КНР не подлежит возврату уплатившей его стороне в случае ее отказа от исполнения договора.

То есть если поставленный товар не устроит вас по качеству, свои деньги вы уже не вернете. В данном случае очевидно, что договор готовился не юристом и за основу был взят стандартный английский текст, скорее всего, предложенный китайской стороной.

Другой распространенной уловкой является включение в договор заведомо неисполнимого пункта о порядке разрешения споров в третейском суде. Практически во всех договорах арбитражная оговорка составлена так, что по китайскому законодательству она будет или недействительной, или очень спорной. Может быть указан несуществующий арбитраж или арбитраж с неопределенным статусом, например филиал Китайской экономической и торговой арбитражной комиссии в Шанхае, чьи полномочия сама комиссия (основной арбитражный орган в Китае) не признает. Могут также указываться сразу две китайские арбитражные комиссии — что по Закону КНР «Об арбитраже» делает оговорку недействительной без дополнительного соглашения о выборе одного арбитражного института.

Как не стать жертвой

Прежде чем что-то подписывать, стоит проверить потенциального партнера по базе зарегистрированных компаний. Это позволит понять, существует ли вообще компания в Китае, какой у нее зарегистрированный уставный капитал и оплачен ли он, какие у нее разрешенные виды деятельности и кто является законным представителем компании с правом подписывать договоры без доверенности. Можно будет оценить устойчивость положения контрагента и возможные риски.

Если обнаружится, что компания только что создана или является убыточной, то следует избегать условия предоплаты по договору.

В этой ситуации аккредитив, например, может стать отличным способом расчетов, который защитит вас от рисков.

Наконец, в Китае обязательно необходим контроль при отгрузке товаров (pre-shipment inspection). Такой контроль может проводить представитель российского покупателя, если есть возможность определить соответствие требованиям спецификаций путем простого осмотра. Но если требуется проверка всей партии товара, рекомендуется привлечение экспертной организации, которая выдаст соответствующий сертификат.

Вход через Гонконг

Для заключения договоров с китайскими поставщиками российские предприниматели часто учреждают компании в Гонконге (Южный Китай). В этом случае легкость ведения бизнеса в Специальном административном районе (САР) Китая на руку уже не мошенникам, а добросовестным бизнесменам. Право Гонконга, основанное на английском, способно успешно защитить покупателя китайского товара. Поэтому в договоре рекомендуется в качестве органа по разрешению споров указывать Международный арбитражный центр Гонконга. В случае вынесения им решения в пользу вашей гонконгской компании вероятность его принудительного исполнения в Китае достаточно высока.

Важно заметить, что в отличие от материкового Китая в Гонконге иностранцам намного проще и быстрее учредить компанию. Создание компании россиянами непосредственно в материковом Китае является достаточно дорогостоящей процедурой, а кроме того, отмечаются проблемы использования российских загранпаспортов для учредителей. Реальный пример: китайцы отказались принимать загранпаспорт, поскольку он подлежит замене каждые пять-десять лет, а значит, в нем «меняются данные», а предложение китайской стороны «легализовать в посольстве российский паспорт» отказался выполнять МИД России, который даже не понял суть запроса.

Безусловным преимуществом Гонконга как юрисдикции для регистрации международных торговых компаний является отсутствие НДС.

Ставка налога на прибыль компаний составляет всего 16,5%. Применяется территориальная система налогообложения прибыли, то есть такой налог подлежит взиманию исключительно с доходов от источников в Гонконге.

Преимущества использования гонконгских компаний в работе с китайскими партнерами основываются на Соглашении КНР и САР Гонконг о тесном экономическом партнерстве от 29 июня 2003 года. Согласно его положениям, между ними действует упрощенный режим торговли и инвестиций. Интересно, что по соглашению произведенные в Гонконге товары освобождены от таможенных пошлин при ввозе в материковый Китай.

Таким образом, ведение бизнеса в Китае — непростое ремесло для российских бизнесменов. Ради будущей прибыли необходимо сделать немалые вложения уже на стадии планирования бизнес-процессов. Наличие профессионального представителя в Китае является залогом минимизации реальных рисков. Кроме того, нельзя экономить на юридических услугах, которые, во-первых, помогут создать правовую базу для дальнейшей работы, а во-вторых, обеспечат достаточную безопасность при выборе китайских контрагентов.

Александр Захаров партнер Paragon Advice Group, 

Павел Бажанов партнер консалтинговой компании SBF Group   /Forbes /

www.south-insight.com

Как иностранцу нанять адвоката в Китае? - Китайский адвокат

Вопрос: Что собой представляет адвокатура в Китае?Ответ: В Китае для ведения адвокатской деятельности адвокат обязан получить ценз адвоката и лицензию на адвокатскую практику.  Каждый адвокат должен работать в той или иной адвокатской конторе, а независимый адвокат, не состоящий на службе в адвокатской конторе, считается нелегальным.  Поэтому, чтобы воспользоваться услугами адвоката при предъявлении иска, нужно обращаться в адвокатскую контору.

В Законе об адвокатуре КНР предусмотрены три формы адвокатских учреждений:  государственная адвокатская контора, кооперативная адвокатская контора и акционерная адвокатская контора.  В настоящее время большинство китайских адвокатских контор составляют акционерные.

Вопрос:  Действительно ли, что в Китае иностранцы могут приглашать только китайских адвокатов?

Ответ:  Да.  В Гражданском процессуальном кодексе КНР установлено: если при предъявлении иска или встречного иска в народный суд иностранцы, лица без гражданства либо иностранные предприятия и организации приглашают адвоката для участия в гражданском процессе, то должен приглашаться адвокат КНР.  Если иностранная сторона приглашает адвоката своей страны, этот юрист может участвовать в гражданском процессе лишь в качестве доверенного, а не адвоката.

Вопрос:  Какие услуги может оказывать адвокат?Ответ: 1. Законами Китая установлены права и обязанности находящихся в Китае иностранцев.  Но многие иностранцы не знают, какие у них права и обязанности и как осуществлять их.  Адвокат может на основе анализа обстоятельств дела помочь заинтересованной стороне понять, какое положение она занимает в иске.2.  Адвокат может помогать доверителю в поисках доказательств. Приглашенный клиентом адвокат имеет право расследовать обстоятельства организаций или отдельных лиц с их согласия, чтобы получить доказательства, благоприятные для его доверителя.  Адвокат также имеет право знакомиться с материалами дела, что необходимо для всевозможной защиты законных прав и интересов стороны-поручителя.3. Приглашенный заинтересованной стороной адвокат может присутствовать в суде, участвовать в судебных расследованиях и прениях для защиты законных прав и интересов клиента.

Вопрос:  Какова процедура найма адвоката находящимся на территории Китая иностранцем?

Ответ: При приглашении адвоката учитываются его образование, специальные знания, стаж и качество работы, а также профессиональный авторитет конторы, к которой он принадлежит.

После определения кандидатуры адвоката адвокатская контора должна подписать договор с доверителем и выполнить необходимые формальности.  Выбранный адвокат должен предъявить клиент) лицензию на адвокатскую деятельность.

Вопрос:  Как следует приглашать китайского адвоката иностранцу, находящемуся за границей Китая?Ответ:  Иностранец, не находящийся Б Китае, передавая поручение на ведение дела китайскому адвокату, должен послать из-за границы или передать через поверенного письменную доверенность.  Поручение должно быть оформлено в нотариальной конторе страны его пребывания и заверено в посольстве или консульстве КНР в данной стране.

