Закон суров, но он закон...

Аккредитация юристов


Кому нужна аккредитация судебных представителей?

Уже давно не секрет, что на уровне ВАС РФ обсуждается идея ограничить представительство в арбитраже, предоставив такое право только тем представителям, которые будут соответствовать определённым требованиям. Идее ограничить представительство в арбитраже был посвящён круглый стол, организованный в ВАС РФ 25.10.2012 г.

Суть идеи в том, что, для того, чтобы заслужить право представлять интересы клиента в арбитражном суде, юрист должен пройти аккредитацию при арбитражном суде. Аккредитация арбитражных представителей должна будет способствовать повышению профессионализма представителей, а также их ответственности и дисциплинированности. Для этого предлагается ввести ответственность арбитражных представителей за проявление «неуважения к суду» в виде штрафов и крайней меры – аннулирование аккредитации на определённый срок, то есть своего рода дисквалификации.

Конечно же, у такой идеи есть множество противников и сторонников.

Сторонниками такой идеи являются: 

  1. Представители адвокатуры. И не удивительно, ведь разработчики предусматривают, что представителей со статусом адвоката внесут в реестр аккредитации автоматически и без ограничений. Логика в том, что адвокаты при получении своего статуса сдают адвокатский экзамен, а потому подтверждать свою профпригодность считают излишним. Введение обязательной аккредитации арбитражных представителей значительно снизит конкуренцию адвокатам.
  2. Представители судебной власти. Считается, что с повышением профессионального уровня представителей, дела будут рассматриваться быстрее и легче, чем сейчас. Да и какому судье не хочется держать на поводу представителей, которых можно приструнить, наказать, да бы не заявляли в суде лишнего и не затягивали процесс.
Опять за старое!

В прошлом представительство в арбитраже уже пытались ограничить, но безуспешно. АПК РФ в редакции № 3 от 17.11.2005 г. в части 5 ст. 59 предусматривал, что «представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты».Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П данная норма была признана не соответствующей Конституции РФ.

Кто же будет вправе представлять интересы по новому АПК РФ?

Условием для аккредитации представителя будет наличие высшего юридического образования – квалификация "юрист" по специальности "Юриспруденция" (степень бакалавра и магистра юриспруденции по направлению подготовки "Юриспруденция").

Далее, законопроект предусматривает пункт следующего содержания: "лица, аккредитованные при арбитражных судах в качестве судебного представителя, и не имеющие статус адвоката, вправе осуществлять судебное представительство только тех лиц, с которыми они состоят в трудовых отношениях".

Таким образом, представлять интересы в арбитражных судах будут:

  1. адвокаты,
  2. лица, с высшим юридическим образованием, состоящие в трудовых отношениях с представляемым.
Если с требованием о наличии высшего юридического образования ещё можно согласиться, то требование о наличие трудовых отношений у представителя с представляемым лишено всякого здравого смысла.

Насколько аргументы сторонников идеи обоснованы? Действительно ли необходима аккредитация арбитражных представителей? Кому нужна эта аккредитация?

Рассмотрим аргументы сторонников идеи. 

Заблуждение первое: аккредитация арбитражных представителей будет способствовать повышению профессионального уровня представителей, в результате чего в суде интересы будут представлять профессионалы, а не любители.

 

Будет ли аккредитация способствовать повышению профессионализма на практике?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию с адвокатурой. Желающие получить статус адвоката сдают адвокатский экзамен, на котором подтверждают свои знания. Однако профессиональный уровень и ответственность адвокатов в настоящее время оставляет желать лучшего. Об этом, не стыдясь, признаются и сами адвокаты.

В моей судебной практике было дело о взыскании долга по договору займа, которое длилось почти год. Интересы истца представлял я, интересы ответчика очень солидный адвокат с опытом работы 15 лет. В ходе рассмотрения проводились две судебные экспертизы: первая была не в нашу пользу, вторая в нашу. В итоге дело я выйграл. Но самое смешное, это то, что по 95 % сумм платежей истек срок исковой давности и адвокат за столь длительное рассмотрение дела не догадался заявить о пропуске срока.

