Закон суров, но он закон...

Бжд юриста


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

143

«АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рег. № ____________________

«____»______________200 ___г.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Декан юридического факультета

им. М.М. Сперанского

д.ю.н., профессор

С.Д, Могилевский

_________________«___»____20 _ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

Разработан доктором культурологии проф. факультета национальной безопасности РАНХиГС Никуличевым Ю.В.

2012

РАЗДЕЛ 1: Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

Курс «Безопасность жизнедеятельности» относится к числу относительно новых общепрофессиональных учебных дисциплин – обстоятельство, которое привносит целый ряд особенностей в процесс его освоения. Эти особенности выражаются, во-первых, в том, что в научно-учебной литературе по предмету пока еще не сложилось сколько-нибудь «типовых» подходов к пониманию того, каким именно должно быть конкретное наполнение курса, как его содержание должно отражать различные аспекты жизненной ситуации сегодняшнего студента и как лучше всего его изучать: разные авторы решают эти вопросы по-разному и расхождения в подходах, судя по литературе, подчас очень велики. В результате, и это во-вторых, курс по-разному профилируется для учащихся различных направлений и специальностей высшего профессионального образования: для естественно-научных и инженерных направлений «безопасность жизнедеятельности» - это может быть одно, для медицинских – другое, для гуманитарно-социальных специальностей – третье. Поэтому уже в самом начале изучения дисциплины рекомендуется уяснить для себя (проконсультироваться у преподавателя), в каком именно ракурсе будет изучаться данный предмет, какой литературой лучше всего пользоваться, какие потребуются дополнительные материалы, как лучше всего организовать самостоятельную работу.

Для этого прежде всего следует внимательно ознакомиться с материалами данного учебно-методического комплекса. При работе с ним особое внимание следует обратить на следующие моменты.

1. Курс ориентирован на студентов-юристов с искомой квалификацией (степенью) «бакалавр», - в нем поэтому особо выделены правовые аспекты соответствующей проблематики. Из данной ориентации вытекают два следствия, подлежащие уяснению еще до начала изучения предмета. Это, во-первых, «отсутствие своего учебника»: поскольку а) дисциплина находится в первоначальной стадии своего становления и б) в общем случае (у большинства авторов) ориентирована в основном на производственную, в лучшем случае техносферную, безопасность, специального учебного пособия для студентов юридических факультетов на сегодняшний день не существует. Из этого вытекает естественная, но вместе с тем принципиальная рекомендация — должным образом посещать лекции: наверстать пропущенное «по книжкам» в данном случае невозможно. Во-вторых, ввиду указанной специфики курса рекомендуется, просмотрев предлагаемые темы и проконсультировавшись с преподавателем, наперед ознакомиться с соответствующими правовыми актами, связанными с теми или иными аспектами курса. Для каждой темы, изучаемой в курсе, в РФ есть соответствующие или близкие по значению нормативно-правовые документы, будь то закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или закон «Об охране окружающей среды», закон «О транспортной безопасности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и т. д.

2. Поскольку курс рассчитан на «возрастной» уровень бакалавриата, его тематика выходит за пределы традиционно понимаемой (идущей от дисциплин «Охрана труда», «Противопожарная безопасность», «Инженерная безопасность» и т. п.) безопасности жизнедеятельности и шире ориентирована на проблемы социосферной безопасности — на тот круг факторов небезопасности, с которыми современный человек, не связанный со сферой материального производства, в особенности студент, сталкивается или может столкнуться в своей повседневной жизни. Речь идет прежде всего о многообразных проявлениях уличной преступности и путях защиты от нее, включая темы самообороны; проблемах сохранения здоровья в ситуации повсеместной распространенности точек fast food'а и вообще укоренившихся в обществе привычек несбалансированного питания; защиты жилища от ограбления; безопасности путешествий и др. Этот пласт проблем - «безопасность повседневной жизни» - в научной литературе пока еще совершенно не разработан, поэтому залог усвоения курса, подчеркнем еще раз, — это дисциплина посещения лекций и активная работа на практических занятиях.

Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в следующем. Его центр тяжести — лекционное прохождение материала. Лекционно-теоретический материал, однако, будет полнее освоен, если параллельно этому, до или после соответствующей лекции, студент в рамках самостоятельной работы проработает нормативно-правовые документы, относящиеся к теме и указанные преподавателем. Так будет полнее выражена юридическая направленность курса, о которой шла речь выше.

Специфика в изучении раздела № 2 настоящего комплекса выражается в его более практической направленности: в фокусе внимания здесь — практические аспекты дисциплины, проблематика безопасности повседневной жизни человека; форма занятий — по преимуществу семинарская. В силу этого особый интерес здесь (при том что и в этом разделе есть своя юридическая составляющая) представляет материал «из жизни» - более креативный подход, предполагающий свободное и живое обсуждение тем, рассказ о случаях из собственного опыта, дискуссию. На все это и следует ориентироваться как при чтении литературы, так и при непосредственной подготовке к лекциям и семинарским занятиям.

studfiles.net

Московский гуманитарно-экономический институт

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

для студентов направления

40. 03. 01 «Юриспруденция»

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

Тверь 2015

Пьянова Л. В.

Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2015. – 96 с.

Одобрено кафедрой общегуманитарных дисциплин дисциплин, протокол № от « » 2015.

Шифр дисциплины по РУП:

© Тверской филиал

Московского гуманитарно-экономического института, 2015

2 Оглавление

I Рабочая программа учебной дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины...........................................................................4

2. Место дисциплины в структиуре ОПП........................................................8

3. Требования к результатам дисциплины........................................................9

4. Объем дисциплины и виды учебной работы..............................................10

5. Содержание дисциплины..............................................................................11

5.1.Содержание разделов дисциплины...............................................................12

5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами.........................................................................19

6. Разделы дисциплины и виды занятий..........................................................20

7. План практических занятий..........................................................................22

8. Лабораторный практикум..............................................................................30

9. Тематика курсовых работ .............................................................................30

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.....30

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины..............................31

12. Методические рекомендации по организации дисциплины....................35

13. Карта обеспеченности литературой...........................................................40

II Фонды оценочных средств

1. Матрица оценочных средств.......................................................................41

2. Типы контроля..............................................................................................41

3. Вопросы по темам лекции...........................................................................42

4. Задачи к практическим занятиям................................................................44

3

5. Вопросы для подготовки к зачету................................................................46

6. Тематическое тестирование для студентов.................................................49

7. Темы рефератов.............................................................................................61

8. Темы научных работ......................................................................................66

9. Варианты контрольных работ......................................................................67

10. Показатели кредитно-рейтинговой оценки студентов..............................69

11. Словарь терминов.........................................................................................70

12. Разработчик...................................................................................................96

studfiles.net

Учебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

_________________ О.В. Еременко

«___» ___________ 2012 г.

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«30» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«___» _______________ 2012 г. протокол № ____

Зав. кафедрой К.Р. Агаронян

Составитель: Старший преподаватель Ю. А. Исамулаева

Астрахань - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Учебная программа дисциплины ............................................................ 3

ВВЕДЕНИЕ.....…………………………………………………………………....................3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………................... 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................8

II. Рабочая программа дисциплины ......................................................... 14

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………....…….............. 14

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ....................................................................................16

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................17

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................20

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................20

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ......................................................30

III. Программа промежуточной аттестации студентов ........... 34

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….. ……………………................... 34

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ... ……………………………………….......………............. 29

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .......................................................................................................35

V. Программа итоговой аттестации отсутствует...................... 37

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................................. 38

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .....................................38

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ..................................................................................... 40

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ...........................................................41

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ......................................................................................................... 43

ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................... 46

Как ссылаться на этот УМК

Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / Сост.; ст. преподаватель Ю.А. Исамулаева // af sgua [сайт], Астрахань АФ ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – 2012. – 52 с.

I. Учебная программа дисциплины

Введение

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 030900.62 « Юриспруденция» квалификации (степень) «бакалавр» дисциплина включена в базовую (обязательную) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл"

Безопасность жизнедеятельности, как и всякая научная теория, носит систематический характер, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов.