Вопрос:  На что иностранцы должны обращать внимание при найме китайских адвокатов?Ответ:  Во-первых, не надо стремиться нанять только авторитетного и знаменитого адвоката, поскольку даже очень хороший адвокат не является профессионалом во всех областях. Разные адвокаты обладают преимуществами в разных сферах. Поэтому самое главное - выбрать специалиста, сильного в той сфере юриспруденции, которой касается ваше дело.

Во-вторых, не следует верить многим обещаниям адвоката.  Конечные результаты судопроизводства зависят главным образом от фактов и доказательств.  Адвокаты могут предоставлять юридические услуги только на основе располагаемых фактов и доказательств.  Согласно нормам профессиональной этики, ответственному юристу не только нельзя многое обещать клиенту, но и следует предупреждать о возможном риске.

В-третьих, не следует предпочитать юриста адвокатской конторе. Чтобы найти идеального адвоката, нужно найти сначала хорошую адвокатскую контору, обеспеченную системой гарантирования качества обслуживания и опирающуюся на силу всей команды.

В-четвертых, нельзя предпочитать профессиональный уровень адвоката его чувству ответственности, так как чувство ответственности адвоката зачастую имеет определяющее значение.  Ответственный адвокат предоставляет своевременные и качественные юридические услуги.

Вопрос:  Как оплачивать услуги адвоката?Фактически консультационные услуги адвоката стоят не так дорого, как представляется. В большинстве случаев несложные консалтинговые услуги предоставляются юристами бесплатно.

Способы взимания платы за адвокатские услуги дифференцируются в соответствии с формат услуг.  Оплата бывает сдельная, повременная и в вице процентов от исковой суммы.  Сдельная оплата обычно взимается за ведение дела, не касающегося имущественных отношений:  оплата в процентах от суммы иска - за ведение дела, касающегося имущественных отношений; повременная оплата же применима для ведения всех юридических дел.  В ведении одного дела по поручению можно одновременно прибегать ко всем вышеупомянутым способам оплаты.  При ведении дела и арбитража по гражданским, экономическим и административным делам можно на основе договоренности применять способ, согласно которому при подписании договора клиент платит адвокату основную сумму, а в случае выигрыша дела, платит ему другую сумму по проценту от выигранной суммы.  Но при таком способе норма вознаграждения обычно высокая.  Процент от выигранной суммы, по которому клиент платит адвокату, определяется путем консультаций между доверителем и доверенным.

Совет юриста:

О способах и нормах оплаты за услуги адвоката и форме платежа следует четко написать в договоре. Следует также отметить, что оплата за услуги адвоката не включает расходы на ведение дела, в том числе расходы на экспертизу, копирование документов, транспорт, питание и проживание в гостиницах. Эти расходы клиент берет на себя.

www.chinaruslaw.com

Юристы Китая и России навели мосты в Харбине

Достигнута предварительная  договоренность по изменению недостатков в законодательстве.

Участники российско-китайского экономико-юридического форума, состоявшегося 1 июля 2014 г.  на полях Российско-китайского ЭКСПО в административном центре провинции Хэйлунцзян /Северо-Восточный Китай/, достигли предварительной договоренности об организации механизма регулярного взаимодействия юристов двух стран. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявил глава пекинского отделения консалтинговой группы “Окно в Китай”, редактор проекта «Скорая юридическая помощь в Китае» (www.chinahelp.me)  Александр Зайнигабдинов.

“Этот механизм будет способствовать устранению ряда недостатков законодательства, которые сдерживают развитие российско-китайских торговых отношений”, – пояснил он. По словам Зайнигабдинова, китайская сторона в лице председателя Хэйлунцзянского комитета содействия развитию международной торговле Э Чжунци предложила создавать механизм регулярного взаимодействия юристов и предпринимателей из России и КНР. “Такая платформа очень востребована участниками рынка и поможет эффективно обнаруживать и разрешать стоящие перед деловыми кругами обеих стран проблемы, которые в немалой степени обусловлены незнанием законодательства, обычаев делового оборота и национально-культурных особенностей бизнес-среды страны-партнера”, – добавил участник форума.

Александр Зайнигабдинов также дал интервью агентству APR PRESS, которое мы публикуем на нашем сайте:

— Почему юристы России и Китая считают необходимым активизацию двусторонних контактов? Разве есть какие-то проблемы в этой области?

— В первые годы перестройки и реформ в России чиновники не уделяли достаточного внимания вопросам строгого соблюдения таможенного законодательства. В результате сложилась ситуация, когда при таможенном оформлении занижается стоимость продукции, нередко происходит подмена документов. Операции такого вида, чаще всего осуществляются с использованием гонконгских или офшорных компаний, когда китайская компания продает товар третьей  стороне, а та, в свою очередь, по заниженной стоимости отправляет товар в РФ.

Нередко, эти операции проводятся с использованием банков-корреспондентов на территории США, что создает дополнительные риски, особенно в нынешней политической ситуации, а также в связи с вступлением в силу режима сбора налоговой информации «ФАТКА» /FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, т.е. «закон о соблюдении налоговых требований по зарубежным счетам» (прим. корр.). В результате, сейчас стоит четкая задача на повышение прозрачности трансграничной торговли, в частности внедряется электронное декларирование, обмен таможенной статистикой между РФ и КНР, и рано или поздно этот, так сказать, недостаточно цивилизованный способ таможенного оформления сойдет на нет.

— Так к чему же в итоге должна прийти двусторонняя торговля?

— В такой ситуации альтернативой является заключение прямых договоров между китайским экспортером и российским импортером. Причем китайский экспортер может быть компанией  с иностранным капиталом, созданной инвесторами из РФ. Это самый глобальный вопрос, решение которого назрело давно, и требует понимания и согласованной работы со стороны государственных органов РФ и КНР.

— Область совместной работы будет ограничена торговыми отношениями? Или юристы намерены сотрудничать и других сферах?

— Дело в том, что экономика связана со всем остальным. Чтобы экономические задачи, поставленным перед деловыми кругами высшим политическим руководством наших стран – достичь товарооборота в 200 млрд долл. США к 2020 году, придется наладить и взаимодействие по гражданским и уголовным делам. Понимаете, сейчас между нашими странами действует договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключенный еще в 1992 году. Но сегодняшним задачам он уже не соответствует. Механизм судебного решения гражданских споров между РФ и КНР и взаимного признания судебных решений не работает. Суды страны, где решение должно исполняться, отказывают в признании такого решения на основании, что ответчик не был уведомлен о судебном заседании надлежащим образом. А «надлежащим образом» он должен быть уведомлен через центральные органы, в случае гражданского спора – через Министерства юстиции.

Предположим, что суд города, скажем, Муданьцзян, должен обратиться по цепочке через суд высокой ступени в Минюст КНР, Минюст КНР по международным каналам в Минюст РФ, а последний – в суд города, скажем, Благовещенск. И благовещенский суд должен уведомить некоего русского ответчика о том, что он вызывается для участия в судебном заседании в Муданьцзяне. Ответ и вся переписка должна путешествовать таким же образом. Очевидно, такой порядок сводит на нет саму идею правовой помощи по гражданским делам, что негативно отражается на качестве международного экономического сотрудничества.

chinahelp.me

Учредительные документы в Китае, учредительные документы китайской компании

Главная | Компании с иностранным капиталом в Китае | Учредительные документы китайской компании

Лицензия на ведение коммерческой (хозяйственной) деятельности

Лицензия на ведение коммерческой деятельности (营业执照, business license) – это доказательство права предприятия или организации на законную хозяйственную деятельность. Регистрационные положения «Лицензии на ведение коммерческой деятельности» включают в себя следующее: название компании, её адрес, ответственное лицо (законный представитель), размер уставного капитала, организационно-правовая форма, сфера деятельности, методы хозяйствования, количество занятых, срок хозяйствования и другие пункты. Лицензия на ведение коммерческой деятельности выдается в 2 экземплярах – оригинал и дубликат, оба из которых имеют одинаковую юридическую силу. Оригинал должен быть размещен на видном месте по месту расположения или месту деятельности компании. Лицензию на ведение коммерческой деятельности нельзя подделывать, исправлять, сдавать в аренду или временное пользование, передавать другому лицу или компании.