Другой пример. Лицо обратилось к двум юристам, один из которых был адвокат, с просьбой подать иск и представлять его интересы. Юристы, сперва, подали иск не в тот суд. После того, как суд возвратил им иск, указав на подсудность, они подали иск в другой суд. Но к этому моменту уже истёк срок исковой давности, в результате чего в иске было отказано (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.04.2009 N 5067). 

ВЫВОД: сдача экзамена не гарантирует высокий профессиональный уровень адвоката и уже тем более не компенсирует недостаток внимательности у адвоката.

Возникает вопрос: если сдача адвокатского экзамена не способствует повышению профессионального уровня у адвокатов, то с чего они взяли, что аккредитация будет способствовать повышению профессионального уровня у арбитражных представителей?

Сама идея ограничить представительство в арбитраже наличием трудовых отношений у представителя без статуса адвоката с представляемым, никак не может способствовать повышению профессионализма. Кто сказал, что штатный юрист лучше, чем наёмный? 

Заблуждение второе: повышение профессионального уровня представителей приведёт к тому, что судебные дела будут рассматриваться вовремя и правильно.

Пожалуй, это самое глупое заблуждение. Чем выше профессиональный уровень представителей сторон по делу, тем сложнее становится спор.

Опытные и хитрые представители знают, как заставить суд истребовать необходимые доказательства, как оспорить доказательства другой стороны и, даже, как добыть доказательство, которого не существует вовсе.

Как думаете, легко ли судье рассматривать дело, когда с обоих сторон выступают «опытные волки»?

Более того, из моего опыта и опыта моих коллег могу утверждать, что судьи не любят «шыпко» грамотных представителей. Некоторых, даже раздражает красноречие представителей. Одному такому представителю по делу, которое я вёл, судья сказала: «сбавьте тон, мне трудно вас слушать».

Заблуждение третье: принятие западного опыта.

Сторонники идеи ссылаются на то, что в странах с развитым правосудием, уже давно существует институт профессиональных судебных представителей. Например, в США, лицо, получившее статус адвоката, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо получение соответствующего разрешения.

Итак, в чём же тут заблуждение? Дело в том, что законодательство штатов Америки серьёзно отличается друг от друга. Например: в одних штатах применяется смертная казнь, в других нет; в одних штатах совершеннолетие гражданина начинается с 18 лет, в других с 21 года. Различны также основания разводов, мер уголовного наказания за одно и то же преступление и т.д.

Как видим, законодательство штатов различно даже по тем вопросам, которые у нас регулируются на уровне одного федерального закона. Чего уж там говорить о различиях права, регулирующего хозяйственную деятельность: поставка, аренда, подряд, интеллектуальная собственность и т.д.

Таким образом, необходимость сдачи экзамена в целях получения права представительствовать в судах конкретного штата в США объективно оправданна. А у нас? У нас по всей стране действуют единые кодексы и федеральные законы. Законодательство на местном уровне отличается лишь по незначительной сфере вопросов.

Представители адвокатуры возразят, сказав, что в тех же США представительствовать в судах вправе только юристы, получившие статус адвоката. Верно. Но! Адвокатура в США не идёт ни в какое сравнение с адвокатурой в России. Получить статус адвоката в США сложнее, чем у нас стать судьёй. Там смотрят не только на знания, но и на моральный облик кандидата. Кроме того, адвокаты в США несут реальную ответственность перед клиентом за убытки, причинённые в результате своей халатности.

В России крайне редко адвокаты привлекаются к дисциплинарной ответственности, а чтобы адвокат возмещал убытки своему клиенту, такого вообще не бывает. Вот и получается, что юрист со статусом адвоката у нас ни чем не лучше юриста без такого статуса. Так за что же им давать такие привилегии?

А теперь рассмотрим, какие минусы в себе таит идея аккредитации судебных представителей. 

1. Ограничение конкуренции. 

С момента ограничения прав на представительство в арбитражных судах резко сократится конкуренция на рынке правовых услуг, прежде всего в пользу адвокатов. Ограничение конкуренции повлечёт за собой негативные последствия.

Во-первых, резко увеличится стоимость юридических услуг. Многие клиенты просто откажутся обращаться в суд.