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты рассматривают вопросы взаимодействия человека с окружающей средой, причины возникновения чрезвычайных ситуаций, правовые основы гражданской обороны и основы управления гражданской защитой и безопасностью жизнедеятельности, изучают организационные и инженерно- технические мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Вследствие изучения курса Безопасности жизнедеятельности студенты должны уметь применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

Содержание дисциплины

Целью курса данной дисциплины является системное усвоение студентами знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации негативных последствий и организации охраны общественного порядка.

В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации, целями курса “Безопасности жизнедеятельности” являются:

А) научить будущих юристов формировать личность “безопасного типа”, представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике;

Б) уметь воспитать у студентов: гражданственность, патриотизм, ответственность перед обществом и природой.

В соответствии с целями реализуются познавательные, воспитательные и образовательные задачи обучению безопасности жизнедеятельности

Познавательные задачи:

- овладение знаниями основных положений государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени;

- средствами и методами повышения безопасности технических систем и технологических процессов;

- способами оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;

- организацией и ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- основными правами и обязанностями должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Воспитательные задачи:

- воспитание безопасной культуры личности;

- овладение навыками, методами и приемами защиты, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Образовательные задачи:

- изучение опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера.

- изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Студент должен знать: основные положения государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени; назначение, структуру и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; средства и методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов; основные способы оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации; организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; основные права и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Студент должен уметь: применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды.

В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Материал дисциплины изучается на семинарах и в процессе самостоятельной работы студентов. Порядок проведения семинарских занятий по учебной дисциплине подробно излагается в соответствующих учебно-методических пособиях и планах их проведения. На изучения данного курса отводится 72 часа, для студентов очной формы обучения - 4 ч. лекционных, 32 часа - семинарские занятия, на самостоятельную работу студентов – 36 часов. Для студентов заочной формы обучения (срок обучения 5 лет) – 8 ч. семинарские занятия, (срок обучения 3 года) – переаттестация дисциплины.

Рекомендуемая литература:

studfiles.net

КуРс лекций «Безопасность жизнедеятельности»

Автор: доцент, к.в.н. Шестаков В.А.

Содержание

куРС ЛЕКЦИЙ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3

1.1.Предмет и задачи учебной дисциплины 3

1.2.Системный анализ безопасности жизнедеятельности 5

Выводы 7

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

2.1. Проблемы обоснования правового регулирования безопасности жизнедеятельности 7

2.2. Основы правового регулирования безопасности 9

жизнедеятельности 9

Выводы 12

3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

3.1. Система работы руководителя по обеспечению 13

безопасных условий жизнедеятельности 13

3.2. Основы управленческой деятельности руководителя 15

по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности 15

3.3. Принятие управленческого решения на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности 16

Выводы 17

4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА 18

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 18

4.1. Роль и задачи РСЧС 18

4.2. Организационная структура и функционирование РСЧС 21

Выводы 23

5. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО 24

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 24

5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций 24

24

5.2. ЧС природного характера, их сущность 26

и классификация 26

Категорически запрещается пользоваться лифтом, зажигать спички, свечи. 27

5.3. ЧС техногенного характера, их сущность 27

и классификация 27

5.4. Прогноз развития ЧС и их оценочная 28

классификация 28

Выводы 29

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29

6.1. Экологические проблемы и их влияние 29

на безопасность жизнедеятельности 29

6.2. Задачи в области улучшения экологии 34

34

Выводы 36

Заключение 36

Аннотация

Курс лекций разработан в соответствии с требованиямиГосударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Основной акцент сделан на управленческие аспекты работы руководителей муниципальных образований и объектов экономики в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения.

Курс лекций может использоваться как в практической работе руководителей объектов экономики независимо от их форм собственности, так и в обучении студентов и слушателей в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Автор благодарен коллективу Уральской академии государственной службы за помощь в подготовке и выпуске курса лекций.

Введение

Одна из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории как в мирное, так и в военное время. Нельзя сказать, что в нашей стране данными вопросами не занимались, но в этой сфере деятельности органов управления, да и в науке проявлялась инертность подходов и оценок объективно складывающихся современных условий опасности для человека. К сожалению, следует признать, что наше поколение живет в окружении постоянных угроз – глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и проходящих. На смену одним приходят другие. Ослабла опасность мировой ядерной войны, появились криминальные, террористические, экономические и другие угрозы.