Отличия между оригиналом и дубликатом

Оригинал и дубликат Лицензии на ведение коммерческой деятельности обладают одинаковой юридической силой и, в сущности, не имеют отличий. Если говорить об отличиях, то это всего лишь разница во внешнем виде. Что касается использования, то оригинал должен быть вывешен на видном месте по месту деятельности компании. В противном случае, компания может понести административное наказание из-за невывешенной Лицензии. Дубликат же обычно используется для осуществления деятельности компании вне офиса, например, при оформлении разрешения на открытие банковского счета, свидетельства о коде организации, свидетельства о регистрации налогоплательщика, при заключении контрактов и т. п.

 

 

Перевод содержания Лицензии на ведение коммерческой деятельности

Левая часть

Лицензия на ведение коммерческой деятельности

Дубликат №1-1.

编号Регистрационный номер

公司名称 Название компании Fujian XXXXXCo., Ltd.

住所 Адрес  XXXXX,  City

法人代表 Законный представитель

Зарегистрированный капитал  22.96 million Yuan only

Тип предприятия  Limited Liability Company

营业范围 Сфера деятельности (вышеупомянутые сферы деятельности попадают под действие конкретных норм, установленных государством)

营业期限 Срок действия

成立日期 Дата основания

Правая часть

Инструкция

  1. Лицензия на ведение коммерческой деятельности является документом, удостоверяющим, что предприятие получило квалификацию юридического лица и право осуществлять законные операции.
  2. Лицензия на ведение коммерческой деятельности включает в себя оригинальную копию и дубликат, которые являются в равной степени обязательными. Оригинал должен быть помещен на видное место в месте расположения юридического представителя. Предприятие может ходатайствовать о выдаче нескольких дубликатов для потребностей ведения своей деятельности.
  3. Лицензия на ведение коммерческой деятельности не может быть сфальсифицирована, исправлена, сдана в аренду или ссуду, передана. Никакая организация или частное лицо не может приостановить действие Лицензии, захватить его, отменить его действие, кроме зарегистрировавшей его организации.
  4. Компания обязуется осуществлять деятельность в рамках обозначенных сфер деятельности.
  5. Компания должна обратиться в оригинальную зарегистрировавшую организацию для внесения изменений, если таковые имеют место быть в регистрационных пунктах.
  6. Регистрирующая организация должна проводить проверку компании каждый год в любое время с 1 января по 30 апреля.
  7. Оригинал и дубликат Лицензии должны быть возвращены, когда Лицензия аннулируется. Также Лицензия становится недействительной, если она отменяется регистрирующей организацией.

Зарегистрировавшая организация  Промышленно-Торговая Администрация  Фучжоу (печать)

мм/дд/гг

Лицензия на ведение коммерческой деятельности нового образца

В Лицензии на право деятельности нового образца не указывается заявленный уставной капитал и фактически внесенный капитал.

Главное торгово-промышленное управление Китая 26 февраля 2014 г. обнародовало образец новой Лицензии на ведение коммерческой деятельности и установило, что ее использование будет начато с 1 марта 2014 г. Положительная сторона Лицензии нового образца заключается в добавлении двухмерного цифрового кода, теперь достаточно отсканировать данный код и можно получить основную информацию о предприятии от Главного государственного торгово-промышленного управления, определив таким образом, является ли Лицензия подлинной или фальшивой. Также определено, что ранее зарегистрированные Лицензии предприятий разных сфер деятельности могут быть использованы ещё в течение одного года и должны быть обменяны на новые до 1 марта 2015 г.

Лицензии на ведение коммерческой деятельности подразделяются на 4 вида: Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, Свидетельства на право деятельности, Свидетельства на право деятельности КНР, Временные свидетельства на право деятельности. Максимальный срок действия Свидетельства на право деятельности предприятия может быть бессрочным, срок действия не зависит от уставного капитала, но связан с видом предприятия и сферой его деятельности, но обычно чем больше уставной капитал и мощь компании, тем выше вероятность, что тип компании может быть повышен на одну ступень.

Срок оформления: около 10-15 рабочих дней (одновременно оформляется Лицензия на ведение коммерческой деятельности, Свидетельство о коде организации, Свидетельство о регистрации налогоплательщика).

Свидетельство о коде организации

Свидетельство о коде организации (组织机构代码证) удостоверяет допуск к осуществлению общественной коммерческой деятельности. Код организации является единым для всей страны, неизменным, уникальным идентификационным кодом, выдаваемым каждой законно зарегистрированной организации, предприятию, учреждению. Его можно сравнить с номером паспорта для человека. Значение создания идентификационного кода: основание системы кодов для организаций и юридических лиц и установление номеров социального обеспечения для физических лиц, а также реализация модернизации общей системы управления экономикой и обществом государства. Это имеет принципиально важное значение для скорейшего установления системы социалистической рыночной экономики и стимулирования социального прогресса. За эту работу несет ответственность Главное управление контроля качества Китая, которое опубликовало приказ №110 «Методы управления кодом организации».

Основная информация

Согласно государственному стандарту GB11714 «Об общегосударственном регламенте кодов организаций» код организации состоит из 8 цифр или заглавных букв латинского алфавита собственно кода и 1 контрольной цифры или заглавной буквы латинского алфавита.

 

Свидетельство о коде организации включает в себя оригинал, копию и электронную копию (IC-карту). Одновременно с выпуском Свидетельства о коде организации регистрационные учреждения также собирают основную информацию на 28 страницах и именно на основании этой стандартной информации осуществляют выдачу кода. Эта информация сохраняется в хранилище кодированных данных, а также на электронной копии Кода организации (IC-карте) и предоставляется для применения соответствующим организациям. Собранная регистрационным учреждением базовая информация включает в себя: название, адрес, тип организации, экономический уклад, отрасль деятельности, размер компании, имя законного представителя и др.

Виды оригинала Свидетельства о коде организации

Свидетельство о коде организации может быть разных видов. В процессе создания Кода организации было выделены такие 12 видов организаций как: предприятие - юридическое лицо и предприятие - неюридическое лицо; фирма – юридическое лицо и фирма – неюридическое лицо; общественная организация – юридическое лицо и общественная организация – неюридическое лицо; учреждение - юридическое лицо и учреждение – неюридическое лицо; индивидуальное хозяйство, профсоюз – юридическое лицо, некоммерческая организация, созданная на средства населения.

Срок действия Кода организации для предприятий – 4 года, ежегодно проводится проверка. За 30 дней до истечения срока действия свидетельства осуществляется его замена. Свидетельство выдается Государственной Промышленно-торговой Администрацией.

Свидетельство о регистрации налогоплательщика

Свидетельство о регистрации налогоплательщика (税务登记证) используется при осуществлении производства и другой хозяйственной деятельности, при которой возникает необходимость уплаты налогов для подачи деклараций в налоговые учреждения. Кроме тех случаев, при которых согласно законам не нужно использовать Свидетельство о регистрации налогоплательщика, налогоплательщик обязан иметь при себе Свидетельство при открытии счета в банке, подаче заявлений на снижение налогов, освобождение от уплаты налогов, возврат налогов и других случаях. Налогоплательщик обязан иметь открыто вывешенный оригинал Свидетельства в месте осуществления им производства, хозяйственной деятельности или работы, а также принимать проверки от налоговых учреждений. У Свидетельства о регистрации налогоплательщика нет срока действия, его нет необходимости менять, если нет изменений в информации о предприятии. Однако необходимо ежегодно принимать участие в объединенной годовой проверке, которая проводится с марта по май.