Во-вторых, появятся посредники. Люди, которые не пройдут аккредитацию, не уйдут с рынка, а просто начнут перепоручать ведение дел адвокатам. В итоге, общаться с клиентом будет один человек, а вести дело в суде другой. Как следствие существенно снизится качество услуг, а стоимость повысится.

В-третьих, как не парадоксально это прозвучит, но профессиональный уровень представителей, через два года станет ещё ниже, чем сейчас. Почему? А потому, что конкуренция это стимул профессионального роста юриста. Чем ниже конкуренция, тем ниже и профессиональный уровень юриста. Сравните уровень юристов в крупных городах с уровнем юристов в небольших городках и вы поймёте, что там, где больше юристов работает, тем выше показатель качества оказываемых услуг. Более того, в арбитраж пойдут адвокаты, которые до селе занимались только уголовными делами. Сомневаюсь, что такие представители будут эффективно защищать интересы своих доверителей. 

2. Бесчинство судей. 

Представители судебной власти, наряду с аккредитацией судебных представителей, хотят ввести административную ответственность представителей за проявление «не уважения к суду».

За не уважение к суду представителя будут штрафовать, а за неоднократное не уважение суда в течение одного года лишат аккредитации вовсе годика так на три.

Если некоторые представители из адвокатуры в силу своей жажды наживы не способны понять, чем это всё обернётся, то другие юристы прекрасно осознают, что из них хотят сделать послушных и «пушистых» представителей.

Под «неуважение к суду» можно подвести всё что угодно: не предоставление доказательства либо, напротив, предоставление слишком большого объёма доказательств, не явка представителя, не принятие мер к заключению мирового соглашения и др.

В моей практике был случай, когда судья распсиховалась из-за того, что я не направил другой стороне предложение заключить мировое соглашение. Другая судья потребовала от меня, чтобы я предоставил расчёт суммы долга, по той методике, о которой заявляет ответчик.

«Абсурд, бред, этого не может быть» - скажете вы. Увы, это суровая российская действительность. В качестве примера, можно привести определение о принятия иска по делу № № А71-14048/2010, в котором суд определил: «Обязать стороны заключить мировое соглашение (инициатива в заключении мирового соглашения возлагается на истца)».

Введя административную ответственность судебных представителей, мы вернёмся в советское прошлое, где юристу в суде отводилась формальная роль. 

А судьи кто?

Основной довод сторонников идеи аккредитации судебных представителей в арбитраже сводится к тому, что большинство представителей приходят в суд с низким уровнем знаний и опыта, что не позволяет им эффективно защищать интересы своих клиентов.Конечно, трогательно слышать, что наши судьи озабочены интересами клиентов, которых представляют безграмотные представители. Но в действительности всё это красивая чепуха.

Цель сторонников идеи – снизить конкуренцию, прежде всего для адвокатуры, и ввести превентивные меры для представителей.

Не о профессиональном уровне представителей должны заботиться судьи Высшего Арбитражного Суда, разрабатывая свои законопроекты, а о профессиональном уровне судей нижестоящих судов, который у многих ниже, чем у самих представителей.Правосудие сегодня находится в глубоком кризисе. Отсутствует формальный в силу закона подход к рассмотрению дел, положения АПК РФ судьи применяют по своему желанию.

Например, в одном деле, мы заявили о фальсификации доказательств и просили назначить почерковедческую экспертизу. Судья разъяснил уголовные последствия и отказал в назначении экспертизы, взыскав долг с клиента, который договор не подписывал (дело № А60-26633/2012). И это притом, что судья обязан проверить достоверность заявления о фальсификации доказательства согласно ст. 161 АПК РФ. Вопрос: зачем тогда было разъяснять уголовно-правовые последствия заявления о фальсификации доказательств, если судья не проверил его достоверность?

А как судьи пишут решения? Грамотно мотивированное решение редкость в наши дни. Согласно ст. 170 АПК РФ описательная часть решения должна содержать мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Заключение

Итак, если кто думает, что введение аккредитации судебных представителей в арбитраже будет способствовать повышению качества оказываемых юридических услуг, то он сильно заблуждается. Пострадают, прежде всего, предприниматели и организации, которые вынуждены обращаться через представителей в арбитражный суд.