Техногенные риски. Стало очевидным, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния общества, но и приводит к возрастанию риска аварий сложных технических систем.

Если говорить о самых массовых и распространенных чрезвычайных ситуациях (пожары, дорожно-транспортные происшествия), то есть основания серьезно задуматься. Ведь они в России ежегодно уносят более 50 тыс. жизней и наносят увечья более чем 250 тыс. человек.

Сегодня разрушительный потенциал отдельных крупных технологических катастроф становится угрозой национального характера. Достаточно сказать, что Чернобыль, по мнению некоторых экспертов, явился одной из причин распада СССР.

В перспективе следует ожидать обострения обстановки в сфере техногенной безопасности. Сегодня риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако с подъемом экономики фактор старения технологий и оборудования может стать определяющим в росте ЧС. Так, за последние 10 лет количество ЧС в западных странах уменьшилось в 8 раз, в России же возросло в 6 раз. В 2000 г. только на АЭС произошло 68 аварийных ситуаций, в том числе в сентябре – на Белоярской АЭС. 97 аварий произошло на химически опасных объектах.

Природные катаклизмы. И здесь утешительного мало. Природа мстит человеку за пренебрежительное к ней отношение. В среднем за пятилетие количество ЧС природного характера выросло примерно в 2 раза. Это обусловлено рядом причин и прежде всего антропогенным воздействием, а также наблюдающимся глобальным изменением климата Земли. Следует отметить, что эта тенденция характерна для всех стран нашей планеты.

Вооруженные конфликты.Нельзя не отметить еще одну наболевшую во всем мире тенденцию – рост количества военных столкновений. Частота войн в 20 веке превысила среднюю частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине века – в 2,5 раза. В 90-х годах в мире ежегодно происходило порядка 35 крупных вооруженных конфликтов.

После второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибли 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавших в мировых войнах. Растет доля потерь среди мирного населения.

Все это свидетельствует о том, что защита населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальной безопасности России.

В связи с тем, что эта проблема затрагивает интересы всего общества, ее масштабы слишком велики и многогранны, она решается на уровне государственной политики. Основные ее направления следующие:

1. Создание и совершенствование соответствующих организационных структур для противодействия угрозам. В настоящее время существуют система гражданской обороны для решения задач в военное время и новая система РСЧС (Российская система предупреждения и ликвидации ЧС), ориентированная на решение задач мирного времени. В перспективе возможен переход к единой государственной системе – системе Гражданской защиты, которая бы решала задачи как мирного, так и военного времени.

2. Дальнейшая работа по созданию нормативно-правовой базы.

3. Создание механизма экономического регулирования предупреждения ЧС: декларирование, лицензирование и страхование опасных производств.

4. Создание научно-фундаментальной базы для решения крупных стратегических проектов в области предупреждения и ликвидации ЧС.

5. Усиление региональных и местных органов РСЧС для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС.

6. Создание системы таких сил, которые бы эффективно противостояли стихиям и катастрофам (развитие поисково-спасательных служб в регионах, разработка системы использования в случае необходимости сил и средств других министерств и ведомств, привлечение добровольцев и общественных организаций).

Изложенный спектр проблем показывает актуальность задачи и подчеркивает необходимость дальнейшего развития и совершенствования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера как в мирное, так и в военное время.

В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.