Структура Свидетельства

Свидетельство о регистрации налогоплательщика включает в себя собственно Свидетельство, его копию, временное Свидетельство и его копию.

Содержание Свидетельства

Основное содержание включает: название налогоплательщика, налоговый номер, имя юридического представителя и ответственного лица, адрес места осуществления производства или хозяйственной деятельности, тип регистрации, форму учета, сферу производства или хозяйствования, дату выдачи и др.

Разрешение на открытие счета в банке

Разрешение на открытие счета в банке (银行开户许可证) является свидетельством утверждения и выдачи Народным банком Китая разрешения на открытие основного счета компании. Любая организация, открывшая основной депозитный счет в финансовом учреждении КНР, может использовать это свидетельство для осуществления других финансовых операций. Депозитные счета подразделяются на капитальные депозитные счета, обычные депозитные счета, временные депозитные счета и целевые депозитные счета.

Виды счетов

Капитальный (основной) счет – это счет для осуществления вкладчиком текущих расчетов и получения и выплаты наличных денет. Получение зарплат, премий и другие наличные расчеты могут осуществляться только с помощью капитального счета. Срок действия временных депозитных счетов определяется местными народными банками или уполномоченными учреждениями. Срок действия кредитного счета определяется согласно договору займа. Срок действия целевого счета утверждается местными народными банками в зависимости от потребности в средствах.

Условия оформления

Подать заявление на открытие капитального банковского счета могут следующие вкладчики:

  1. Предприятия – юридические лица.
  2. Отдельные расчетные учреждения внутри предприятия – юридического лица.
  3. Финансовые ведомства, управляющие бюджетными и внебюджетными средствами.
  4. Организации, учреждения, осуществляющие управление финансовым бюджетом (имеющие самостоятельный финансовый хозрасчет).
  5. Общественные организации.
  6. Постоянные учреждения других территорий, единоличные хозяйствования, частные предприятия.
  7. Организации, осуществляющие юридические услуги.
  8. Религиозные организации, разрешенные законодательством.

Разрешение на открытие счета в банке не имеет срока действия.

Для оформления открытия счета в банке нужен 1 месяц.

Свидетельство о регистрации в бюро статистики

Свидетельство о статистической регистрации (统计登记证) – это свидетельство, выдаваемое Статистическим бюро для подачи статистических данных.

Государственные учреждения, общественные организации, предприятия, другие организации и индивидуальные промышленники и торговцы должны обратится в городское, районное или уездное статистическое бюро для оформления статистической регистрации и получения Свидетельства о статистической регистрации. При создании, изменении и прекращении существования организации необходимо зарегистрировать операцию в статистическом бюро. Основной целью регистрации статистической операции является установление территориального размещения, отраслевой принадлежности, размера, типа учреждения, состава имущества и других данных статистической единицы.

Свидетельство о статистической регистрации так же важно, как и Свидетельство о регистрации налогоплательщика и Лицензия на ведение коммерческой деятельности, только выдается оно Статистическим бюро. Без него невозможна подача статистических данных.

Срок использования Свидетельства о статистической регистрации: 4 года. За 30 дней до окончания срока необходимо обменять его на новое, вопросы просрочки регулируются соответствующим законодательством.

Срок оформления: 1 рабочий день.

Свидетельство о финансовой регистрации предприятия с иностранным капиталом

Необходимо для усиления контроля над предприятиями с иностранным капиталом.

Свидетельство о финансовой регистрации предприятия с иностранным капиталом (外商投资企业财政登记证) выдается муниципальными учреждениями финансового управления. Срок действия совпадает со сроком действия Свидетельства на право деятельности.

Срок оформления: 1 рабочий день.

Лицензия на право деятельности предприятия с иностранным капиталом

Определение

При учреждении предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти через одобрение коммерческой службы. После одобрения она выдает Лицензию на право деятельности предприятия с иностранным капиталом (外商投资企业批准证书). Подача заявления на учреждение предприятия с иностранным капиталом должна соответствовать следующим обстоятельствам: после утверждения уполномоченным Госсоветом народным правительством провинции, автономного района, города центрального подчинения, города отдельного планирования или специальной экономической зоны, выдается Лицензия на право деятельности; сумма капиталовложений должна быть в пределах, установленных Госсоветом; не должны использоваться государственные сырьевые ресурсы, не оказывается влияние на источники энергии, транспорт, внешнюю торговлю и другие балансовые показатели экономики государства. Народное правительство провинции, автономного района, города центрального подчинения, города отдельного планирования или специальной экономической зоны в пределах полномочий, предоставленных Госсоветом, санкционирует учреждение предприятия с иностранным капиталом и в течение 15 дней после этого извещает Министерство коммерции.

Если двое и более иностранных инвесторов подают совместное заявление на учреждение предприятия с иностранным капиталом, нужно предоставить копию их договора соответствующей организации.

Сроки рассмотрения

Согласно п. 11 «Инструкции по осуществлению Закона КНР о предприятиях с иностранным капиталом» утверждающая инстанция должна в течение 90 дней со дня получения заявки об основании предприятия с иностранным капиталом и соответствующих документов принять решение о санкционировании или несанкционировании учреждения предприятия. Если утверждающая инстанция обнаружит нехватку документов или неправильное их заполнение, она может запросить подачу дополнительных сведений или их исправление.

Срок оформления: 10 рабочих дней.

Свидетельство о регистрации декларации грузоотправителя или грузополучателя экспортных и импортных товаров Таможенной службы КНР (海关进出口货物收发货人报关注册登记证书)

Кто является грузоотправителем или грузополучателем экспортных и импортных товаров

Организации, которым необходимо подавать заявку на таможне, - это официально зарегистрированные на таможне грузоотправители или грузополучатели экспортных и импортных товаров и таможенные брокеры.

Грузоотправители или грузополучатели экспортных и импортных товаров – это официально зарегистрированные юридические лица, прямо осуществляющие экспорт или импорт товаров на таможенной территории КНР.

Сфера деятельности грузоотправителей или грузополучателей экспортных и импортных товаров

Грузоотправители или грузополучатели экспортных и импортных товаров – это операторы внешней торговли, зарегистрированные по закону компетентными органами по внешней торговле Госсовета или аккредитованными ими организациями. Те организации, которые не зарегистрированы как операторы внешней торговли, однако в соответствии с законодательством могут заниматься экспортно-импортной некоммерческой деятельностью, например, зарубежные компании, новостные организации, торгово-экономические организации, культурные организации и другие, учрежденные в пределах Китая, постоянные представительские организации, организации, экспортирующие-импортирующие небольшие партии образцов товаров, государственные учреждения, учебные заведения, научно-исследовательские организации, также рассматриваются таможней как грузоотправители или грузополучатели экспортных и импортных товаров.

Свидетельство о регистрации декларации грузоотправителя или грузополучателя экспортных и импортных товаров Таможенной службы КНР выдается Таможенной службой. Срок его действия – 3 года, за 30 дней до окончания срока необходимо оформить продление. Просроченный документ является недействительным.

Срок оформления: 5-7 рабочих дней.