В результате введения аккредитации представители, имеющие среднее образование и многолетний опыт судебной практики, окажутся не у дел. За них в суд пойдут «зелёные» выпускники, получившие статус адвоката.

Если бы у разработчиков законопроекта действительно было бы намерение повысить профессиональный уровень у представителей, то критерием отбора был бы опыт работы по юридической специальности у представителя, а не диплом об образовании, трудовой договор и удостоверение адвоката.

Автор данной публикации против идеи ограничения представительства в арбитражных судах, так как уверен, что под славными лозунгами, одни хотят оттяпать себе «кусок торта» побольше, другие получить больше властных полномочий.

Руководитель юридического отделаГруппы Компаний «АВАЛЬ»Н.В. Лебеденко

ua-aval.ru

Профессионально-общественная аккредитация юридических программ

В условиях реформирования системы высшего образования независимая оценка качества является необходимым условием подготовки квалифицированных кадров. Сотрудничество Ассоциации юристов России и Ассоциации юридического образования стало отправной точкой формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации продуктивного взаимодействия с работодателями.

МАНИНА Татьяна Александровна – заведующая кафедрой менеджмента и права с курсом истории Пятигорского медико-фармацевтического института Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, руководитель направления «Юриспруденция в здравоохранении», кандидат юридических наук, доцент.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ России к Болонскому процессу и модернизация высшей школы привели к необходимости введения механизмов оценки и признания качества образования, соответствующих европейским стандартам [1].

На федеральном уровне основной комплекс обязательных мероприятий по оценке качества образования осуществляется Рособрнадзором, занимающимся лицензированием и государственной аккредитацией, а также контрольно-надзорными проверками. Процедуру мониторинга эффективности деятельности вузов, в свою очередь, проводит Минобрнауки РФ.

Как справедливо отмечает Т.Ф. Ящук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, оцениваемый с позиций этих форм контроля вуз ассоциируется с некой хозяйствующей организацией, ориентированной на измеримые экономические показатели. А параметры, задаваемые аккредитацией, мониторингом и рейтингами, хотя и претендуют на универсальность, слабо отражают специфику отдельных образовательных программ, в том числе по юриспруденции [2].

Общественная и профессионально-общественная аккредитация – независимые формы участия профессиональных сообществ, работодателей, педагогических работников и обучающихся в процедуре оценки качества, обеспечивающие ее объективность и достоверность. Именно такая оценка может гарантировать высокий уровень подготовки выпускников, признание достижений вуза в образовательной и научной деятельности, создание механизмов, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности России в европейском пространстве.

ПИОНЕРАМИ внедрения модели общественной аккредитации в России стали вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области юриспруденции. Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» было дано поручение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (АЮР) при содействии Правительства РФ разработать и внедрить в практику механизм общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Аккредитация проводилась на основе методики и критериев, разработанных экспертами АЮР. С 2009 по 2015 годы такую аккредитацию получили 138 вузов (факультетов) и 6 филиалов, реализующих программы юридического профиля. Помимо АЮР, оценку уровня деятельности образовательных организаций проводили Ассоциация юридического образования (АЮРО) и Ассоциация юридических вузов (ЮРВУЗ), общественную аккредитацию которых получили соответственно 67 и 26 вузов (факультетов).

Для формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации взаимодействия с работодателями в области совершенствования юридического образования Ассоциация юристов России и Ассоциация юридического образования заключили соглашение о сот­рудничестве. Результатом стала разработка модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции и модели учёта её результатов при государственной аккредитации, а также положения о профессионально-общественной аккредитации в области юриспруденции.

В 2015 году стартовал пилотный проект по профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ, в котором участвовали 9 ведущих вузов в области юридического образования: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Уральский государственный юридический университет, НИУ «Высшая школа экономики», Южный федеральный университет и другие.