studfiles.net

Безопасность жизнедеятельности. Контрольная работа №1

1) Какие существуют опасности по происхождению

  1. физические

  2. антропогенные

  3. техногенные

  4. природные

  5. химические

2) Какие существуют опасности по вероятности воздействия

  1. мгновенные

  2. реальные

  3. суточные

  4. реализованные

  5. потенциальные

3) Формы ухода от травмирующей социальной реальности

  1. медитационная

  2. деструктивная

  3. психологическая

  4. активная

  5. пассивная

4) К чрезвычайным происшествиям (ЧП) относятся

  1. сильные эпидемии

  2. крупные аварии

  3. террористические акты

  4. катастрофы

  5. стихийные бедствия

5) Все опасные и вредные производственные факторы делят

  1. физические опасные

  2. химические опасные

  3. биологические опасные

  4. биохимические опасные

  5. психофизические опасные

  6. психофизиологические опасные

6) Совместите опасные и вредные производственные факторы и их обозначения

1.Химические 1. Воздействие патогенных микроорганизмов

2.Физические 2. Электрический ток; повышенное давление воздуха

3.Биологические 3. Вредные для организма человека вещества

4.Психофизиолог-ие 4. Генетическая особенность человеческого

организма; устойчивость психики в

экстремальных ситуациях

7) Физическая защита здания образовательного учреждения

  1. правоохранительные органы

  2. организация обучения сотрудников охраны

  3. шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ

  4. системы видеонаблюдения

  5. руководство, персонал ОУ и охраны, служба обеспечения

8) Охрана образовательного учреждения

  1. организация охраны и режима

  2. барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей

  3. вахтеры, сторожа, руководство, персонал охраны

  4. система автоматического электронного допуска

  5. системы радиомониторинга и оповещения оперативных служб о ЧС

9) Технические средства охраны и безопасности ОУ

  1. план совместных мероприятий ЧОП и ОУ

  2. освещение зданий, периметров и территорий

  3. система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация

  4. ручные и стационарные мелаллодетекторы

  5. организация оперативного информирования руководителей ОУ

10) Виды адаптации

  1. этническая

  2. физическая

  3. биологическая

  4. деструктивная

  5. социальная

11) Совместите термины и определения типов территорий

1. Экстремальные территории 1. Адаптация переселенцев протекает

быстро и безболезненно

2. Дискомфортные территори 2. Адаптация переселенцев

протекает с сильным напряжением

адаптационных систем организма

с постепенной компенсацией

3. Гипокомфортные территории 3. Адаптация населения протекает с

критическим напряжением

адаптационной системы организма

4. Прекомфортные территории 4. Адаптация сопровождается очень

сильным напряжением системы

организма с затрудненной компенсацией

5.Комфортные территории 5. Адаптация с умеренной

напряженностью системы организма с

быстрой компенсацией

studfiles.net

Тема 5. Профессиональная этика и её взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики.

Понятие профессиональной этики. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии. Основные принципы и социальные функции профессиональной этики.

Виды профессиональной этики.

Раздел II. Профессиональная этика юриста

Тема 6. Основные особенности юридической этики.

Специфика профессиональной деятельности юриста. Понятие и структура юридической этики. Нравственные качества юриста. Профессиональные этические кодексы в правовой деятельности. Общая характеристика принципов юридической этики. Нравственное отношение к человеку как основной ценности. Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Единство справедливости и истины. Совесть как нравственный механизм принятия решений. Профессиональная честь. Профессиональный долг и ответственность.

Тема 7. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Конституция РФ - развернутая система норм, создающих гарантии прав личности. Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ.

Тема 8. Этика производства следственных действий и нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника.

Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами. Нравственные начала в деятельности прокуратуры. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Тема 9. Судебная и адвокатская этика.

Понятие судебной этики. Кодекс судейской этики. Адвокатская этика. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Истина как ценность. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Кодекс профессиональной этики адвоката, трудности и перспективы его реализации и совершенствования.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает подготовку бакалавра по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

  • нормотворческая;

  • правоприменительная;

  • правоохранительная;

  • экспертно-консультационная;

  • педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Целью учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у бакалавров общекультурных, профессиональных и дополнительных компетенций, необходимых для:

  • осуществления нормотворческой деятельности;

  • участия в подготовке нормативно-правовых актов;

  • осуществления правоприменительной деятельности;

  • обоснования и принятия в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;

  • составления юридических документов;

  • осуществления правоохранительной деятельности;

  • обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

  • охраны общественного порядка;

  • предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений;

  • защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • осуществления правовой экспертизы документов;

  • осуществления педагогической деятельности;

  • преподавания правовых дисциплин;

  • осуществления правового воспитания.