Регистрационная ведомость оператора внешней торговли (对外贸易经营者备案登记表)

Оператор внешней торговли – это юридическое лицо или другая организация, прошедшая официальную торгово-промышленную регистрацию и осуществляющая внешнеторговую деятельность в соответствии с «Законом о внешней торговле КНР» и другим соответствующим законодательством.

Процесс оформления Регистрационной ведомости оператора внешней торговли

Оператор должен обратиться в Кабинет услуг местного Бюро внешней торговли для оформления регистрационной ведомости.

Необходимые документы: 1. Регистрационная анкета оператора внешней торговли. 2. Копия Свидетельства на право деятельности с печатью компании. 3. Копия Свидетельства о коде организации с печатью компании.

Примечание: вышеназванные документы подаются в Кабинет услуг Бюро внешней торговли в 2 экз. по предварительной электронной записи. Затем по истечении 5 рабочих дней необходимо обратиться в Управление внешней торговли провинции и получить Регистрационную ведомость оператора внешней торговли со специальной печатью, где проставляет свою подпись и печать юридический представитель компании. Необходимо точное соблюдение сроков.

Процедура оформления Регистрационной ведомости оператора внешней торговли:

  1. Получение Регистрационной анкеты оператора внешней торговли (ниже «анкета»). Её можно скачать на сайте Министерства коммерции или получить по месту оформления регистрации.
  2. Заполнение анкеты. Необходимо аккуратно заполнить все пункты, убедиться в том, что информация полная, точная и правдивая. Одновременно необходимо внимательно прочесть условия, расположенные на оборотной стороне анкеты, а также поставить на анкете подпись юридического представителя компании или частного предпринимателя и поставить печать.
  3. Предоставление нижеследующих материалов в орган регистрации:

1. Заполненная Регистрационная анкета оператора внешней торговли.

2. Копия Свидетельства на право деятельности.

3. Копия Свидетельства о коде организации.

4. Операторы внешней торговли, которые являются предприятиями с иностранными инвестициями, также должны предоставить копию Лицензии на право деятельности предприятия с иностранным капиталом.

5. Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законом, должны предоставить выданное нотариатом Свидетельство об имуществе; зарегистрированные в соответствии с законом иностранные предприятия должны предоставить выписанное нотариатом Свидетельство о капитале.

Срок оформления: 5-7 рабочих дней.

Электронный порт

Электронный порт (电子口岸) – это сокращенное название китайской электронной системы наблюдения за соблюдением законов. Он должен использоваться в современную эпоху информационных технологий. С помощью государственной системы электронных коммуникаций собираются электронные данные об экспортно-импортных операциях и сохраняются в центральном архиве данных.

Китайский электронный порт – это государственная платформа объединенной информации об экспорте-импорте, место для дифференциации потока информации об экспортно-импортных операциях, движении капитала, потоке товаров между соответствующими министерствами и комитетами Госсовета. В настоящее время китайский электронный порт объединен в общую сеть с таможенной, контрольной, налоговой и другими государственными службами. Он предоставляет возможность выполнения таких операций как подача таможенных деклараций, получение разрешений на списание иностранной валюты, подача заявлений о возврате налогов на экспорт и др. В настоящее время осваивается функция наблюдения за соблюдением законов по всей стране. Сейчас по всему Китаю создаются местные электронные порты.

Значение:

  1. Реализация совместного использования информационных ресурсов всеми заинтересованными сторонами.
  2. Усиление связей между правительственными учреждениями и предприятиями.
  3. Улучшение качества управления организаций, контролирующих внешнюю торговлю.
  4. Снижение себестоимости торговых операций, повышение эффективности функционирования предприятий.
  5. Благоприятствование повышению открытости внешнеторговых операций.

Важность китайского электронного порта

Во-первых, повышение эффективности комплексного управления управленческих отделов. Предприятию нужно только «немного включится» в общую телекоммуникационную сеть и оно может попасть в центр общих данных и непосредственно он-лайн подать заявку на проведение различных экспортно-импортных операций в таможенные, контролирующие, внешнеторговые, торгово-промышленные, банковские и др. организации.

Во-вторых, управление экспортом-импортом становится более целостным и внимательным. Менеджеры осуществляют новую модель управления с помощью электронного и интернет-контроля, в результате чего решаются вопросы с предоставлением неправдивой информации в документации, наносится суровый удар по контрабанде, валютному мошенничеству, налоговым махинациям и создается обстановка справедливой конкуренции в рыночной среде.

В-третьих, снижается себестоимость торговых операций и повышается эффективность торговли. Осуществляя операции с помощью китайского электронного порта, предприятия экономят время и силы, делают более удобным выход на рынки. В целом, китайский электронный порт является важным показателем современности торговли, повышает открытость при наблюдении за соблюдением законов, обеспечивает беспристрастность и справедливость государственных органов.

Срок использования:

  1. Указанная на обороте операционной карты Китайского электронного порта заключительная дата показывает срок окончания регистрации.
  2. На операционной карте нельзя пополнить счет, её нельзя обменять или зарегистрировать её утрату.
  3. Если абонент превысит общую продолжительность или срок использования, учетный номер будет автоматически отключен от обслуживания.

 

Срок оформления: 10 рабочих дней.

 

china-lawyer.ru

Внимательно изучите китайское законодательство. Как победить китайцев

Внимательно изучите китайское законодательство

Нужен ли вам в Китае юрист

Количество юристов в Китае растет по экспоненте, хотя это явление относительно новое, их услуги для иностранцев могут быть крайне дорогими. Официально деятельность иностранных юридических и консалтинговых компаний в Китае ограничена, поэтому вам придется обращаться именно к китайским юридическим фирмам. Нередко страница самого простого документа, заказанного у китайской юридической фирмы, например краткого изложения законов по какой-нибудь области деятельности, может стоить несколько тысяч долларов. Китайцы эффективно пользуются тем, что подавляющее большинство законов опубликовано именно на китайском языке.

Грамотный западный бизнесмен привык начинать дело с изучения законодательной базы. И хотя нередко практика и теория в Китае могут быть мало связаны между собой, тем не менее полезно узнать, что говорит об этом закон. Некоторые западные компании привозят в Китай на переговоры своих юристов, считая, что в целом практика правоприменения должна быть одинаковой, но быстро убеждаются в полной бессмысленности этой затеи.

Число иностранных юристов, разбирающихся в китайском законодательстве, до сих пор крайне мало. Их не следует путать с иностранцами практиками, которые уже давно работают в Китае и благодаря своей деятельности поняли, как следует вести бизнес, хотя и в довольно узком диапазоне. Но даже в этом случае знание законов не может быть полным, из-за чего китайская государственная машина в любой момент может полностью обрушить их бизнес. Число таких случаев огромно.

Сами китайцы, в том числе и ваши потенциальные партнеры, могут не очень хорошо знать свои же законы. Например, они считают многие вещи запрещенными, хотя на самом деле они разрешены, или, наоборот, утверждают, что они сделают что-то без труда, хотя в действительности это невозможно именно по юридическим причинам.

Поэтому самостоятельно проработайте нормативно-правовую базу той сферы, в которой собираетесь работать. Все утверждения китайцев, что это разрешено или запрещено, нуждаются в уточнении, какими законами данный вопрос регулируется и где с ними можно ознакомиться. Обратите внимание на то, что после вступления Китая в ВТО все законы и подзаконные акты должны быть опубликованы, пусть даже на китайском языке. Китайские законы частично опубликованы на английском языке и размещены на специализированных интернет-сайтах, их несложно найти.