Результаты проекта были рассмотрены на совместном заседании АЮР и АЮРО и признаны успешными. Сравнительный анализ показателей и критериев общественной и профессионально-общественной аккредитации приведен в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии общественной и профессионально-общественной аккредитации

СОГЛАСНО данным, озвученным на пресс-конференции Федеральной палаты адвокатов, на начало 2016 года в России образовательные программы в области юриспруденции реализовывали 270 вузов и филиалов, что составило 30 процентов от общего числа образовательных организаций страны, где по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучались около 650 тыс. студентов. Общее количество получивших общественную аккредитацию в АЮР, АЮРО и ЮРВУЗ составляют 93 вуза (филиала).

Учитывая, что общественная аккредитация в области юриспруденции предшествует государственной и является обязательной для вузов (филиалов), занимающихся подготовкой юридических кадров, логично предположить, что образовательные организации иных профилей вправе обратиться в другие аккредитационные структуры для прохождения процедуры оценки качества своей деятельности. Помимо профессиональных ассоциаций и союзов, независимую общественную и общественно-профессиональную аккредитацию осуществляют общероссийские организации, которые выступают посредниками при взаимодействии с организациями международными и профессиональными.

В России к таким относится Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр). Организация на протяжении многих лет успешно проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ по европейским стандартам гарантии качества высшего образования, занимается проектной и исследовательской деятельностью в области оценки и гарантии качества образования, осуществляет методическую и консультационную поддержку образовательных организаций и органов управления образованием по вопросам экспертизы образовательных программ, ведет международную деятельность, участвует в работе международных сетей организаций по гарантии качества, поддерживает контакты с зарубежными аккредитационными агентствами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // «Высшее образование в России», 2015, № 5. – С. 12-20.
  2. Ящук Т.Ф. Оценка юридического образования: аккредитация, мониторинг, рейтинги // «Российская юстиция», 2013, № 7. – С. 58-60.

www.akvobr.ru

5. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    

Аккредитация - процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов (п 1.1 Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по страндартизации и метрологии от 30 декабря 1999 года N 72).

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. К указанным работам и (или) услугам относятся:

- аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

- испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

- поверка средств измерений;

- обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 100.

Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 декабря 2002 года N 124.

При аккредитации метрологических служб юридических лиц выдается аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации (приложение 1  Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 декабря 2002 года N 124.). Срок действия аттестата аккредитации не превышает 5 лет.     

Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 100.

Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии утвержден постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2010 года N 250.

6. Государственный метрологический надзор

                

Государственный метрологический надзор - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий (см. пп.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

- соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

- наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;

- соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору, не позднее трех месяцев со дня ее осуществления. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется Межрегиональными территориальными управлениями, расположенными в семи федеральных округах. Общая численность МТУ Ростехрегулирования, выполняющих функции по государственному метрологическому надзору и государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к продукции, составляет около 400 человек. Выполнение надзорных функций МТУ Ростехрегулирования, определенных законодательством, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Должностные лица МТУ Ростехрегулирования осуществляют государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, а также государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, и за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже (см. приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 июня 2009 года N 529 "Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года").

Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждено приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 июня 2009 года N 476.

Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 января 2004 года N 5.

Положение об осуществлении государственного метрологического надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 6.04.2011 N 246.

studfiles.net

Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий - с изменениями, проверено 28.12.2017 - Градостроительный кодекс - Кодексы Российской Федерации

Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий

1. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

2. Юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий при условии соответствия следующим минимально необходимым требованиям:

  • 1) наличие по месту основной работы соответственно не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее чем пять работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. Перечень направлений деятельности экспертов, а также требования к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
  • 2) наличие у юридического лица сайта в сети "Интернет";
  • 3) наличие регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, утверждённого приказом руководителя юридического лица и размещенного на сайте такого юридического лица в сети "Интернет".

3. Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, по итогам аккредитации выдает юридическому лицу свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или принимает решение об отказе в выдаче такого свидетельства об аккредитации с указанием причин принятого решения.

5. Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано размещать на своем сайте в сети "Интернет" следующие информацию и документы:

  • 1) наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона юридического лица;
  • 2) состав органов управления юридического лица;
  • 3) фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;
  • 4) регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

6. Информация и документы, размещаемые на сайте организации в сети "Интернет" в соответствии с частью 5 настоящей статьи, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, ведёт государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. В таком реестре в отношении каждого из указанных юридических лиц должны содержаться следующие сведения:

  • 1) идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), номер контактного телефона, адрес сайта юридического лица в сети "Интернет";
  • 2) область аккредитации юридического лица с указанием вида негосударственной экспертизы, в отношении которого получена аккредитация;
  • 3) фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона руководителя юридического лица, аккредитованного на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
  • 4) фамилии, имена, отчества работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, с указанием направлений деятельности;
  • 5) дата выдачи свидетельства об аккредитации;
  • 6) дата начала приостановления действия свидетельства об аккредитации;
  • 7) дата возобновления действия свидетельства об аккредитации;
  • 8) дата аннулирования свидетельства об аккредитации;
  • 9) информация об обжаловании в судебном порядке решения о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства (наименование и реквизиты акта, на основании которого решение о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства признано недействительным).

8. Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

9. В срок не позднее одного рабочего дня со дня аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, принятия решения о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, вносит в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, предусмотренные частью 5 настоящей статьи сведения.

10. Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано уведомить в письменной форме об изменении сведений, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 7 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и одновременно представить соответствующие документы. В течение трёх дней со дня получения таких уведомления и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

11. Внесение сведений в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, изменение таких сведений осуществляются без взимания платы.

12. Порядок ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

dogovor-urist.ru

100 юридических вузов прошли аккредитацию Ассоциации юристов России — Российская газета

Ассоциация юристов России ведет масштабную работу по аккредитации вузов. Причина в том, что на популистской волне 90-х годов возникла своего рода мода на юристов, бизнесменов, менеджеров, платные вузы стали расти как грибы после дождя.

К примеру, список юридических вузов по стране давно перевалил за тысячу, в то время как на всю большую советскую страну их было чуть более полусотни, и ведь справлялись.

Но жизнь все расставляет по своим местам, и скоро выяснилось, что людей с дипломами юристов у нас пруд пруди, а действительно толковых, квалифицированных юристов - опереться бывает не на кого.

 1200 вузов готовят сейчас юристов. Но качество образования во многих из них не позволяет выпускать профессионалов высокого уровня.

Однако как молодой абитуриент узнает, где действительно настоящая академическая школа, а где халтура и пустая трата денег на липовое обучение? Не толпиться же всем миром у ворот, скажем, МГУ. Роль лоцмана в образовательном море взяла на себя Ассоциация юристов России. Было решено провести аккредитацию всех юридических вузов, чтобы оценить их состоятельность в деле подготовки юридических кадров. Процедура эта добровольная, но кто хочет получить своего рода "знак качества", тот стремится пройти аккредитацию.

На сегодняшний день число таких вузов достигло цифры 100. В их состав вошли такие известные в стране, проверенные жизнью и временем юридические школы, как Московская юридическая академия, носящая ныне имя О.Е. Кутафина, Уральская юридическая академия, Саратовская академия права, Санкт-Петербургский госуниверситет, уже упомянутый МГУ и другие авторитетные в юридическом мире вузы. Но есть среди них и много новых имен практически во всех регионах России. В Нижнем Новгороде и Пензе, Казани и Хабаровске, Омске и Самаре, Ростове и Махачкале готовят юристов, способных успешно трудиться в правоохранительных органах и бизнесе, прокуратуре и судебной системе, адвокатуре и нотариате. Так что любой выпускник школы, мечтающий о юридической карьере, может найти для себя достойный вуз, где учиться будет полезно и удобно.

По оценкам руководства Ассоциации юристов России, работа по аккредитации юридических вузов будет продолжена, их число будет доведено примерно до двух сотен. А перечень академий, университетов и школ, вошедших в первую сотню, публикуется в сегодняшнем номере и на сайте "Российской газеты".