Для освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо формирование у студентов профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека в чрезвычайных ситуациях. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

К задачам учебной дисциплины относятся:

  • теоретическое познание чрезвычайных и экстремальных ситуаций;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • выработка правильных поведенческих действий в различных ситуациях чрезвычайного характера;

  • психологическое моделирование ситуаций;

  • развитие мотивации сохранения жизни и воспитание чувства ответственности за свою жизнь, и жизнь окружающих.

Достижениями результатов освоения дисциплины являются:

на уровне знания:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания», правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • основные методы защиты от вредных и опасных факторов применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

на уровне умения, навыка:

  • эффективно применять методы защиты от негативных воздействий применительно к своей профессиональной деятельности;

  • правильно и быстро просчитать ситуацию опасности и выбрать наиболее рациональный путь к спасению пострадавших;

  • выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

  • оказать медицинскую помощь пораженным и себе при возможных повреждениях, ранениях;

на уровне владения:

  • законодательными и нормативно-правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; понятийно-технологическим аппаратом в области безопасности.

studfiles.net

Министерство образования Российской Федерации

Московская финасово-юридическая академия Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Финов В.П.

Москва 2004 г.

Настоящее учебное пособие подготовлено лауреатом Государственной премии, профессором Финовым Владимиром Петровичем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для экономических, финансовых, юридических, информационных и гуманитарных специальностей, и предназначено для студентов всех форм обучения

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………..

  2. Правовые основы безопасности жизнедеятельности…………………..

2.1. Организация первоочередного жизнеобеспечения………………...

  1. Поведение в криминальной обстановке…………………………………

  2. Норма безопасности на рабочем месте………………………………….

  3. Природные стихийные бедствия и поведение населения…...………….

5.1.Правила поведения и действия населения при селевых потоках и оползнях…………………………………………………………

  1. Техногенные аварии и защита населения………………………………

  2. Современное оружие…………………………………………………….

  3. Медицина катастроф…………………………………………………….

  4. Национальная безопасность…………………………………………….

  5. Список литературы……………………………………………………...

1. Введение

Безопасность жизни и условий работы человека в настоящее время находит- ся на недопустимо низком уровне. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является практически инструкцией выживания в современных условиях. Современные условия характеризуются ростом криминогенной обстановки, ухудшением условий охраны труда работодателями .

За последние годы в нашей стране убито 55 членов Государственной Думы, чего не испытало ни одно государство мира. По статистическим данным из 100 % людей ,погибающих насильственной смертью, 5 % погибают на работе из-за несоблюдения условий техники безопасности, 95% в криминальной обстановке в быту и на улице. Такая криминальная обстановка начала складываться при президенте Горбачеве с 1988 г, со вступления в силу Закона о госпредприятии с полным хозрасчетом, самоуправлением, самофинансированием, самоокупаемостью. Это вызвало подковерную борьбу за денежные ресурсы и послужило причиной становления российского криминального сообщества. А введение маратория на смертную казнь президентом Ельциным Б. Н. привело к дальнейшему росту преступности. По данным журнала «Милиция»№2 2002 г число убийств в стране возросло с 8,8тыс.чел. в год до 32,3 тыс.человек и остается фактически на этом уровне в настоящее время. По данным этого же журнала жертвы милиции за 4 года при задержании преступников составили 1137 погибших милиционеров, против 621 убитых преступников,что говорит о серьезной опасности, угрожающей правоохранительным органам со стороны внутренних террористов.

Поведение человека в условиях криминальной обстановки составляет одну из основных глав «Безопасности жизнедеятельности» (БЖД). Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» по сути является синтетической дисциплиной, состоящей из элементов охраны труда,экологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,гражданской обороны, национальной безопасности. Уровень безопасности зависит от подготовленности к экстремальным ситуациям непосредственно защищаемого, что входит в задачу курса, и подготовленности руководителя, организующего мероприятия по защите. Так как все аварии и катастрофы сопровождаются предвестниками не в полной мере доступными человеку, то научную сущность БЖД можно условно подразделить на три уровня: изучение предвестников, оставленных нам предками, разработка методов приостановки развивающейся чрезвычайной ситуации, разработка приборного определения предвестников катастроф с целью уменьшения ущерба человечеству.

studfiles.net


Смотрите также