Лучше всего иметь своего юриста, знающего китайский язык и хорошо знакомого с законодательством Китая, но таких людей — единицы. Тогда вам придется проконсультироваться с китайскими агентствами, в некоторых из них вам даже могут подготовить документы на английском языке, а иногда и на русском. Но приготовьтесь к большим и иногда бессмысленным расходам, на практике все равно все будет иначе.

Строго говоря, законы в Китае — небеспристрастны, и некоторые суждения ваших консультантов — китайских юристов — будут основаны не на букве закона, а на практике его применения. Так, подавляющее большинство попыток иностранных компаний защитить свою интеллектуальную собственность в Китае путем судебных процессов заканчивалось неудачей. При этом Китай решительно заявляет свою приверженность борьбе с любыми формами пиратства, но практика доказывает обратное.

Работайте сразу с несколькими юридическими фирмами

Если вы собираетесь развивать серьезные деловые отношения с китайской стороной, конечно же одним из важнейших первых шагов будет поиск надежной юридической фирмы. Такая фирма поможет вам быстро оформить, хотя и не всегда дешево, различные документы, да к тому же и не откажется вести в дальнейшем все ваши дела. Но никогда не кладите яйца в одну корзину, никогда не опирайтесь на мнение всего лишь одной фирмы. Обязательно имейте в своем активе как минимум две-три юридических фирмы.

Или вы хотите, чтобы однажды китайский юрист, которому вы так доверяли, вдруг начал расстроенно цокать языком и сумбурно объяснять, что ничего не удается сделать, потому что китайское законодательство этого не позволяет? Что документы поданы, но управление (департамент, министерство, комиссия) их отклонило? В таком случае возникает вопрос: почему на самом деле не прошли документы на регистрацию, лицензирование, выдачу разрешения? Может быть, это действительно противоречит китайскому законодательству? Тогда интересно, какому закону? Может быть, сама юридичеекая фирма сделала ошибку? Тогда кто будет за нее платить? А может быть, это просто начало постепенного вытеснения вас с рынка? Интересно, как это можно выяснить? Вот для этого вы и должны держать про запас несколько юридических фирм.

Следует учитывать, что целый ряд юридических фирм четко ориентирован на работу с теми или иными странами. Например, одни специализируются на обслуживании американских и британских фирм, другие — немецких, третьи — российских. По сути, некоторые из них постепенно трансформируются в посреднические фирмы по выведению (и одновременно наблюдению) иностранных фирм на китайский рынок. Многие такие фирмы могут работать в тесном контакте с государственными и контрольными органами, а это значит, что вся заключенная в ваших документах информация, проходя через юридические конторы, становится известной в самых различных китайских государственных инстанциях. В этом нет ничего страшного, если, конечно, вы не занимаетесь противозаконной деятельностью, но желательно учитывать, что ваш финансовый оборот, формы работы, дилерские сети, некоторые коммерческие секреты, а также многое другое станет известно китайской стороне.

В Китае всегда прав китаец

Споры между иностранными фирмами, организациями и частными предпринимателями в Китае и их китайскими контрагентами — вполне обычное дело. Однако старайтесь избегать любых прямых столкновений с китайскими организациями. Если есть возможность, лучше просто прекратите с ними сотрудничество. Если же соглашение подписано, а работа идет не так, как предполагалось, продукция выпускается ненадлежащего качества, не в срок, китайцы срывают поставки и т. д., то сразу же начинайте урегулирование процесса путем переговоров. И одновременно ищите других партнеров.

Посмотрите в соглашении или контракте, в какой инстанции и на какой территории решаются споры. Это может быть Народный суд Китая или арбитражный суд. Иногда в тексте договора фигурирует фраза, что конфликты решаются в соответствии с китайским законодательством. Все эти варианты сулят мало хорошего, но опытный консультант подскажет вам, как грамотно сформулировать этот пункт договора. И ни в коем случае не игнорируйте его.

Если же в суд подали на вас или вы, к великому несчастью, совершили какое-то правонарушение, например сбили на велосипеде прохожего, постарайтесь урегулировать конфликт на месте. Либо сразу же нанимайте хороших адвокатов и консультантов.

В подавляющем большинстве административных, судебных, арбитражных разбирательств в Китае правой окажется китайская сторона, поэтому старайтесь решать конфликты в досудебном порядке.

Современное китайское законодательство является прекрасно разработанной, четкой системой, но далеко не факт, что вам удастся им воспользоваться в хозяйственных спорах. Сложившиеся в Китае деловые традиции подсказывают, что вы должны использовать все имеющиеся возможности, чтобы договориться во внесудебном порядке. Угрожать китайской стороне тем, что вы подадите на них в суд или арбитраж, — не очень удачная мысль, поскольку, даже если решение будет в вашу пользу, реализовать его будет крайне сложно, если вообще возможно.

Тем не менее судебная система в Китае работает достаточно четко. Судебные разбирательства по спорам хозяйствующих субъектов в Китае могут быть иногда очень долгими, но в целом все решается порой быстрее, чем в большинстве других стран. В среднем, как показывает статистика, это занимает 406 дней, из них 21 день уходит на составление документов, 195 дней — на судебное разбирательство и 190 дней на выполнение судебного решения. Всего на это потребуется 34 процедуры, а судебные издержки в среднем составляют 11,1 % от стоимости иска. В общем, это довольно мало по сравнению с другими странами. Для сравнения по данным организации Doing Business: в России — 37 процедур, 281 день и 13,4 % от стоимости иска; в США — 32 процедуры и 300 дней, 14,4 % от стоимости иска; в Восточном Тиморе — 51 процедура, занимающая 1435 дней, и 163,2 % от стоимости иска; в Индии — 46 процедур, занимающих 1420 дней, 39,6 % от стоимости иска.

Постарайтесь понять логику китайского законодательства

Будет грубейшей ошибкой считать, как иногда утверждают некоторые иностранцы, что в Китае вообще нет нормальных законов, а те, что есть, не используются. Просто эти законы защищают китайский рынок и китайских граждан от неконтролируемого проникновения сюда иностранцев. Китайская юридическая система была одной из первых систем, которая стала реформироваться начиная с начала 80-х гг. XX в. По сути, к настоящему моменту Китай провел в этой области реформу, реализация которой заняла в Европе более пяти столетий. Все законы принимаются Всекитайским советом народных представителей (ВСНП) и конкретизируются отдельными постановлениями и положениями Госсовета (правительства) КНР.

Проблема большинства иностранных компаний и предпринимателей заключается не в отсутствии в Китае законов, а в том, что они не понимают, как действует эта юридическая система и какие вообще законы существуют. Поэтому с самого начала развития собственного бизнеса с китайской стороной внимательно изучите всю логику правоприменения в Китае на нескольких аналогичных примерах. Китай в этом плане — страна традиций, прецеденты и аналогии имеют огромное значение, хотя чисто прецедентное право в Китае не существует. Поэтому, изучив несколько таких схем, вы сразу же поймете, как будут развиваться события и в вашем случае.

Смело направляйтесь в арбитраж

Правильно составленное соглашение — лучшее лекарство от возможных споров. Не ленитесь подписывать приложения и дополнения, обсуждая все тонкости. Но если все же споры не удалось решить путем переговоров, то смело в арбитраж.

Арбитраж — весьма нелегкое испытание для иностранной компании, хотя, по сути, это единственный способ отстоять свои права. Чаще всего, составляя соглашение, китайцы упускают пункт, который оговаривает форму решения споров, обычно просто говорится о разрешении споров в установленном законодательством порядке. Но каким законом? К тому же и сам порядок осуществления закона может предполагать множество разночтений. Китайской стороне такой подход крайне выгоден. Ведь чаще всего именно иностранные фирмы размещают заказ в Китае, вносят предоплату, то есть всегда риск достается иностранной, а не китайской фирме. Например, если вы заказали в Китае партию товара, а он оказался ненадлежащего качества, то вам, возможно, придется за свой счет возвращать партию в Китай и самим инициировать дело в арбитражном суде. Но если это не прописано в соглашении, то могут возникнуть сложности. А поэтому, заключая соглашение, точно укажите, где должно рассматриваться дело в случае споров — в Народном суде или в арбитраже.