Перечень аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров

ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", ГОУ ВПО "Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина", ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет", ГОУ ВПО "Уральская государственная юридическая академия", ФГОУ ВПО "Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации", ФГОУ ВПО "Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации", ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", ФГАОУ ВПО "Дальневосточный федеральный университет", ФГОУ ВПО "Московский университет Министерства внутренних дел России", ФГОУ ВПО "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации", ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", ГОУ ВПО "Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", ФГОУ ВПО "Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел РФ", ФГКОУ ВПО "Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России", ГОУ ВПО "Ставропольский государственный университет", ГОУ ВПО "Тюменский государственный университет", ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет", ФГБОУ ВПО "Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова", ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет", ФКОУ ВПО "Академия права и управления ФСИН" (г. Рязань), ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Астраханский государственный университет", ФГКОУ ВПО "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", АНО ВПО "Белгородский университет кооперации, экономики и права", ФГБОУ ВПО "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых", ФКОУ ВПО "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний", ФГОУ ВПО "Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права", г. Казань, АОУ ВПО Республики Коми "Коми республиканская академия государственной службы и управления", ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева", ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского", НОУ ВПО "Нижегородская правовая академия (институт)", ФГКОУ ВПО "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", НОУ ВПО "Омский юридический институт", ФГКОУ ВПО "Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Пермский государственный национальный исследовательский университет", ФГБОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет", ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет", ФГБОУ ВПО "Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина", ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина", ФГБОУ ВПО "Самарский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет", ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", ФГБОУ ВПО "Тверской государственный университет", ФГБОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет", НВПО "Уральский институт экономики, управления и права", ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Юго-Западный государственный университет", ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова", ФГБОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова", ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет", АОЧУ ВПО "Московский финансово-юридический университет МФЮА", НОУ ВПО "Российский новый университет", ФГКОУ ВПО "Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", АНО ВПО "Межрегиональный открытый социальный институт", ФГКОУ ВПО "Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет", ФКОУ ВПО "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний", ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина", НОУ ВПО "Российская академия адвокатуры и нотариата", ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)", ФКОУ ВПО "Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний", ФГКОУ ВПО "Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФКОУ ВПО "Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", ЧОУ ВПО "Международный центр МГУ имени М.В. Ломоносова" (Женева, Швейцария), ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов", ФГОБУ ВПО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", ФКОУ ВПО "Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний", ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", ФГАОУ ВПО "Забайкальский государственный университет", ФГКОУ ВПО "Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", МАОУ ВПО "Нижнекамский муниципальный институт", ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный университет", НОУ ВПО "Санкт-Петербургская юридическая академия", ФГОБУ ВПО "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена", ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет", НОУ ВПО "Международный юридический институт", ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина", ФГБОУ ВПО "Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс"

Данный документ не является рейтингом образовательных учреждений.

Интервью с сопредседателем Ассоциации юристов России Сергеем Степашиным читайте в завтрашнем номере "Российской газеты", в очередном выпуске "Российской газеты - Недели" и на сайте "РГ".

rg.ru

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности - с изменениями, проверено 28.12.2017 - Закон об образовании - Законы Российской Федерации

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом её филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности её проведения и ответственности экспертов за качество её проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

  • 1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
  • 2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

  • 1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

  • 1) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 500-ФЗ;
  • 2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;
  • 3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения её государственной аккредитации.

27. За выдачу свидетельства о государственной аккредитации, переоформление свидетельства о государственной аккредитации и выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

28. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

29. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливаются:

  • 1) требования к заявлению о государственной аккредитации, перечень включаемых в него сведений, требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации, и их перечень;
  • 2) порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов;
  • 3) порядок проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы;
  • 4) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;
  • 5) порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении действия государственной аккредитации, возобновлении действия государственной аккредитации или лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;
  • 6) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;
  • 7) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации;
  • 8) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 500-ФЗ;
  • 9) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:
    • а) образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;
    • б) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности;
    • в) образовательной деятельности при отсутствии обучающихся, завершающих обучение по реализуемым образовательным программам в текущем учебном году.

dogovor-urist.ru

В вуз - по рекомендации

Ассоциация юристов России опубликует результаты общественной аккредитации юридических вузов страны.

Важный вопрос - лицензирование и общественная аккредитация вузов, осуществляющих подготовку по юридическим специальностям, обсудили в Ассоциации юристов России - на совместном совещании Комиссии по общественной оценке качества юридического образования и Комиссии по юридическому образованию.