Арбитражное решение в Китае является окончательным и обязательным для обеих сторон конфликта. После его вынесения арбитражная комиссия или народный суд вправе не принимать к рассмотрению никакое другое исковое заявление, в котором речь идет о том же предмете рассмотрения. К тому же наличие арбитражного соглашения является основанием для отказа народного суда в рассмотрении иска, поданного одной стороной против другой. Однако в течение шести месяцев со дня получения арбитражного решения любая из сторон имеет право подать в народный суд среднего уровня по месту нахождения арбитражной комиссии заявку на отмену решения арбитражного суда. Рассмотрению в арбитраже подлежат контрактные и другие споры, связанные с имущественными интересами, возникшие между равноправными субъектами — гражданами, юридическими лицами, организациями.

А вот все административные споры должны разрешаться административными органами. Так что если в Китае вам отказали в регистрации фирмы или не продлили лицензию, то вы можете обратиться с жалобой только в вышестоящую административную структуру.

Учтите, что арбитражное соглашение может быть признано в ряде случаев недействительным, например соглашение заключено с недееспособным или ограниченно дееспособным лицом; если соглашение заключено под угрозой или давлением; если спор, указанный в соглашении, выходит за рамки споров, по закону подлежащих рассмотрению в арбитраже, и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Особенности оказания бесплатной юридической помощи: опыт Китая

Эта статья обсуждает особенности и проблемы обеспечения свободной правовой по­мощи в Китае. «Инструкции на Юридической помощи», принятой в 2003, раскрывают содержание и значение акта в развитии правовой защиты китайских граждан.

В 1994 году правительство Китая с учетом специфики национального законодательства официально предложило уполномоченным госу­дарственным органам изучить вопросы, связан­ные с оказанием бесплатной юридической помо­щи. Изменения, принятые в 1996 году в законы «Об уголовном судопроизводстве» и «Об адво­катской деятельности», определили новое пра­вовое положение, порядок и место бесплатной юридической помощи в судебной системе КНР.

Принятый в 2001 году десятый пятилетний план национально-экономического и социально­го развития Китая способствовал процессу по­строения новой системы по оказанию бесплат­ной юридической помощи. В результате 1 сен­тября 2003 года было принято «Положение об оказании бесплатной юридической помощи», где было определено, что обязанностью прави­тельства является обеспечение гражданам КНР бесплатной юридической помощи. При этом основным критерием и основанием для получе­ния бесплатной юридической помощи является социальное положение гражданина. Учитывая, что в разных регионах Китая социально-эконо­мическое развитие и уровень жизни граждан не одинаковые, новый документ при надзоре прави­тельства уполномочивает местные органы про­винций, автономных областей и муниципалите­тов устанавливать свои финансовые стандарты. В принципе все граждане, получающие соци­альные пособия, имеют право обратиться за бес­платной юридической помощью [1].

Оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено не только по уголовным делам, но и гражданским и административным делам. В уголовном процессе подозреваемые, у кото­рых отсутствуют средства на стадии расследо­вания и в случаях государственного обвинения, имеют право просить бесплатную юридиче­скую помощь. В этом случае Народные суды обязаны назначить защитника. Право на защиту имеют также слепые, глухие, немые и несовер­шеннолетние граждане и лица, которым грозит смертная казнь. Следует отметить, что спектр оказания бесплатной юридической помощи в Китае достаточно широк. Так, граждане имеют право ходатайствовать перед органами в предо­ставлении им бесплатной юридической помощи при государственной компенсации, социальном страховании, минимальных прожиточных и со­циальных пособиях, оплате алиментов для роди­телей, ребенка, супруга или любого другого иж­дивенца, платежах за работу или компенсации за повреждения, полученные на работе.

«Положение об оказании бесплатной юри­дической помощи» также уполномочивает го­сударственные органы и служащих провинций, автономных областей и муниципалитетов созда­вать дополнительные условия для оказания бес­платной юридической помощи малообеспечен­ным гражданам. Это следующие виды компен­сации: вызванные реквизицией земли или сноса дома, повреждения, полученные в дорожных происшествиях и медицинских несчастных слу­чаях, насилия в семье, на обязательное образо­вание для детей школьного возраста, подростков и инвалидов, а также компенсации, связанные с некачественными семенами, пестицидами, хи­мическими удобрениями или экологическими загрязнениями.

К настоящему времени в целях обеспечения свободного доступа к получению бесплатной юридической помощи для сельских жителей создано более 50 тыс. общественных пунктов, которые принимают заявки на получение бес­платной юридической помощи. Кроме того, функционируют более 3-х тыс. правительствен­ных учреждений (бюро юридической помощи), оказывающих и обеспечивающих бесплатную юридическую помощь, охватывающих все про­винции страны. Как правило, они отвечают за принятие, исследование и одобрение заявлений по оказанию бесплатной юридической помо­щи, а также за назначение квалифицированных юристов и оплаты субсидий в случаях оказания бесплатной юридической помощи. После поло­жительного решения и утверждения граждане могут совершенно бесплатно получить юриди­ческую помощь и консультацию по представи­тельству в суде и защиту от преступлений. Также любой гражданин может получить бесплатную юридическую консультацию через экстренную связь «12348».

Бесплатная юридическая помощь, главным образом, обеспечивается квалифицированными юристами и обычными юридическими сотрудни­ками. Согласно закону «Об адвокатской деятель­ности» КНР и принятому «Положению об оказа­нии бесплатной юридической помощи», юристы должны взять на себя обязательство обеспечивать юридическую помощь малоимущим гражданам. На сегодня в Китае функционирует смешанная система обеспечения бесплатной юридической помощи, где 30% оказывают юристы отдела по оказанию бесплатной юридической помощи (око­ло 6 тыс.), нанятые Правительством; 35% - соци­альные юристы (около 140 тыс.) и 32% - юриди­ческие сотрудники государственных учреждений (около 90 тыс.) [2, с. 1].

Данные от Министерства юстиции показыва­ют, что с 2005 по 2010 гг. число юристов в Ки­тае, оказывающих бесплатную юридическую помощь, снизилось до 10%, хотя в 2009 году их количество увеличилось до 4508 человек. В то же время число юристов, работающих в частных компаниях, увеличилось на 30% и составило 200 тыс., и только 5 тыс. из них работают в слабораз­витых центральных и западных регионах Китая. Не удивительно, что юристы (70-80%) в основ­ном предпочитают работать в развитых городах, где условия для работы лучше и оплата гораздо выше. К примеру, юрист, оказывающий бесплат­ную юридическую помощь малоимущим или сельским жителям в отсталых регионах Китая, получает в год около 1000 долларов. В основном это дела, связанные с кражей, потерей домаш­него скота, подделкой семян, не качественными удобрениями и т.д.

В 2009 году было принято решение о повы­шении жалования юристам, оказывающим бес­платную юридическую помощь, в особенности в отсталых западных регионах Китая. Если рань­ше юристы получали от 50 до 200 долларов за одно дело, то в данное время в зависимости от сложности дела эта сумма колеблется от 100 до 250 долларов США. Для сравнения, юристы в частных компаниях получают в среднем 500 или 600 долларов за одно дело. Таким образом, мно­гие квалифицированные юристы, занимающие­ся делами неимущих и сельских жителей, жерт­вуют собой ради благого дела.

По информации руководителя отдела юриди­ческой помощи Министерства юстиции Китая, в 2010 году количество людей, получивших бес­платную помощь, составило 700 тыс. человек. С 2005 по 2010 годы ежегодный рост случаев обращения за бесплатной юридической помо­щью составил 26%. Тем не менее в Китае при­близительно 2 миллиона граждан нуждаются в бесплатной юридической помощи, среди кото­рых 50% - фермеры или мигрирующие рабочие, 20% - женщины, 7% - инвалиды, 15% - дети и 10% - среднее и старшее поколение. В 2004 году главной проблемой для фермеров и мигрирую­щих рабочих являлось получение приемлемой заработной платы. Но с принятием нового зако­на КНР «О трудовом договоре» жалобы с их сто­роны снизились на 20%. Вместе с тем уровень и масштабы оказания бесплатной юридической помощи населению Китая различны. К примеру, в отсталой западной части около 1,2 млн. граж­дан на сегодня нуждаются в юридической по­мощи, что составляет 42% всего населения дан­ного региона. С 2008 по 2010гг. только 36 тыс. граждан была оказана бесплатная юридическая помощь. Это во многом объясняется тем, что от­сутствует достаточное количество юристов. В лучшем случае в каждом округе имеется лишь один или два квалифицированных юриста, спо­собных оказывать бесплатную юридическую по­мощь [3, с. 4].

Основным источником фонда по оказанию бесплатной юридической помощи является фи­нансовое ассигнование Правительства КНР. По­этому все расходы данной структуры ежегодно включаются в бюджет правительства на всех уровнях. Предназначенные средства фонд обя­зан использовать исключительно по назначению, где основную структуру расходов составляют за­траты на разбирательство дела. В 2009 году пра­вительством Китая было выделено более 15,5 млн. долларов на оказание бесплатной юридиче­ской помощи малоимущим и сельским жителям. Помимо этого, ряд юридических и частных лиц также выделили 4,5 млн. долларов для бесплат­ной юридической помощи малоимущим граж­данам, главным образом для центральных и за­падных регионов Китая. Правительство Китая основало пять фондов по оказанию бесплатной юридической помощи, включая Китайский фонд бесплатной юридической помощи и Пекинский фонд бесплатной юридической помощи. Основ­ной целью этих фондов является получение по-жервовании из Китая и из стран зарубежья для поддержки общественного благосостояния и расширения бесплатной юридической помощи гражданам [4, с. 2].

В 2009 году Министерство юстиции и Китай­ский фонд бесплатной юридической помощи со­вместно организовали программу «1+1» по ока­занию бесплатной юридической помощи малои­мущим гражданам. Целью этой программы явля­ется отправка, по крайней мере, одного юриста и одного выпускника юридического университета в каждый из бедных округов 13 провинций и ав­тономных регионов Китая. С 2009 по 2010 гг. 150 юристов и 300 выпускников юридических уни­верситетов оказали бесплатную юридическую помощь более чем 3-м тыс. граждан [5].

«Положение об оказании бесплатной юри­дической помощи» предусматривает, что Ми­нистерство юстиции и Судебные органы управ­ления отвечают за соблюдение и управление деятельностью структур и юристов, оказываю­щих бесплатную юридическую помощь. В целях реализации данного Положения Министерством юстиции были созданы «Отдел бесплатной юри­дической помощи» и «Центр бесплатной юриди­ческой помощи», задачей которых является:

  • координация и контроль деятельности служб юридической помощи и их сотрудников;
  • руководство социальными учреждениями и добровольцами для проведения бесплатной юри­дической помощи;
  • осуществление пропагандистских кампа­ний в сфере оказания бесплатной юридической помощи;
  • организация программы обучения по оказа­нию юридической помощи;
  • оценка качества оказания юридической по­мощи;
  • организация и выполнение международных обменов квалифицированных юристов и сотруд­ничества по вопросам юридической помощи;
  • организация   работы   горячей линией «12348»;
  • проведение теоретических исследований и т.д. [6, с. 6].

Таким образом, за последнее десятилетие в Китае наблюдается устойчивый рост и прогресс в сфере оказания бесплатной юридической по­мощи. Хотя на этом поприще существует ряд объективных трудностей и проблем. Например, неравномерное социально-экономическое раз­витие городских и сельских районов, количество и качество юридической помощи и др. Так, се­годня юристы по-прежнему не в состоянии удов­летворить увеличивающийся спрос со стороны растущего населения, нуждающегося в бесплат­ной юридической помощи. Уровень правосозна­ния определенной части китайского общества и доступность бесплатной юридической помощи все более нуждаются в улучшении обществен­но-правового воспитания. Несомненно, в этом направлении правительство Китая будет продол­жать усиливать свою деятельность.

 

Литература

  1. Regulations on Legal Aid at the 15th executive meeting of the State Council, July 16, 2003,1,2,3.
  2. Legal Aid Center of the Ministry of Justice, "In­vestigations and Study of National Legal Aid Work", in China Administration of Justice, Issue No. 2, 2010,1.
  3. Wang Mian, "China Should Strengthen FinancialSupport to Legal Aid", in overseas edition of the People's Daily, January 27, 2007, P. 4.
  4. "Make Big Efforts to Promote Legal Aid", in People's Daily, August 1, 2009, P.2. 5. Legal Aid Program of Action refers to a long-term program launched nationwide by the China Le­gal Aid Foundation together with related depart­ments, government institutions, enterprises and people's organizations. 6. "Legal Aid, Realizing Justice and Fairness", in People's Daily, Sept. 8, 2004. - P.6.

 

Положение, принятое 16 июля 2003 г. на 15-м заседании Государственного Совета и вступившее в силу с 1 сентября 2003 г.

Общие принципы 

Статья 1. Данное Положение было создано для обеспечения малоимущих граждан необходимой бес­платной юридической помощью, а также для поощрения и стандартизации работы по оказанию юриди­ческой помощи.

Статья 2. Граждане, получающие социальные пособия, могут получить бесплатную юридическую помощь и консультацию по представительству в суде и защиту от преступлений в соответствии с дан­ным положением.

Статья 3. Оказание бесплатной юридической помощи является обязанностью правительства. Госу­дарственные органы должны оказывать финансовую поддержку по оказанию бесплатной юридической помощи.

Статья 4. Судебные органы управления, контролируемые Государственным советом, отвечают за со­блюдение и управление деятельности структур и юристов, оказывающих бесплатную юридическую по­мощь по всей стране.

Статья 5. Судебные органы управления должны создавать правительственные учреждения (бюро юридической помощи) для оказания бесплатной юридической помощи в своих административных округах в зависимости от спроса граждан.

Статья 6. Адвокаты должны выполнять свои обязанности по оказанию бесплатной юридической по­мощи в соответствии с законом об «Адвокатской деятельности» и с данным положением, предоставлять юридические услуги в соответствии с уставом ассоциации адвокатов, защищать законные права и ин­тересы граждан согласно закону.

Статья 7. Государство поощряет общество делать вклады в разные фонды по оказанию бесплатной юридической помощи.

Статья 8. Государство поддерживает и поощряет общественные организации, учреждения, управля­емые государством, и другие социальные группы использовать свои ресурсы для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Статья 9. Министерства юстиции и Судебные органы управления должны чтить и вознаграждать организации и людей, которые делают выдающиеся вклады в ходе работы по оказанию бесплатной юридической помощи.

Фамилия автора: К. С. Тыныбеков

articlekz.com


Смотрите также