В выступлениях сопредседателя АЮР Сергея Степашина, членов Президиума ассоциации Виктора Блажеева, Сергея Шахрая много внимания было уделено общественной аккредитации вузов. Прозвучало предложение о размещении его результатов на интернет-портале Ассоциации юристов России и вузов.

Таким образом, будущие студенты, зайдя на веб-портал АЮР выбранного вуза, смогут получить информацию о том, прошел ли интересующий их вуз общественную аккредитацию и насколько он отвечает всем необходимым профессиональным требованиям.

О том, как будет проходить общественная аккредитация юридических вузов и кто будет отвечать за нее, мы попросили рассказать декана юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, члена Президиума АЮР, председателя Московского отделения АЮР Александра Голиченкова.

Российская газета: Указ президента "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ" от 26 мая 2009 года предписывал обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных госстандартов высшего профессионального образования по специальности "юриспруденция" до 1 января 2010 года. Почему же к практической стадии подошли только сейчас?

Александр Голиченков: Нужно различать "разработку и обсуждение" и "практическую реализацию" стандартов. Предписание было адресовано правительству РФ. Помимо федеральных органов исполнительной власти в работе над Указом принимали участие представители Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Генеральной прокуратуры РФ, а также общероссийских объединений работодателей и иных общественных организаций, имеющих потребность в квалифицированных юридических кадрах. Мне неизвестно, чтобы кто-то из перечисленных органов или организаций сработал некорректно.

АЮР свою часть работы выполнила полностью и вовремя. Разработка и обсуждение новых федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции велась с привлечением представителей всех ведущих юридических вузов страны: ДВГУ, МГУ, МГЮА, МУ МВД, РУДН, СГАП, СПбГУ, УрГЮА и других. Консолидированные документы, отражавшие достигнутый консенсус, были одобрены на заседании президиума Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию 6 июня 2009 года в Саратове.

РГ: Что такое общественная аккредитация? Какими принципами должны руководствоваться представители общества, осуществляя аккредитацию вузов, которые занимаются подготовкой юристов?

Голиченков: Общественная аккредитация - это процедура установления или подтверждения соответствия работы вуза определенным критериям. А критерии эти определяет юридическое сообщество. В данном случае президент России поручил разработать необходимые механизмы Ассоциации юристов России. Вуз, прошедший общественную аккредитацию, получает сертификат, который означает, что его руководителям, профессорам и преподавателям оказано доверие их коллег, работодателей, юристов других юридических специальностей, входящих в АЮР.

Цель - повышение качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиление контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

РГ: По каким критериям будет проводиться аккредитация вузов?

Голиченков: Все критерии можно разделить на несколько групп: организация образовательного процесса, его кадровое, материально-техническое, информационное, финансовое обеспечение, научная деятельность, данные социологических опросов.

РГ: Кто персонально будет отвечать за эту работу?

Голиченков: В рамках АЮР действует специальная комиссия по общественной оценке качества высшего юридического образования под руководством сопредседателя ассоциации Сергея Степашина.

РГ: Когда результаты аттестации появяться на сайте АЮР?

Голиченков: Результаты общественной аккредитации должны направляться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки России и учитываться при принятии решения о государственной аккредитации образовательных программ по направлению "Юриспруденция". Одновременно, думаю, они будут в обязательном порядке размещаться на сайте АЮР, сайтах вузов, проходивших аккредитацию, и, не исключено, - в "Юридической неделе" РГ. Сейчас такой механизм отрабатывается на практике под эгидой Ассоциации юридического образования. Ее учредители, а это ряд ведущих юридических вузов России - МГУ, МУ МВД, МГЮА, РУДН, СГАП, СПБГУ, УрГЮА - выступили с инициативой апробировать на себе предложенные механизмы аккредитации. Результаты будут опубликованы на сайте АЮРО и сайтах вузов, которые пройдут процедуру.

РГ: Какова будет судьба тех вузов, которые не пройдут общественную аккредитацию?

Голиченков: Прямых последствий, насколько я понимаю, не будет. Но это недвусмысленный и мощный сигнал государству, абитуриентам и их родителям о том, что этим вузам доверять нельзя.

rg.ru


Смотрите также